Ребенок кусается в детском саду что делать

Ребенок кусается в детском саду что делать

Ребенок кусается в детском саду что делать

Ребенок кусается в детском саду: воспитатель рассказывает, что делать в этой ситуации

«У нас проблема: ребенок кусается в детском саду. Уже и ругали, и наказывали, и просто объясняли, что так нельзя, ребяткам больно… Ничего не действует… Я в панике. Не знаю, что делать», — пишет мама маленькой девочки. По активности, с которой родители принимают участие в обсуждении сообщений на данную тему, делаем вывод, — проблема актуальна для многих. Как помочь малышу, который кусается и, тем самым, обеспечить безопасность других детей? Этот вопрос мы задали воспитателю высшей категории, финалисту областного конкурса «Воспитатель года Подмосковья» Оксане Голубевой.

© Instagram @ksudiz

Причины, по которым ребенок кусается

Чаще всего дети кусаются в возрасте от двух до пяти лет. Советую проанализировать, что произошло у ребенка. Определенно что-то повлияло, и малыш избавляется от накопившегося: выплескивает негативные эмоции, то, что его не устраивает. Он еще не может удержать свои чувства. Ему плохо, и он не знает, как это надо выразить, — отмечает эксперт.

Чаще всего дети кусаются в тот период, когда в семье происходят те или иные значимые для него события: рождение еще одного ребенка, переезд, ссорятся родители. И это все влияет на то, что малыш начинает волноваться, —на него не обращают внимание. «Как мне это изменить?», — думает он. И не находит ничего лучше, как укусить, добиваясь тем самым и выплеска негативных эмоций, и обращая на себя внимание взрослых.

Возможно, в группе в детском саду есть пример для плохого подражания: дети-агрессоры, которые решают свои проблемы таким образом. И ребенок, который понимает, что он слаб по отношению к обидчику, тоже кусается.

Отмечу, что и взрослые иногда провоцируют неправильную модель поведения. К примеру: малыш укусил в семье кого-то из взрослых. Могут даже комментировать: «Ничего себе, какой след остался!». Ребенок понимает: так делать можно. Какую ошибку допускают родители? Они не говорят: «Это плохо! Так делать нельзя».

Второй пример, когда родители провоцируют привычку кусать. Чаще всего этим злоупотребляют мамы. Когда ребенок маленький (или в семье есть второй малыш), взрослые с ним играют в «покусаю». (А чьи это ручки? Покусаю-покусаю. Чьи это ножки? Покусаю-покусаю). У ребенка возникает неправильная модель: кусают-смеются-играют. И он делает неправильный вывод: кусаться — это весело, это —игра».

У детей эмоции гипертрофированы: все очень хорошо или очень плохо. Это такие эмоциональные качели, в которых сложно удержаться. Они проявляются в то время, когда ребенок устал: ближе к дневному сну или вечеру. Поэтому если у ребенка есть привычка кусаться, нужно проявлять к нему максимум внимания, чтобы предотвратить попытку.

Не ругайте, а объясняйте

Нужно успокоиться всем: и воспитателям, и родителю, —поясняет Оксана Голубева.— И разработать стратегию, как помочь ребенку. Это сложная работа, результатом которой будет то, что малыш поймет — его слышат; видят, когда ему плохо.

Когда ребенок в дошкольном возрасте кусается, он стремится к тому, чтобы на него обратили внимание. Решает, что это самый доступный для этого способ.

Если ребенок укусил другого, его нужно отвести в сторону и спокойно поговорить. Взять за руку, поглаживать по руке или по плечу, строгим, но спокойным голосом сказать: «Так делать нельзя. Мы не кусаем. Мы умеем договариваться словами». Повторить это несколько раз спокойно и медленно (!). «Скажи, почему ты укусил? Ты сердишься? Ты расстроен? Ты хотел поиграть, а тебе не дали игрушку? В следующий раз скажи «дай мне, пожалуйста, эту игрушку». Если не отдают, подойди ко мне, я помогу тебе. И повторить это ребенку два-три раза. Шлепать по губам —нельзя! Наказывать — нельзя!

Нужно, чтобы ребенок услышал, — ему хотят помочь, он не одинок. Постараться сделать так, что он в следующий раз сумел объяснить взрослому, что с ним происходит. Можно сказать так: «Если вдруг почувствуешь, что хочешь укусить, подойди ко мне, мы с тобой поговорим, решим, как тебе помочь.

Как в игровой форме помочь ребенку, который кусается

Советую применять игровой метод. В детском саду мы использовали игрушку-крокодила. Я предлагала детям быть и крокодилом, и тем, кого он кусает. Малышам игра нравилась, они сами объясняли, что кусаться нельзя, от этого может быть больно. Подчеркну, что дети дошкольного возраста таким образом усваивают информацию лучше, чем просто слова взрослых, —делится опытом Оксана Голубева.

Чаще разговаривайте с ребенком, который кусается, учите его говорить о том, что чувствует. Это поможет выявить триггеры, которые провоцируют укусы. Запасайтесь терпением. И у вас все получится.

Что делать, если ребенок кусается: советы психолога

  • Почему он это делает?
    • Кто кусается?
  • Как бороться?
  • Когда обращаться за помощью к специалистам?
  • Советы психолога

Наши детки пробуют мир на вкус. И это правда, ведь рот, язык, имеющиеся на нем рецепторы – первые инструменты малыша, с помощью которых он узнает, как устроена жизнь. Именно поэтому крохи так любят тащить в рот все, что плохо лежит – от своих игрушек до взрослых предметов — очков, ключей и даже денег. Эту стадию развития проходят все без исключения. Но у многих ребят в определенном возрасте появляется еще одна неприятная привычка — кусаться или щипать окружающих. Малыш может покусать других детей на площадке или в детском саду, очень больно ущипнуть родственников или гостей, которые пришли в дом. Родителям стыдно, уговоры на ребенка не действуют. Что же делать в этой ситуации? Как отучить чадо пускать в ход ногти и зубы?

Почему он это делает?

Для начала нужно понять, почему ребенок поступает именно так.

  1. Физиологическая потребность кусаться. Наблюдается у детей в возрасте от 5 месяцев. Желание кусать и грызть вполне объяснимо – режутся зубки, чешутся и набухают десны, у крохи нет другого выхода, как тащить все в рот и прикусывать как можно сильнее. Это инстинктивное желание. Ребенок не отдает себе отчета в том, что он делает. Обычно «пик» зубных страданий длится до 9–11 месяцев.
  2. Эмоциональные проблемы. Примерно с 1 года чадо кусается вполне преднамеренно. Дело в том, что словарный запас крохи еще крайне мал, а чувств и эмоций хочется выразить не меньше, чем взрослому. Особенно в периоды стресса, ярких впечатлений. Поэтому малыш не находит другого выхода, как прибегнуть к привычному с рождения инструменту контакта с миром – рту.
  3. Поведенческие особенности. С полутора до 3-х лет малыш может кусаться из-за сильных стрессовых ситуаций. Типичный пример – смена обстановки, когда ребенок начинает посещать детский сад. Он испытывает на прочность границы разумного и допустимого и стремится держать ситуацию под контролем. Нередко он кусается в садике, потому что именно так пытается установить лидерство в коллективе ровесников.
  4. Психическое заболевание. Говорить о возможном наличии психиатрического диагноза можно только если ребенок продолжает кусаться в 4 года, 5 лет, в 6-7 летнем возрасте. В этом случае необходима консультация врача- психоневролога.

Кто кусается?

Всенародно известный детский доктор Комаровский уверяет, что кусаться пробуют все дети. Я с этим не соглашусь. Во всяком случае, ни один из моих четверых детей кусаться не пытался. Да и у подруг таких неприятностей не случалось. Но преуменьшать значение проблемы не буду. Лично видела, как в детском саду воспитатель «распекает» мальчика, который покусал двух девочек и нянечку. Картина не из приятных.

Итак, кто же склонен кусаться?

  • Дети – подражатели. Ребята, которым нравится копировать поведение окружающих. Кусаясь, они могут повторять действия кого-то из группы в детском саду или даже копировать манеры живущего у вас в доме щенка или котенка.
  • Излишне эмоциональные дети. Мальчики и девочки, которых переполняют чувства, но из-за недостаточной зрелости эмоциональной сферы они просто не могут выразить их как-то иначе.
  • Дети, которым не хватает внимания и любви. В попытке обратить на себя внимание, такие ребята нередко начинают кусаться и щипать. Причем, если рядом нет никого пригодного для этих действий, то нередко такой малыш кусает себя за руку сам.
  • Агрессивные дети. Если к 3 годам привычка кусаться не исчезла, несмотря на все старания родителей и воспитателей, это может говорить об отклонениях в развитии личности ребенка. У него высокий уровень агрессии. Требуется обязательная консультация врача, а затем – неукоснительное соблюдение комплекса корректирующих мер.
  • Дети с дефектами жевательных мышц. Непреодолимая тяга кусаться наблюдается у ребят со слабостью жевательных мышц. Такие малыши долго не могут расстаться с соской-пустышкой, а к 2 годам переключаются на другие объекты, но уже пускают в ход зубы.
  • Дети из «семей группы риска». Если в семье крик, брань, ссоры — явление нормальное и привычное, то малыш старается подсознательно «убежать» из такого «райского местечка». Он испытывает обиду, недоумение, страх, а часто и ненависть. Кусаться может начать в качестве защиты, не умея распознать свои чувства и найти им адекватный выход.

  • Избалованные дети. Они привыкли, что любая выходка сходит с рук, так почему бы не кусаться?
  • Дети, которым все запрещают. Если дома и то нельзя, и это нельзя, и вообще слово «нельзя» звучит чаще других, дети начинают протестовать. Кусаясь и щипая других, они как бы пытаются вырваться из слишком жестких рамок, установленных им извне.
  • Дети, которым не хватает физической активности. Если двигаться получается меньше, чем хочется, то потребность кусаться становится частично физиологической.
  • Дети, которым просто нравится кусаться.

Как бороться?

Способ борьбы с вредной и травмоопасной привычкой напрямую зависит от причин, по которым ребенок начал кусаться.

Если лезут зубки у грудного ребенка – купите ему силиконовые кольца — прорезыватели или специальные игрушки с «пупырышками» для массажа десен. Они продаются в аптеках и детских магазинах. Помогают гели, вроде «Метрогила». Но перед применением медикаментов лучше посоветоваться с врачом.

Если при кормлении грудью вы замечаете, что ребенок начал «хулиганить» — кусаться намеренно, сразу отнимайте грудь. Так у него выработается рефлекс «укусил – лишился пищи». Кусаться он перестанет довольно быстро, ведь даже самый маленький ребенок сам себе не враг, и прекрасно понимает, что ему нужно на самом деле для комфортной жизни.

Для ребят постарше неплохо будет увеличить физическую активность. Займитесь зарядкой, гимнастикой, отдайте малыша в секцию по плаванию.

Эмоциональным детям нужно планомерно каждый день «вкладывать в голову» мысль о том, что чувства можно и нужно проговаривать. Пусть с самого раннего возраста учится выражать свои эмоции словами: «Мне страшно», «Мне обидно», «Мне нравится эта игрушка, потому что она…», «Мне не хочется идти в гости, потому что…».

Если у ребенка слабые жевательные мышцы, и кусается он, как говорится, не со зла, справиться с ситуацией поможет употребление твердой пищи – чаще давайте малышу погрызть яблоко, сырую морковь, капустную кочерыжку. Отличное упражнение для жевательных мышц — надувание воздушных шариков и мыльных пузырей.

С детьми из так называемых «конфликтных» семей желательно поработать психологу. И, конечно, важно устранить все негативные факторы, которые заставляют малыша переживать стресс и копить агрессию.

Когда обращаться за помощью к специалистам?

На этот вопрос каждый родитель должен найти ответ сам, но вас должно насторожить «кусачее» поведение ребенка, если ему уже более трех лет, если недавно в семье и в садике произошла неприятная ситуация, которая произвела сильное травмирующее впечатление на психику малыша. К врачу стоит обратиться и в том случае, если кроме повышенной «кусачести» и «щипачести» у ребенка наблюдаются другие странности в поведении. Например, малыш начал проявлять агрессию и жестокость по отношению к своим игрушкам (кидает, преднамеренно ломает), животным (издевается), малыш почти не может сосредоточиться на чем-либо, плохо спит по ночам. Все эти признаки могут указывать на наличие психического отклонения.

Советы психолога

Часто можно услышать такой совет «А укусите его в ответ. Пусть прочувствует!». Делать этого категорически нельзя. Во-первых, малыш может воспринять это как игру, и начать кусаться с удвоенной силой. А во-вторых, он же берет со взрослых пример, и если маме можно кусаться, то почему же нельзя и крохе?

Задача родителей — как можно быстрее начать пресекать укусы и щипки со стороны ребенка. Для деток более осмысленных, нежели груднички, подойдет метод «Контакт глаза-в-глаза». Присядьте на корточки, чтобы ваши глаза оказались на уровне глаз малыша. Установите зрительный контакт и твердо, но без злобы, скажите чаду: «Так. Делать. Нельзя. Никогда. Ни с кем.» Если малыш попробует кусаться снова, просто лишите его зрительного контакта. Не смотрите на него, как бы он не старался обратить на себя внимание, покажите, что вам неприятно общаться с кусакой.

Если ребенок освоил искусство манипуляции (обычно это происходит в 1,5–2 года) и шантажирует родителей с помощью укусов, пресекайте подобное на корню. С маленьким террористом не стоит вступать в договорные отношения.

Впечатлительным детям будет не очень приятно, если в момент укуса мы громко вскрикните. Добейтесь, чтобы они потом сами же пожалели вас, потому что вам больно. Не стесняйтесь описывать малышу свои неприятные ощущения, связанные с укусом или щипком.

Если кроха дома – ангел во плоти, а в детском саду прекращается в забияку и кусается, поговорите с его воспитателями. Донесите до них, что малыша не нужно наказывать публично – ставить в угол перед всей группой, громко ругать. Такие действия обычно имеют обратный результат – малыш начнет кусаться еще сильнее и чаще, и делать это будет, чтобы вернуть себе авторитет в коллективе, а заодно выразить протест.

Ругая малыша дома, помните, что осуждать вы должны только поступок ребенка, а не его самого. Как бы вас ни переполняли негативные эмоции, не допускайте веских и обидных слов, не говорите, что ребенок плохой, вредный, злой. Он у вас — самый лучший, а вот его привычка кусаться — действительно плохая и вредная.

Постарайтесь добиваться от кусающегося ребенка извинений. После каждого инцидента он должен попросить у покусанного им человека прощения.

Самая частая причина, по которой ребенок кусается и щиплется,— накопление внутренней агрессии. Научите ребенка давай ей выход. Для этого поиграйте в ролевые игры. Разыграйте дома сценку на тему «Как я поведу себя, если у меня в садике отобрали игрушку» или «Что я сделаю, если другие дети не берут меня с собой играть?». Пусть ребенок воспроизводит сложные для себя ситуации, и «отыгрывает» другие возможные решения проблемы, которую он уже пробовал «на вкус».

Что делать, если ребенок обижает других детей или кусается, смотрите в видео Ларисы Свиридовой.


Посмотрите семинар А. Румянцевой, в котором объясняется порядок действий родителей, если их кусает ребенок.

медицинский обозреватель, специалист по психосоматике, мама 4х детей

Ребёнок кусается в детском саду: советы психолога

Детский сад для ребенка – это первое серьезное испытание в жизни, первая ступень к взрослой жизни. Здесь он учится жить в коллективе, знакомится со сверстниками, познает навыки социального поведения. Однако есть дети, которым времяпровождение в детском саду дается с трудом. Одним из самых странных и обидных проявлений этого некомфортного поведения является привычка кусаться. Кусачесть нередко начинает проявляться еще дома, а в условиях детского садика достигает своего «апогея». Так почему же ребенок проявляет столь «животный» тип агрессии? Что движет им? Может он таким образом пытается завоевать свое «место под солнцем» или же такая реакция может иметь скрытый подтекст. Попробуем разобраться вместе.

Причины детской «кусачести»

Если привычка кусаться появляется до того, как ребенка отдают в детский сад, то это может говорить о неблагополучной обстановке в семье. Родителям следует присмотреться к себе и к тому, как они относятся к своему карапузу. В «тяжелой» семье ребенок постоянно подвергается стрессам, чувствует страх и даже ненависть.

Раннее детство вообще должно быть периодом положительных эмоций, ведь дети только начинают «присматриваться» к окружающей обстановке; самые первые впечатления – наиболее глубокие, чаще всего они остаются на всю жизнь и формируют личность человека. В некоторых религиях дети до года (или чуть больше) даже объявляются «безгрешными»; если исключить мистику, то в этом есть определенная доля правды.

И что происходит, если первыми впечатлениями маленького ребенка становятся злоба, агрессия, ругань и прочий негатив? Маленький человечек, естественно, пробует отвечать тем же. Вот так дети и начинают кусаться, а также драться и вообще набрасываться на людей.

Бывает, что внешне семья – вполне благополучная, даже любящая. Однако методы воспитания в ней специфические: ребенку постоянно все запрещают, часто наказывают за мелкие провинности и шалости (которых он порой сам еще не понимает и не осознает, за что именно его наказывают).

Такое отношение к себе малыш воспринимает точно так же, как и поведение окружающих в неблагополучной семье (в которой родители – алкоголики, наркоманы и т. д.), а иногда и сильнее, ведь он сталкивается с настоящим лицемерием – на словах родители как будто любят его, но на деле показывают обратное. Кусаться в такой обстановке ребенок начнет с не меньшей вероятностью.

Но бывают и «гиперактивные» дети, которых родители, наоборот, слишком сильно балуют. Очень маленький ребенок может кусаться, так сказать, инстинктивно, мать с отцом умиляются этому и позволяют ему кусаться дальше. Таким образом малыш выражает самые разные чувства, порой даже положительные, и со временем, если его не отучать, он не понимает, что укус – это больно. Неопытные родители, кстати, тоже могут не заметить, что у их ребеночка зубы уже окрепли и теперь укусить он может «по-настоящему». Подобный способ общения он переносит и в детский сад.


Обобщая причины детской «кусачести», можно выделить следующие:

  • Тяжелая атмосфера в семье
  • Реакция на боль или аллергические проявления
  • Обида или злость на кого-то из домочадцев или детей в коллективе
  • Много запретов
  • Неумение выражать свои чувства другим способом
  • Дурной пример сверстников
  • Излишняя активность, гиперактивность детей.

Но ребенок может не «принести» в садик привычку кусаться из дома, а сформировать ее уже находясь в детском коллективе. В данном случае дело состоит в том, что дети очень быстро друг у друга учатся, как хорошему, так и плохому. И кусаться чадо начинает под воздействием влияния сверстников.

Почему ребенок кусается в детском саду

Итак, ребенок пошел в садик и по каким-то причинам начал кусаться там. Делает он это либо потому, что «вышел из себя», либо просто потому, что избалован и не считает подобное поведение дурным.

В первом случае воспитатель может легко отреагировать, пообщавшись с ребенком, утешив его или похвалив за что-то хорошее. Во втором случае бороться с вредной привычкой сложнее. Кроме того, если родители само не понимают того, что ребенок ведет себя неподобающим образом, да еще могут высказать свои претензии воспитателю – мол, наш ребенок самый хороший, самый лучший и т. д. и имеет право вести себя так, как ему захочется, то проблема усугубляется. Помимо перевоспитания ребенка, приходится вести воспитательные беседы и с родителями.

Если разъяснительная беседа с родителями ребенка не помогает, свое слово могут сказать родители остальных детей в группе. Для этого пишется коллективное обращение к руководству детского сада с просьбой об исключении кусающегося ребенка из учреждения. Конечно, для исключения хулигана родителям нужно быть настойчивыми, ведь не всегда заведующая прислушивается к их мнению, но защитить свои малышей все родители имеют полное право. В определенных случаях помогает обращение в прокуратуру и органы опеки.

Когда привычка перерастает в болезнь

Если своевременно не бороться с данной вредной привычкой, впоследствии она может перерасти в полноценную болезнь. Это происходит по мере взросления ребенка. Можно сказать, что при поступлении в школу, кусающийся ребенок уже является психически больным.

С одной стороны, к началу первого учебного года он должен уже многое понимать, однако повзрослевший «малыш» продолжает кусаться. С другой стороны, сама «привычка» с возрастом только развивается, и в первые учебные годы из «кусаки» получится ущербная личность с девиантным поведением.

В это время бороться с «кусачеством», неконтролируемой агрессией и всеми остальными «прелестями» должны уже врачи – психиатр, невролог, детский психолог, — но даже для специалистов справиться с болезнью – задача непростая.

Читайте также  Как завершить грудное вскармливание в год

Одна из причин развития детской жестокости – уверенность ребенка в том, что ему все будет сходить с рук, ведь до сих пор окружающие только умилялись его шалостям.

Что делать, если ребенок кусается: советы психолога

Из всего вышесказанного понятно, что начинать бороться с привычкой кусаться нужно как можно раньше. При этом в воспитательном процессе должна быть строгость, но не раздражительность или озлобленность.

Прежде всего нужно прекратить умиляться и улыбаться, увидев, что малыш пускает в ход зубки. Следует приложить ладонь к его рту, как бы закрывая его, и объяснить, что кусаться нельзя.

Не стоит воспитывать в ребенке безвольность. Однако необходимо его научить отвечать на обиду другими способами, в первую очередь речевым. В этом малышу должны помогать и родители, и воспитатели.

Хорошим методом развития речи являются ролевые игры. Научившись отвечать словами, ребенок вскоре откажется от привычки кусаться и драться. В ролевых играх воспитатель (или родители, другие взрослые) разыгрывает с ребенком сценки, в которых он должен ответить отказом. Например – «тебя обидели», «у тебя отобрали игрушку», «ты испугался».

Если ребенок кусается в садике по причине того, что он перенервничал, его следует отвести в спальню, дать успокоиться и поговорить с ним. Но нельзя силой «запирать» ребенка в комнате и изолировать от окружающих – он должен чувствовать, что ему хотят помочь.

Если малыш кусается оттого, что ему страшно или он не уверен в себе, его нужно подбодрить, похвалить (но в разумных пределах, конечно), показать, что ничего страшного не произойдёт и для этого совсем не нужно кусаться. Бояться и нервничать он начинает, например, при переходе в другой садик, при появлении новой воспитательницы. Ко всему этому родители должны быть подготовлены заранее и по каждому случаю беседовать со своими детьми.

Родители должны понимать, что укусы ребенка в детском саду могут обернуться серьезными проблемами. Были случаи, когда одному ребенку пришлось накладывать швы после того, как его покусал товарищ по группе.

Может оказаться, что ребенка побуждает нервничать и кусаться неспокойная обстановка в самом детском саду.

В первую очередь это справедливо для муниципальных учреждений; хотя есть немало частных садиков, работа в которых организована далеко не лучшим образом. Государственных и муниципальных садов постоянно недостаточно, группы переполнены, а новые воспитатели приходят нечасто – не устраивают условия работы и зарплата.

Всё это приводит к тому, что вместо надлежащего воспитания и надзора дети получают либо агрессивные, чуть ли не «лагерные» порядки, либо, наоборот, халатность и безразличие – они предоставлены сами себе.

Стоит присмотреться к учреждению, которое посещает ребенок, и при необходимости перевести его в другой садик. Однако нежелательно ругаться и воевать с персоналом и руководством злополучного детского сада, поскольку работники и так напряжены.

Вместо заключения

Родителям нужно присмотреться и к самим себе. Все ли они делают правильно, не испытывает ли малыш какого-либо дискомфорта.

Нужно помнить, что ребенок в первые годы жизни активно подражает взрослым, учится у них буквально всему на свете. И, воспринимая окружающее некритично, нормой поведения признает именно те действия, которые наблюдает в своей семье.

Если родители ругаются, то и ребенок начнет ругаться, думая, что это хорошо и правильно, и винить его за это нельзя. Естественно, и баловать малыша не нужно: необходимая строгость со стороны родителей развивает у ребенка строгость к самому себе.

Грамотный подход к воспитанию приведет к тому, что ребенок раньше становится «взрослым» и быстрее и лучше начинает понимать, что делать можно и чего нельзя.

Что делать, если ребенок начал кусаться в детском саду: советы опытного психолога

Для каждого ребенка первый поход в детский сад – огромнейший стресс, ведь с этого момента малыш вынужден делать первые самостоятельные шаги во взрослую жизнь. В садике ребенок приобщается к социуму, учится контактировать со сверстниками, жить в коллективе, познает навыки поведения в социуме. Но далеко не всем детям легко влиться в новые условия жизни. Некоторым малышам настолько некомфортно, что свои негативные ощущения они проявляют самым необычным, несколько жестоким способом. Например, ребенок начинает кусаться. Причем «кусачесть» может проявляться только, когда кроха посещает садик, но чаще подобное поведение прослеживается и дома, а вот в саду оно достигает своего «апогея». Но почему ребенок кусается в детском саду? Какова причина этого типа детской агрессии? Как решить проблему без вреда для детской психики?

Причины детской «кусачести»

Если речь идет о детях в возрасте до 3 лет, то, как утверждает психолог, кусать других он может из-за банального неумения выражать свои эмоции, любовь, или же у него просто растут зубки. Поведение ребенка, который кусается в возрасте от 3 лет, нормой назвать нельзя. Что же нужно делать в этом случае? Первое действие – найти причину такого поведения. Второе – решить проблему, опираясь на советы психолога, так как «кусачесть» детей – это чаще психологическая проблема.

Внимательно наблюдая за малышом, который начал кусаться дома или в садике, достаточно легко определить причину его агрессивного поведения.

ПричинаОписаниеЧто делать?
Плохой примерДети часто подражают не только взрослым, но и сверстникам. Поэтому, если в детском саду кто-то из детей кусает ровесников, ваш малыш вполне может перенять эту манеру защиты или агрессии.Ни в коем случае не ругать ребенка. Нужно в дружелюбной форме объяснить, что кусаться нельзя, что таким образом малыш делает больно своим друзьям. А подражать плохим поступкам – значит, стать хулиганом, а не порядочным человеком.
Защитная реакцияРебенок может начать кусаться, если его часто обижают в детском саду – отбирают игрушки, толкают, не берут к себе в игру. Поскольку дети в возрасте 3 лет еще неспособны разобраться в сложившейся ситуации из-за отсутствия жизненного опыта и недостаточного развития психоэмоциональной сферы, на обиду они отвечают укусом.Объяснить, что отвечать на обиды кусанием нельзя. Научить контактировать с детьми, делиться игрушками. Если возникают ситуации, когда малыша обижают, научить просить помощи у взрослых, решать конфликт не зубками, а речью.
Недостаток вниманияРебенок может кусаться в детском саду, если родители уделяют ему мало внимания, мало проводят с ним времени. Кусая других детей, он привлекает внимание взрослых и сверстников, и в эти моменты ему абсолютно все равно, чье и какое оно: положительное или отрицательное. Главное то, что его заметили. К тому же в силу своих возрастных особенностей ребенок плохо понимает, что своими действиями он делает кому-то больно.Больше времени проводите с ребенком: играйте, читайте книги, гуляйте на улице, рисуйте, лепите, разговаривайте, в конце концов! Обнимайте своего малыша, говорите о своей любви, рассказывайте о том, как сильно и долго вы его ждали, целуйте, хвалите, поддерживайте.
Доказательство собственной значимостиПопадая в детский сад, где все чуждо и рядом нет родных, которые защитят и пожалеют, ребенок начинает кусаться, чтобы завоевать авторитет среди сверстников. Желание стать лидером настолько бывает сильным, что малыш попросту не может контролировать его. Поэтому и пытается «подчинить» сверстников достаточно агрессивным методом.Объяснить посредством ролевых игр, что искусанным быть очень обидно, и вряд ли таким способом он добьется расположения со стороны сверстников.
Чувство тревогиКусать других детей (и даже взрослых) ребенок может потому, что ему некомфортно в условиях, где он пребывает в данный момент, или ему страшно, он чувствует себя беззащитным и одиноким.Следует окружить ребенка еще большей заботой и любовью, по возможности дать больше ему личного пространства. Если чувство тревоги у крохи возникает во время адаптации к детскому саду, разрешите взять ему с собой любимую игрушку.
Неурядицы в семьеЧастые ссоры родителей, их развод и конфликты нарушают душевное равновесие ребенка. В ответ на семейные неурядицы ребенок начинает кусать сверстников, взывая таким способом о помощи.Постарайтесь наладить обстановку в семье. Если и происходят какие-либо конфликтные ситуации, старайтесь их решать в отсутствие ребенка.
Агрессия со стороны родителейПричем не всегда это побои и крики. Некоторые родители угнетают своих детей чрезмерной строгостью, множественными запретами, авторитаризмом, неуважением. Поэтому у малышей возникает ответная реакция – кусать других, так как морально повлиять на обидчиков он не может.Начните работу с себя. Пересмотрите воспитательные методы, будьте мягче, уважайте мнение своего ребенка, пересмотрите запреты.
Как средство коммуникацииНу кто из родителей ни разу не покусывал крохотные пяточки или бока своего малыша?! А ведь мы так проявляем свою любовь к детям. И если делать это часто, впоследствии кроха может определить для себя эти действия, как выражение положительных чувств – дружбы, уважения, любви, привязанности.Не позволяйте себе кусать ребенка, даже играя. Невинная игра может обернуться серьезной проблемой.
ГиперактивностьЧрезмерно активные дети чаще норовят укусить своих сверстников, нежели малыши с нормальной активностью. Гиперактивные дошкольники часто не успевают в течение дня использовать накопившуюся энергию, которая впоследствии находит выход через кусания.Распланируйте день ребенка так, чтобы на шалости у него не оставалось времени. Больше гуляйте на улице, обеспечьте ему больше подвижных игр, запишите в спортивную секцию. Однако активность лучше планировать на первую половину дня. После обеда должны преобладать спокойные занятия – рисование, лепка, чтение, конструирование.
УсталостьДалеко не каждый ребенок может выдержать продолжительный шум, гам, большое скопление людей в одном помещении. От такой суеты спокойные дети (или же, наоборот, нервозные) быстро устают. Психологи утверждают, что укусы в таком случае – это скрытая просьба малыша оставить его в покое, поскольку он слишком устал.Если видите, что ребенок устал, — не трогайте его, обеспечьте ему отдых.

Каждую из причин можно определить внимательным наблюдением за ребенком. Если малыш в это время посещает детский сад, попросите педагогический коллектив проследить за вашим крохой, в каких ситуациях он начинает кусать сверстников, что способствует такому его состоянию. Со своей стороны начните уделять малышу больше внимания, интересуйтесь его жизнью, успехами, чаще обнимайте и говорите, как сильно он вам дорог.

Милая шалость или серьезная болезнь: где грань?

Несвоевременная борьба с милой детской привычкой может обернуться тяжкими последствиями – серьезной психической болезнью, самостоятельно справиться с которой невозможно. В дошкольном возрасте с «кусачеством» бороться легче – ребенок подрастает, взрослые прививают ему правильные нормы поведения, он многое понимает и умеет контролировать свои эмоции.

Однако если ребенок продолжает кусаться, поступив в школу, психологи позволяют себе назвать такое поведение следствием психической болезни. Привычка кусаться со временем не пройдет, а, наоборот, будет только развиваться. Так ребенок превратится из милого «кусаки» в ущербную личность с девиантным (нетипичным, ненормальным для социума) поведением. На помощь школьнику могут прийти психолог, невролог и психиатр. Но даже врачам будет сложно решить проблему ребенка, ведь главной причиной прогрессирования детской агрессивности и жестокости является полная уверенность в безнаказанности.

Общие советы психолога

Отучать ребенка кусаться нужно, как только были замечены первые попытки проявления подобного поведения. При этом взрослые должны оставаться максимально спокойными, терпеливыми и доброжелательными. Любое проявление агрессии, раздражительности и озлобленности все старания сведет на нет.

  1. Не умиляйтесь и не поощряйте ребенка улыбкой или смехом, если он кого-то укусил.
  2. Не кусайте ребенка даже во время игр.
  3. Научите малыша добиваться желаемого другими альтернативными методами – словами, жестами.
  4. Учите кроху делиться со сверстниками игрушками, сладостями. Хвалите за то, что он предлагает угощения другим.
  5. Разыграйте конфликтную ситуацию, в которую попал ранее малыш, на примере игрушек: «Две козочки столкнулись на мосту. Что они будут делать – бодаться, кусаться? А может лучше уступить дорогу?».
  6. Если проблема заключается в недостатке родительского внимания, найдите возможность проводить с ребенком больше внимания: сходите в парк, посетите спектакль, детскую игровую площадку и пр.
  7. Если ребенок кусается из-за того, что ему страшно или он не уверен в себе, подбодрите его, похвалите, разговаривайте со своим малышом.
  8. Если причина «кусачести» в неспокойной обстановке детского сада, лучше перевести кроху в другое учреждение.
  9. Подавайте своему крохе хороший пример: не ругайтесь в его присутствии, не сквернословьте. Помните, что дети очень быстро перенимают поведение взрослых и подражают им.
  10. Если проблема не исчезает, следует обратиться за помощью к специалистам.

Реакция родителей на «кусачесть» ребенка должна основываться на причинах такого поведения. Главное спокойно и сдержанно реагировать на агрессию малыша и не оставлять решение проблемы «на потом», ведь «потом» может быть поздно. Берегите своих детей!

Ребенок в саду кусается, что делать: советы психолога

«Ваш сын сегодня покусал нескольких детей в группе! Срочно примите меры!» — с порога встречает вас воспитательница детского сада. Вы смотрите на своего подавленного, расстроенного ребёнка и не верите. Как такое возможно? Ведь дома он ласковый, добродушный малыш… Ваше первое желание — оправдаться, отругать сына или пойти в атаку на воспитателя? Не торопитесь. Давайте разберёмся по порядку, что нужно делать, если ребёнок в саду кусается.

У каждого укуса есть причина

Кусание — это внешнее проявление сильного внутреннего дискомфорта. Ребёнку плохо, и он не знает других способов рассказать об этом окружающим. Такое поведение может быть вызвано разными причинами:

  1. Нездоровая обстановка в семье (ссоры, драки, конфликты взрослых между собой, а также агрессия, направленная непосредственно на ребёнка).
  2. Излишняя строгость, запреты и наказания за любую мелочь (причём часто ребёнок сам не понимает, за что его наказывают).
  3. Неумение выражать свои чувства словами.
  4. Повышенная эмоциональность и гиперактивность ребёнка.
  5. Недостаток внимания.
  6. Чувство тревоги, страх или стресс, связанный со сменой обстановки (часто проявляется при адаптации к детскому саду).
  7. Усталость и нервозность от большого скопления людей в одном помещении.

Что делать родителям

Если ребёнок кусается в детском саду, то прежде всего нужно осознать — проблема есть. Не стоит ждать, пока ребёнок «перерастёт» и все наладится без вашего участия. Чем раньше вы начнёте принимать меры, тем быстрее и легче ребёнок справится с ситуацией. Предлагаем пять простых шагов, которые помогут вам преодолеть «кусачий кризис».

Шаг 1. Изучайте

Понаблюдайте, в каких ситуациях ребёнок кусается дома. Кусает ли он членов семьи или других детей во время совместной игры? В какие моменты это происходит? Возможно, ребёнок ведёт себя так не со всеми? Есть ли человек, которого ребёнок не кусает ни при каких обстоятельствах? Как строятся их отношения? Эти наблюдения очень пригодятся вам при определении причин «кусачести».

Шаг 2. Ищите причину

В зависимости от ваших наблюдений сформируется одна или несколько причин. Допустим, ребёнок кусается, когда:

  • выражает негативные (гнев, обиду, раздражение) или позитивные (радость, нежность) эмоции. Не нужно заставлять ребёнка подавлять столь сильные чувства. Научите его правильно и безобидно их выражать. Покажите допустимые и приемлемые способы выплеснуть энергию. Малыш разозлился? Пусть топает ногами, кричит или бьёт подушку. Ребёнок кусается в приступе нежности? Поцелуйте, обнимите его в ответ;
  • не может выразить свои чувства словами. Если ребёнок ещё маленький, научите его выражать свои потребности и эмоции жестами. В возрасте от двух лет на помощь приходят ролевые и сюжетные игры. Моделируйте игру в зависимости от ситуации. Например, у ребёнка забрали игрушку, в ответ он укусил обидчика. Проиграйте этот сюжет и научите ребёнка говорить «Нет!» вместо того, чтобы кусаться. Через некоторое время эта модель поведения закрепится в сознании малыша;
  • воспринимает укусы как элемент игры. Возможно, вы сами провоцируете его? Во время качания на качелях, догонялок или игры в «гуси-лебеди» вы делаете вид, что кусаете ручку или ножку? Ребёнок очень быстро перенимает такое поведение и переносит эти элементы в игры со сверстниками. Пересмотрите совместные активные игры с малышом и не кусайте его даже в шутку;
  • привлекает внимание взрослых. В этом случае малыш будет рад любому вниманию, даже наказанию за плохое поведение. Ваша задача — подарить ему максимум тепла и нежности. Рассказывайте ему о своей любви. Играйте, читайте книжки, лепите из пластилина, гуляйте. И почаще хвалите! Ребенок должен чувствовать вашу заботу и любовь;
  • привыкает к новой обстановке в садике. Если проблема проявилась при адаптации, необходимо снизить градус психологической нагрузки. Попробуйте забирать его пораньше, чтобы сократить контакт ребёнка с раздражающими факторами. Обеспечьте ему спокойное времяпрепровождение в кругу семьи. Организуйте для него дома дополнительное пространство: тихое место, где малыш сможет при желании побыть один;
  • берёт пример с других детей в садике. Спросите у воспитателей, так ли это. Подключите других родителей и принимайтесь за коллективное перевоспитание «кусак».

Шаг 3. Помогите малышу осознать причину

«Ты расстроился, поэтому укусил меня», «Ты рассердился, что Максим не поделился с тобой игрушками». Когда вы начинаете проговаривать проблему вслух, ребёнок сам начинает её осознавать. Объясните малышу, что именно он чувствует в данный момент. Потом он научится сам говорить о своих переживаниях, и потребность в кусании пропадет.

Шаг 4. Следите за своей реакцией

Не улыбайтесь, не умиляйтесь и не игнорируйте, если ребёнок кусается. Прикройте его рот рукой, установите контакт глаза-в-глаза и чётко, без агрессии, скажите: «Так делать нельзя никогда и ни с кем». Если малыш не слушает и пробует снова укусить, лишите его зрительного контакта. Не обращайте внимания и покажите, что сейчас вам неприятно с ним общаться.

В следующий раз, когда ребёнок попробует вас укусить, нарочно громким и резким голосом вскрикните или скажите: «Мне больно!». На впечатлительных детей это производит хороший эффект.

Шаг 5. Выступайте единым фронтом и будьте последовательны

При агрессивных действиях со стороны ребёнка защищайте других членов семьи. Например, мальчик укусил сестру. Папа должен сказать: «Нельзя кусать мою дочку!». Вся семья и воспитатели в садике должны придерживаться единой линии поведения. Недопустимо сегодня разрешать топать ногами и кричать вместо кусания, а завтра за это же наказывать ребёнка.

Как может помочь воспитатель

Педагог должен понимать, что маленький «кусака» — не агрессор, а скорее заложник ситуации. Если ребёнок в саду кусается, то воспитатель должен знать, что делать.

Поделитесь с воспитателем своими наблюдениями. Порекомендуйте, какой способ подходит именно вашему ребёнку, ведь никто не знает его лучше вас. Мудрый педагог обязательно прислушается и пойдёт на встречу. Вот чем может помочь воспитатель, чтобы решить проблему как можно быстрее:

✓Разнообразить игры

Если ребёнок склонен к проявлению агрессии, педагог может организовать наиболее экологичный способ для ее высвобождения. Например, обеспечить ребёнку больше двигательной активности или разрешить кричать (как вариант — устроить соревнование по писку, крику или громкому пению).

✓Контролировать ситуацию

Воспитатель должен следить за поведением ребёнка и предотвращать конфликтные ситуации. Обычно «кусака» выбирает нескольких детей в качестве жертв. Необходимо научить их правильно реагировать и не давать себя укусить.

✓Хвалить

В ситуации, когда малыш уже собрался по привычке укусить оппонента, но вовремя одумался. Воспитатель обязательно должен подчеркнуть, какой он молодец, и проявить радость, что ребёнок поступил именно так.

✓Рассказывать сказки

Сказкотерапия — мощный и очень доступный инструмент воздействия. Попросите воспитателя рассказать о мальчике, девочке или животном, с которыми никто не хотел дружить, потому что они кусались. На примере ребёнку будет проще понять, что проявлять свои чувства через агрессию недопустимо.

Методы, которые только мешают

«Укусите его тоже, пусть почувствует!», «Дайте по губам, чтобы знал!» — признайтесь, вы довольно часто слышите подобные советы. И в состоянии паники и бессилия уже готовы им последовать. Но такие методы не только не помогут, но и сильно навредят вашему ребёнку.

Не проявляйте ответную агрессию

Если в ответ на укус вы наказываете ребёнка, ставите в угол, шлёпаете по губам или кусаете сами, то нарушаете свои собственные правила. Получается, что на словах вы запрещаете малышу проявлять агрессию, а на деле — разрешаете. Будьте примером для своего ребёнка.

Не заостряйте внимание на проблеме

Не ругайте, не читайте бесконечные нотации, не обзывайте ребёнка обидными словами. Проблема от этого не решится, а ребёнок будет продолжать кусаться вам назло.

Не заставляйте ребёнка подавлять негативные эмоции

Загнанные глубоко внутрь обида или злость чреваты другими, более серьёзными психосоматическими проблемами в будущем. Не нужно заставлять ребёнка быть сдержанным и удобным, он тоже имеет право на гнев. Научите малыша правильно проживать свои эмоции.

Читайте также  Как помочь ребенку стать уверенным в себе

Не создавайте вокруг ребёнка атмосферу негатива

Публичные наказания, нравоучения и травля заставят ребёнка обороняться и отстаивать свою позицию в детском коллективе. Как следствие — малыш начнёт кусаться сильнее и чаще, проявляя протест.

Не изолируйте ребёнка в качестве наказания

Такой метод недопустим ни дома, ни в садике. Если ребёнок нервничает или перевозбуждён, отведите его в соседнюю комнату, успокойте и поговорите. Но не запирайте его одного! Малыш должен чувствовать, что вы хотите ему помочь.

Дистанцируйте ребёнка от привычки

Малыш снова кого-то укусил, и вы проводите воспитательную работу. При этом важно подчеркнуть, что ваш ребёнок хороший, а вот привычка кусаться — плохая и вредная. Так он сам захочет побыстрее от неё избавиться.

Когда нужно обратиться к психологу

Кусание в возрасте до трёх лет — довольно частое и обычное явление. Но в 4-5 лет — это уже повод задуматься. Если вы испробовали все средства, но не смогли избавить ребёнка от привычки кусаться, требуется консультация специалиста.

Сходите на приём к психологу, если ваш ребёнок:

  • кусается часто и сильно, оставляя ощутимые травмы;
  • не реагирует на замечания взрослых;
  • использует зубы как средство достижения цели любыми путями;
  • проявляет жестокость по отношению к игрушкам или животным;
  • не может сосредоточить внимание на чём-то одном;
  • плохо спит.

Эти признаки говорят о сильном психологическом дискомфорте ребёнка. Грамотный специалист подскажет, как помочь малышу в этой ситуации.

Заключение

Если ребёнок кусается в садике, то чтобы избавиться от вредной привычки, требуется некоторое время. Проявите терпение и помните: вы обязательно справитесь с проблемой, если будете действовать мудро и последовательно.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector