Ребенок машет руками как крыльями комаровский

Ребенок машет руками как крыльями комаровский

Ребенок машет руками как крыльями комаровский

Доктор Комаровский о синдроме навязчивых движений у детей

Дети — существа ранимые и впечатлительные, а потому нет ничего удивительного в том, что они более эмоционально переживают те или иные ситуации. Там, где взрослый переступит и забудет, ребенок будет еще долго переживать, снова и снова возвращаясь в непонятную или неприятную для него пережитую минуту. Поскольку маленькие дети не в состоянии словами выразить весь спектр своих эмоций, то они могут начать проявлять их на физическом уровне. И вот уже у ребенка появляется привычка щипать себя за ухо, часто моргать, кусать пальцы рук. Известный доктор Евгений Комаровский рассказывает о том, как относиться к таким странностям в поведении ребенка и можно ли это чем-то лечить. Синдром навязчивых движений у детей – это проблема, с которой сталкиваются многие.

Что это такое?

Синдром навязчивых движений у детей — это комплекс психоэмоциональных нарушений, которые возникают под воздействием эмоционального потрясения, сильного страха, испуга, стресса. Проявляется синдром серией немотивированных движений – однотипных либо переходящих в более сложные.

Чаще всего родители обращаются с жалобами на то, что их чадо вдруг начало:

  • грызть ногти и кожу вокруг ногтей;
  • скрежетать зубами;
  • мотать головой из стороны в сторону;
  • раскачиваться всем корпусом без видимой причины;
  • взмахивать или трясти руками;
  • щипать себя за уши, за руки, за щеки, подбородок, за нос;
  • обкусывать собственные губы;
  • моргать и жмуриться без причины;
  • выдергивать собственные волосы или постоянно накручивать их на палец.

Проявления синдрома могут быть и другими, но о заболевании можно говорить тогда, когда ребенок повторяет серию движений или одно движение часто, особенно в тех ситуациях, когда он начинает волноваться или чувствует себя неловко.

Факторы, которые могут запустить механизм возникновения синдрома навязчивых движений, многочисленны:

  • сильный стресс;
  • долгое нахождение в психологически неблагополучной обстановке;
  • тотальные ошибки в воспитании — попустительство или чрезмерная строгость;
  • дефицит внимания;
  • перемены в привычной жизни — переезд, смена детского сада, отъезд родителей и их долгое отсутствие.

Самому ребенку все эти проявления могут не причинять ровным счетом никаких неудобств – если, конечно, он не травмирует себя.

Примечательно, что синдром навязчивых движений признан медиками заболеванием, у него есть свой номер в Международной классификации болезней (МКБ-10), нарушение отнесено к невротическим, вызванным стрессовыми ситуациями, а также соматоформным. Однако у врачей не было и нет единого стандарта диагностики этой болезни. Иными словами, ребенку диагноз поставят только на основании жалоб родителей и описанных ими симптомов.

Стандарта лечения невроза навязчивых состояний также не существует — тут все зависит от конкретного врача-невролога, который может порекомендовать попить успокоительное и посетить психолога, а может прописать целую кучу лекарств, витаминов – и обязательно довольно дорогостоящий массаж (естественно, у своей знакомой массажистки).

Если непроизвольные движения чада вызваны определенной причиной, то с большой долей вероятности синдром пройдет сам, без какого-либо лечения. Просто ребенку требуется время на то, чтобы избавиться от переживаний. Однако он может быть и признаком более тревожных состояний.

Что делать родителям?

Невроз навязчивых движений и состояний, по словам Евгения Комаровского, является проявлением неадекватного поведения. Оно обязательно заставляет родителей обращаться за консультацией к врачу, поскольку очень сложно самостоятельно разобраться в том, что происходит — временное психологическое нарушение или стойкое психическое заболевание.

Евгений Комаровский при появлении неадекватных симптомов советует родителям хорошо подумать, а что предшествовало этому — были ли конфликты в семье, в детском коллективе, болел ли чем-то малыш, принимал ли при этом какие-либо медикаменты. Если принимал, то нет ли у этих таблеток или микстур побочных действий в виде нарушений со стороны центральной нервной системы.

Временному стрессовому синдрому всегда имеется объяснение, у него всегда есть причина.

А вот у психического заболевания причины чаще всего может не оказаться. Если ничего не менялось, не болело, никаких лекарств ребенок не принимал, у него не было температуры, он хорошо ел и спал, а наутро он мотает головой из стороны в сторону, морщится, моргает и жмурится, пытается спрятаться, убежать, трясет руками без перерыва уже битый час – это, безусловно, повод для обращения к детскому неврологу, а затем и к детскому психиатру.

Проблема заключается в том, говорит Комаровский, что родители стесняются обращаться к такому специалисту, как психиатр. Это большое заблуждение. Негативные установки в отношении докторов, которые помогают решить проблемы с поведением, нуждаются в скорейшем пересмотре.

Сын или дочка может дойти в своих нервных проявлениях до состояний, которые могут угрожать жизни и здоровью. Если появляется риск членовредительства, ребенок своими движениями способен причинить себе серьезный вред, Комаровский советует обязательно обратиться к специалисту, чтобы исключить наличие психиатрических нарушений и получить рекомендации по выходу из создавшегося положения.

Чего делать нельзя?

Не стоит акцентировать внимание на навязчивых движениях – и уж тем более пытаться запрещать ребенку их совершать. Он делает их неосознанно (или практически неосознанно), а потому запретить их в принципе невозможно, а вот усугубить эмоциональное нарушение запретами – легко. Лучше отвлечь ребенка, попросить его сделать что-то, помочь, куда-то вместе сходить.

Нельзя повышать голос и кричать на ребенка в тот момент, когда у него началась серия немотивированных движений, говорит Комаровский. Реакция родителей должна быть спокойной, адекватной, чтобы не испугать ребенка еще сильнее.

Лучше всего продолжать говорить с малышом тихим, спокойным голосом, короткими предложениями, не спорить с ним, ни в коем случае не оставлять его одного. Не стоит также смотреть малышу прямо в глаза.

Игнорировать проблему тоже нельзя, ведь ребенок очень нуждается с том, чтобы с ним поговорили, обсудили его проблему. В конце концов, у него эти новые «вредные» привычки тоже вызывают недоумение и испуг. Порой именно доверительно общение помогает избавиться от проблемы.

Лечение

С большой долей вероятности невролог, к которому придут на прием родители с жалобами на навязчивые движения у ребенка, назначит один или несколько седативных препаратов, препараты магния, а также витаминные комплексы. Он настоятельно порекомендует посетить массаж, ЛФК, бассейн и солевую спелеокамеру. Лечение встанет семейству в довольно круглую сумму (даже при самых приблизительных подсчетах).

Евгений Комаровский советует хорошо подумать, собираясь начать такое лечение. Если психиатр не нашел серьезных отклонений, то диагноз «синдром навязчивых движений» не должен становиться поводом для того, чтобы пичкать ребенка таблетками и уколами. Фармацевтические средства с огромной долей вероятности вообще никак не повлияют на процесс выздоровления.

Сам факт их назначения удобен и врачу-неврологу, и родителям. Ведь доктор прекрасно понимает, зачем к нему пришли встревоженные родители — за лечением. И он его назначает, а это значит, что родители не пойдут жаловаться на специалиста, который оказался таким невнимательным, что «совсем ничего не прописал». Родители полагают, что есть волшебные таблетки, которые за несколько приемов решат все проблемы.

Таких таблеток нет, утверждает Комаровский. Но есть другие, более действенные способы помочь ребенку избавиться от невроза — это любовь мамы и папы, терпение, время и участие. Если родители возьмут за правило каждый день гулять со своим чадом, обсуждать фильмы и книги, которые вместе посмотрели и прочитали, если дома создадут благоприятные эмоциональные условия, то довольно быстро у ребенка исчезнут все навязчивые состояния и движения, которые так беспокоили его родственников. Будет отлично, если мама и папа найдут хорошего детского психолога, который поможет им нормализовать состояние сына или дочери.

В следующем видео доктор Комаровский рассказывает о способах борьбы с дурными привычками у детей.

  • Грызет ногти
  • Доктор Комаровский
  • Синдром навязчивых движений
  • Комаровский о синдроме

медицинский обозреватель, специалист по психосоматике, мама 4х детей

Ребенок машет руками как крыльями комаровский

Нервный тик представляет собой навязчивые непроизвольные движения, стереотипные и повторяющиеся периодически. С этой проблемой сталкиваются до 10 % детей, причем мальчики в три раза чаще, чем девочки. Тики обычно дебютируют в возрасте 5-7 лет, при этом дети-подростки часто могут подавить их усилием воли, в то время, как дети младшего возраста на это не способны. Как считают педиатры и невропатологи, более 90 % тиков имеют благоприятный прогноз, иначе говоря, могут полностью уйти при должном лечении. Примерно половина всех тиков проходит самостоятельно даже при отсутствии какого-то конкретной терапии, просто с течением времени. Однако 10 % тиков могут стать хроническими, то есть они практически исчезают после лечения, но могут усиливаться и дополняться другими типами тиков после вновь перенесенной стрессовой ситуации. Обычно тики возникают у детей до 11 лет.

Причины, по которым возникают навязчивые неконтролируемые движения, самые различные, во многих из них специалисты до сих пор не разобрались окончательно. Однозначно можно сказать, что более половины нервных тиков у детей являются психогенными, то есть возникают из-за какой-то психологической травмы, о которой родители могут и не знать, да и сам пациент иногда не сразу вспомнит о событии, потрясшем его нервную систему. Чаще всего такими стрессовыми ситуациями является сильный испуг, развод родителей, скандал дома или неловкая ситуация в школе.

Серьезными провокаторами появления тиков являются компьютер и телевизор, словом, любое длительное напряжение зрительного аппарата, которое может вызвать сбой в его работе. Также установлено, что тики возникают у нервозных или гиперактивных детей, которые часто капризничают, обладают избирательным аппетитом и плохо спят, нередко страдают головными болями. Если врач установил, что причина тика — психологическая травма, это в некоторой степени хорошо, так как такие состояния легче всего поддаются относительно безопасному лечению, да и длятся они не долго — от нескольких недель, до нескольких лет.
Иногда такие тики, как покашливание или шмыганье носом возникают у детей, которые часто страдали от респираторных инфекций. Фактически, эти движения просто вошли в привычку.

Неврогенный тик может возникать в том случае, если ребенок часто повторяет типичные движения человека, который является для него непререкаемым авторитетом, стремясь походить на него.

Однако причины тиков могут быть куда более серьезными, чем стресс, и бороться с ними становится труднее. Нередко тики бывают врожденными состояниями. Чаще они наблюдаются, если женщина забеременела и родила уже после 30 лет, страдала анемией, если имела место родовая травма, или ребенок родился недоношенным. Все это влияет на формирование определенных структур головного мозга, которые отвечают за выработку вещества допамина. Функция допамина заключается в концентрации внимания, снижении излишней двигательной активности. При недостатке этого вещества и возникают нервные тики.

Нервный тик может появляться при черепно-мозговых травмах, после менингита или энцефалита, иначе говоря, в результате органических поражений различных структур головного мозга.
Установлена также наследственная предрасположенность к развитию тиков, проще говоря, они могут передаваться по наследству. Этот факт наглядно иллюстрируется целыми семьями, в которых тиками страдали люди многих поколений. Иногда тики могут сопровождать какие-то другие наследственные заболевания, в частности, синдром Туррета, который характеризуется наличием двигательных тиков и одного вокального.

Тики классифицируют по-разному. Так, в зависимости от того, сколько групп мышц вовлечены в процесс непроизвольного сокращения, выделяют локальные тики, то есть сокращается всего одна группа мышц, например, периодически дергается глаз. Бывают генерализованные — распространенные тики, когда в процессе участвуют сразу несколько групп мышц, то есть к подмигиванию добавляется, например, приседание.

Если еще одна классификация, которая основывается на том, какие именно мышцы сокращаются в процессе тика. Выделяют мимические тики, при этом сокращаются мышцы лица. Это может выглядеть как подмигивание, ухмылка, подергивание уголка рта, зажмуривание, «раздувание» крыльев носа, гримасничанье. Есть так же вокальные тики, при них ребенок покашливает, сопит, произносит различные звуки или даже целые слова. Это связано с сокращением мышц голосового аппарата. Часто вокальные тики воспринимаются окружающими как признак дурного воспитания, на ребенка оказывается дополнительное давление, и ситуация усугубляется. Наконец, выделяют тики конечностей, при этом дети как бы пожимают плечами, делают жест рукой или хлопок, подергивают ногой, приседают, подпрыгивают и т.п.

По своему составу тики делят на простые и сложные. Простые подразумевают элементарные движения, например, подергивание уголком рта, яркий пример сложного вокального тика — произношение какого-либо целого слова.

Диагностика нервных тиков обычно не составляет особого труда. При этом врач первым делом исключает необходимость консультации у других специалистов, например у инфекциониста или травматолога. То есть устанавливается истинная причина: инфекционный процесс (менингит, энцефалит и т.д.), органические поражения нервной системы (травмы мозга, опухоли, нарушение мозгового кровообращения) и другие. Для этого бывает необходимо сдать общий анализ крови и других биологических жидкостей, сделать рентген или томографию. Также исключается вероятность наследственной болезни. Таким образом, психогенная причина возникновения нервного тика устанавливается методом исключения других, более серьезных причин. В таких случаях подключается уже психолог, выясняя, какая стрессовая ситуация была стартом для развития тика.

Лечение этого состояния, конечно, комплексное, и оно требуется тогда, когда тик очень навязчив и мешает нормальной жизнедеятельности ребенка. Изначально устраняется первопричина, если это была травма — то необходимо максимально убрать ее последствия, если инфекционная болезнь — пройти курс антибактериальной терапии, нарушение мозгового кровообращения лечится другими специальными препаратами. Нервные тики, возникшие по причине психологической травмы, помогает вылечить психолог, путем беседы с пациентом, выяснения стрессовой ситуации и обучению как с ней справиться. Иногда необходимо назначение седативных — успокоительных средств, из них применяются новопассит, флуоксетин, фенибут, также используются метоклопрамид и галоперидол.

Тем не менее, лечение тиков, связанных со стрессом, часто бывает успешным и без серьезных лекарств. Важно не подвергать ребенка повторным переживаниям, уделять ему больше внимания. Следите за тем, чтобы малыш отдыхал, ограничьте просмотр телевизора и времяпрепровождение за компьютером. Если проблема ребенка — это такой мимический тик, как подмигивание, проводите с ним гимнастику для глаз, проверьте, качественно ли освещение за его рабочим столом.
Неплохой эффект дает иглоукалывание, точечный массаж, физиотерапия. Эти методы воздействуют на нервную систему благотворно.

Если ребенок плохо засыпает или часто нервничает, поможет и фитотерапия. Дайте малышу перед сном ромашковый чай, отвар мяты или пустырника с несколькими каплями пчелиного меда — это прекрасные натуральные успокоительные средства. Возможно, плохой сон связан с неудобным спальным местом, страхом темноты или одиночества.

Иногда от нервного тика можно избавиться, создавая некое встречное более сильное раздражение. Необходимо сконцентрировать внимание ребенка на чем-либо другом. В этом хорошо помогают подвижные игры, полное расслабление, головоломки и ребусы. Также можно сознательно подвергать сокращению те мышцы, которые сокращаются непроизвольно. Например, в тот момент, когда у ребенка дергается глаз или рука, попросите его специально зажмуриться или сделать рукой какое-то другое движение. Встречный, более сильный сознательно созданный импульс станет преградой для возникшего произвольно. Однако не зацикливайте внимание ребенка на наличии тика, это может привести к дополнительной невротизации.

— Вернуться в оглавление раздела «Неврология.»

Признаки и симптомы аутизма у детей

О детском аутизме и его признаках в последнее время написано немало. Но папам и мамам без специального медицинского образования сложно читать научную литературу обо всех аспектах проблемы. Попробуем разобраться в самых ключевых моментах.

Существует классификация, которая признана учеными всего мира. Согласно ей детский аутизм – это нарушение общего развития,которое проявляется у ребенка до двух-двух с половиной лет и является расстройством центральной нервной системы.

Существует 3 главных признака аутизма.

Обратите внимание на:

1. Как ребенок себя ведет – поведенческий фактор.

Одним из основных симптомов аутима и расстрйств аутистического спектра является повторяющееся, то есть стериотипное поведение малыша. Более того, ребенок может бояться всего нового.

Стереотипность поведения выражается в многократном повторении необязательных действий и движений. Это могут быть ритмичные движения руками в виде потряхивания или более сложные действия и ритуалы.

При аутизме агрессия, страх, реакции протеста не всегда могут являться обязательными признаками, хотя встречаются довольно часто. Несколько меняются проявления и признаки аутизма с возрастом, сохраняясь, тем не менее, на всю жизнь.

Имеются ярко выраженные стереотипы в поведении, активности и интересах:

  • Раскачивание в кроватке часами (обычному грудному ребенку быстро надоедает такая деятельность, и через 10-20 минут он переключается на что-то еще)
  • Дети с РАС могут постоянно изо дня в день подолгу делать одни и те же странные действия: ковыряться, закручивать крышечку от баночки из-под питания
  • Может очень долго нажимать на одну кнопку, выключать свет, открывать и закрывать баночку
  • Проявление интереса к необычными для своего возраста предметам
  • Не интересуется игрушками, но приходит в восторг от бытовых вещей – фена, поварёшки
  • Использует свои игрушки не по назначению – стучит кубиком по полу, не катает машинку, а подолгу крутит колёсики

Ребенок двигается особенным способом:

  • “Пархает как бабочка”, кружится вокруг своей оси, машет вокруг себя руками.
  • Подолгу сидит раскачивается на одном месте.
  • Ходит на носочках.

У детей с аутизмом могут присутствовать нарушения моторных функций. Это не является ведущим признаком аутизма при постановке диагноза:

  • Дети могут очень неуклюжи, но в то же время показывают чудеса баланса, подолгу стоя на одной ноге.
  • Не могут освоить велосипед, подъем по лестнице.
  • Нарушается мелкая моторика – некоторые дети с аутизмом с трудом могут управляться с мелкими предметами.

2. Общение – социальное взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками.

Характерными признаками аутизма являются нарушение потребности в общении, неспособность к взаимодействию на социальном уровне. Ребенок с РАС и аутизмом либо отвергает попытки общения с ним, либо всячески старается их избежать.

Даже если контакт с ребенком и установлен, он является искаженным и чисто формальным, поскольку ребенок с аутизмом не способен понять поведение и мотивы поступков у других людей, осознать суть их переживаний и обыкновенных эмоций. В таких условиях с явными отклонениями развиваются самые различные психические функции, даже если они оказались потенциально сохраненными при рождении. Примерно в 70 процентах случаев уровень развития детей в интеллектуальном плане оказывается значительно сниженным.

  • Ребенок с признаками аутизма не будет стараться копировать родителей или идти на контакт со сверстниками.
  • Может отталкивать родителей или других людей, когда те пытаются взять его на ручки, поцеловать, обнять.
  • Не любит, когда его трогают, гладят по голове. С этим связана невозможность расчесать или подстричь ребенка.
  • Ребенок с РАС не реагирует, когда его зовут по имени.
  • Не стремится к общению или игре с другими детьми.
  • Не “замечает”, когда кто-то входит комнату, ушли ли родители или сидят вместе с ним.
  • Ребенок с симптомами аутизма часто негодует, если кто-то пытается встраиваться в его игру.
  • Не умеет играть в прятки, в ладушки.
  • Его внимание сложно привлечь книжками, рисунками, игрушками.

3. Речевые навыки – коммуникация ребенка.

Само отсутствие речи еще ни о чем не говорит. Обычный ребенок, или ребенок с отставанием развития будет пытаться “объясниться” жестами, показать пальчиком чего он хочет, улыбаться в ответ на улыбку и пр.

“Нарушения общения” означают не патологию речи или слуха, а само общение по сути. Ребенок со слабым слухом или недоразвитой речью старается компенсировать дефицит органов чувств жестами, мимикой, старается понять сказанное по губам. В то время как ребенок с симптомами аутизма старается игнорировать все попытки общения с ним.

Такие дети либо имеют грубую задержку речевого развития, поздно начинают говорить, иногда речь отсутствует вообще. Но другая группа детей с проявлениями аутизма, наоборот, очень “разговорчива”. Они могут рано начать говорить сложные слова, но не используют их для общения.

К коммуникационным признакам аутизма относятся:

  • Эхолалии – ребенок повторяет слова, фрагменты из песенок, цитаты из любимых мультиков спонтанно, они не обращены к другим людям, проговариваются “в пустоту”
  • Не используют жесты и мимику
  • Для того, чтобы что-то показать или попросить о помощи, дети с признаками аутизма могут пользоваться рукой взрослого, подводить его к предмету
  • Избегают зрительного контакта

Помимо нарушений в сфере общения, в более тяжелых случаях встречается агрессия и самоагрессия (самоповреждающие действия: расчесывание кожи, выдергивание волос, шлепки самого себя по лицу и проч.).

Очень важно, чтобы родители были знакомы с основными признаками аутизма у детей, это создает некую основу, которая позволяет критически относиться к мнению о ребенке разных людей, начиная с родственников и заканчивая различными специалистами.

Некоторые нарушения развития или отдельные заболевания по своим симптомам бывают очень схожи с характерными признаками аутизма. Наличие у ребенка аутизма часто начинают подозревать только тогда, когда увидят раскачивающегося в манеже малыша, или когда, наконец, заметят явную задержку речевого развития. Не смотря на то, что признаки эти могут быть причиной других расстройств. В случае сомнений необходимо обязательно обратиться за консультацией к специалисту.

Детские тики: симптомы, причины, лечение

Вы заметили, что ребенок чаще обычного стал моргать, подергивать плечиками и подкашливать? Возможно, это проявления тиков. Почему они возникают и как правильно их лечить, расскажет главный детский невролог Минздрава Тверской области Галина Анатольевна Зуева.

Читайте также  Аквамарис спрей с какого возраста

Что такое тики?

Тики – это непроизвольные насильственные движения, которые возникают в тех или иных группах мышц.

Тики чаще всего встречаются у детей в возрасте от 4 до 6 лет. Это связано с дозреванием подкорковых отделов головного мозга, которое завершается чаще всего к семи-восьми годам.

Если по каким-то причинам в организме ребенка вырабатывается чуть больше активирующих (или, наоборот, меньше тормозящих) нейронов, чем требуется, а режим двигательной и прочей нагрузки не соблюдается, тогда у него начинаются проблемы. Это может быть синдром дефицита внимания с гиперактивностью, либо нарушения сна, либо – тики.

С трех-четырех лет ваш малыш начинает очень активно расти и познавать мир. Чтобы познавательная функция была быстрая, чтобы он усваивал большое количество информации, а головной мозг созрел, ребенку нужно много активирующих нейромедиаторов. Он должен успеть везде залезть, спрыгнуть, посмотреть, заговорить, проговорить, задать кучу вопросов, понять и усвоить все услышанное. Если активирующие нейромедиаторы расходуются правильно, то ребенок развивается гармонично: он шустрый, но при этом может себя контролировать, соблюдать правила, проявить усидчивость на время занятий в детском саду. Совершенно нормально, что ваш ребенок активный, любознательный, быстрый. Когда малыш не использует эти нейромедиаторы на движение, общение, обучение (например, он целый день сидит дома, его не выпускают гулять на улицу), тогда могут возникнуть различные проблемы: синдром гиперактивности, нарушение сна, проблемы с поведением.

Итак, чтобы ребенок правильно развивался, он должен много бегать, лазить, разговаривать, познавать окружающий мир, испытывать различные эмоции. Это формирует пространственно-образное мышление, моторику, синхронность работы двух полушарий, развивает мозг и при этом правильно растрачивает все выработанные нейромедиаторы активности. В возрасте 3-5 лет ребенок шустрый, он быстро переключается, но при этом справляется со своими задачами: если ему надо посидеть, он будет нормально сидеть, заниматься, что-то делать. Это стандартное развитие ребенка, которое должно быть.

Виды тиков у детей

Чаще всего у детей в возрасте 3-6 лет бывают моторные тики и вокальные.

Моторные – это тики, связанные с движением: моргание, мигание, зажмуривание, передергивание носом, одергивание одежды, поведение плечами и т.д.

Вокальные – тики, связанные с дыханием. Это всевозможные подхмыкивания, подшмыгивания, покашливания, посвистывания. Кстати, частый случай в моей практике: ребенок долго покашливает, его водят по врачам, ищут причину, а на самом деле у него вокальный тик, лечить который нужно у невролога. Это необязательно окажется тик, но такое тоже встречается, и это нужно учитывать.

Достаточно часто встречаются сочетания нескольких тиков. Например, моргание, подергивание уголками носика и поведение плечами одновременно. Тики могут быть и более выраженными, когда в момент тикозного расстройства задействованы определенные группы мышц, так называемые сегментарные тики. Может иметь место сочетание моторного и вокального тика – например, моргает глазами и похмыкивает одновременно. При этом он может самостоятельно задержать проявление тика на некоторое время (до нескольких секунд) и повторить его по просьбе. Это так называемое дублирование, что является отличительной чертой тиков от других видов навязчивых движений – гиперкинезов.

Отдельный, самый сложный, случай генерализованных тиков – синдром Туретта, когда тикозные проявления возникают во множественных группах мышц, когда у одного и того же ребенка присутствует несколько разновидностей вокальных тиков. Они сильно выражены и доставляют ребенку большие неудобства. В этом случае обследование и лечение у невролога строго обязательны.

Т ики бывают транзиторными, т.е. появились, некоторое время наблюдались у ребенка, а затем проходили. Но если тики продолжаются более года, то это уже хронические тики, поэтому обязательно требуется обследование и лечение.

Причины тиков у детей

Как мы уже говорили, это поражение подкорковых образований в головном мозге ребенка. Он может быть обусловлен особенностями развития головного мозга или быть поврежденным каким-то фактором.

Малоподвижный образ жизни – один из самых частых провоцирующих факторов возникновения тиков. Когда ребенок недостаточно активен, он расходует не все нейромедиаторы активности. Мышцам нужно двигаться, а они этого не получают. Как следствие, возникают тики. Ребенок обязательно должен бегать, причем лучше не по ровной асфальтовой дорожке, а по лесной тропинке, где нужно где-то подлезть под дерево, пробежать по бревну, отвернуться от корня. Все это лучше формирует нервную систему, помогает развивать пространственно-образное мышление. Нет возможности поехать в лес? В парке сойдите с ровной дорожки и гуляйте по земляной тропинке, только оденьтесь соответствующе, чтобы и вы, и ваш малыш чувствовали себя комфортно. Это одна из частых ошибок родителей: они часами гуляют в парках, ходят нарядные по дорожкам, но от этого пользы мало. Гораздо полезнее, чтобы ребенок был ближе к природе, изучал, познавал. А множество эмоций, которые он при этом получает, правильно расходуют заложенную в нем энергию. Когда ребенок сидит целый день дома с планшетом, у него эта энергия накапливается, а затем выливается в драки, непослушание и тики в том числе.

Особенно подвержены тикам дети с дефицитом внимания. Из-за болезни у них и так есть сбой в формировании нейромедиаторов, а когда мы не даем им всю эту энергию полноценно расходовать, то появляются различные проблемы: головные боли, бессонница, тики.

Неблагоприятная психоэмоциональная среда – еще одна частая причина возникновения тиков у детей. Например, если ребенку очень не нравится ходить в детский сад, что вызывает в нем отрицательные эмоции и создает большой стресс, а у родителей не находится времени обговорить с ним эту ситуацию, объяснить ее, договориться. В этом случае нервозность ребенка также может получить побочный выход в виде тика.

К стрессу может привести и какая-то непростая ситуация в семье, скажем, когда родители требуют от ребенка высоких результатов по всем предметам, формируя так называемый синдром отличника. Малыш боится не справиться, на нем лежит большая ответственность, в итоге возникают неврозы, тики, чаще всего вокальные. Причем они могут сохраняться надолго, проявляясь в стрессовых ситуациях.

Частая причина возникновения тиков – расхождение взглядов на воспитание ребенка в одной семье. Когда, например, родители относятся к нему строго, а бабушка с дедушкой, напротив, потакают всем капризам. Ребенок перестает понимать, как нужно вести себя, и это приводит к неврозу.

Все это касается обычных тиков у детей в возрасте от 4 до 6 лет. Но бывают и более трудные случаи. Если тики появляются у детей старше семи лет, то причина уже не в обычном дозревании организма, а в какой-то патологии.

Это может быть последствие перенесенных частых ангин, стрептококка, когда возникает аутоиммунный процесс, который повреждает подкорковые образования и дает сбои в виде различных тиков или гиперкинезов. Их нужно обязательно лечить.

Также причиной могут стать последствия перенесенных частых мононуклеозов, этот вирус также нередко поражает подкорковые ядра.

Есть ряд наследственных заболеваний, вызывающих тики. Они встречается редко, но тем не менее. Например, болезни, связанные с нарушением правильного расщепления меди, железа. Среди них болезнь Вильсона-Коновалова, при которой медь начинает откладываться в печени и прочих внутренних органах, в том числе в подкорковых образованиях головного мозга и приводит к различным видам гиперкинезов, тиков. Эти заболевания обязательно исключаются у детей с тиками.

Когда необходимо лечить тики у детей?

Если это единичные простые моторные тики у ребенка в возрасте от 4 до 6 лет, они редкие и не мешают малышу жить, то вероятнее всего это связано с небольшим переизбытком нейромедиаторов. Такие тики можно не лечить, они сами пройдут через год-два.

Однако если тики частые, мешают ребенку сосредотачиваться, то, конечно, это нужно обследовать и лечить.

Особое внимание обратите на тики, которые появляются у ребенка после 7-8 лет. Их обязательно нужно обследовать и выяснить причину возникновения.

Надо сказать, что тики хорошо лечатся. Сейчас достаточно много качественных препаратов. Здесь важно, чтобы врач грамотно подобрал нужное лекарство и дозировку. Для лечения тиков применяется особая схема приема препаратов, дозировка здесь несколько выше обычной, но не стоит из-за этого переживать – препараты хорошо переносятся и не повредят здоровью ребенка. Иногда при хронических тиках лекарства даются на весь учебный год.

Профилактика тиков у детей

Соблюдайте эти нехитрые рекомендации, и ребенок будет расти здоровым и счастливым.

Гуляйте с ребенком как можно больше. Хорошо, если он будет бегать не только по двору или ровной дорожке, но и по земляным тропинкам с какими-то небольшими препятствиями. Для этого достаточно в парке сойти с главной аллеи и отправиться изучать лужайки.

Изучайте природные явления. Слушайте звуки природы, учите ребенка различать их, познавайте вместе с ним законы окружающего мира. Все это не только разовьет мозг малыша, но и поможет ему с пользой расходовать нейромедиаторы и справляться со стрессами.

Играйте с ребенком в активные игры. Нормальным считается, когда малыш в возрасте от 2 до 5 лет проводит в активном движении около 10 часов в день. Скажем, он позанимался, порисовал, потом побегал во дворе, поиграл с собакой, покатался с горки, исследовал что-то, познакомился с кем-то на площадке, поговорил, потом отдохнул и снова побежал играть. Тогда нейромедиаторы будут расходоваться правильно и у ребенка не будет проблем ни со сном, ни с нервозностью, ни с поведением.

Разговаривайте с ребенком. И это очень важный пункт. То, о чем многие родители часто забывают. А тем временем именно беседы с малышом способны решить многие неврологические проблемы. Важно не просто говорить с ребенком, но и слушать то, что он говорит вам в ответ. Уже с двух лет малыш имеет полное право принимать какие-то решения, что-то выбирать – например, в какой футболке пойти на прогулку или какого цвета взять игрушку. Давайте ему возможность участвовать в жизни семьи, прислушивайтесь к его мнению. Нужно понимать, что мнение это должно быть аргументированным, то есть не просто «я хочу», а «я хочу, потому что…» Это не только поможет вам создать и сохранить доверительные отношения со своим ребенком, но также сохранит ему здоровье и избавит его от множества поведенческих проблем.

Девочка 1.11, почти не отзывается на имя, машет руками как птичка

Поиск по форуму
Расширенный поиск
Найти все сообщения с благодарностями
Поиск по дневникам
Расширенный поиск
К странице.

Здравствуйте, уважаемые специалисты! Надеюсь, что по адресу. Если что, перенаправьте, пожалуйста.
Наша история коротко : родилась на 38 неделе, естественные роды, 50, 3300, 8/9 апгар, гв до 1,2, спит с рождения отдельно. Дисплазия тбс, потому до 6 месяцев находились в шинах круглосуточно, на животе не лежала, не переворачивалась, голову держала плохо. Из-за этого ставили ЗМР,дистонический тонус мышц, в 1,6 диагноз снят. В прошлом имелись проблемы с речью и подражанием (начала позже сверстников). Подробнее об этом тут :http://forums.rusmedserv.com/showthread.php?t=276858

На данный момент:
Возраст — 1,11, рост 86, вес 12100, раздельный сон, дневной 1, придерживаемся режима во всем.
Физическое развитие:
Ходит (пошла в 1,3), бегает, поднимется и спускается по ступенькам без помощи, много лазает, очень активная, редко сидит на месте, не прыгает, мелкая моторика не очень развита (присутствует «неуклюжесть»).
Речь:
Присутствует, почти всегда понятно, что просит. Использует отдельные слова, упрощенные слова, предложения из 2, редко из 3 слов. Использует в речи больше 100 слов (вместе с упрощенными). В речи еще много упрощений и обобщений (например, кота все еще называет «мяу-мяу», мяукать — тоже » мяу-мяу», и кошачий домик и туалет тоже). В общении активно использует жесты, мимику. Обращенную речь и речь вообще понимает, может отвечать на вопросы, назвать имя и фамилию, выполнять цепочку из 2-3 поручений.
Общение:
Зрительный контакт хороший, смотрит в глаза сама, хорошо понимает команду «посмотри на маму» и » посмотри маме в глазки», легко выполняет.Тянется к детям и взрослым, радуется приходу знакомых и близких людей, на незнакомых в гостях старается произвести впечатление, строит глазки, показывает умения. Пытается общаться и играть с детьми близкого возраста — догоняет, заглядывает в лицо, улыбается, провоцирует догонять, кататься с горки, играть в «ку-ку», протягивает интересные для нее предметы. Любит, чтобы ее гладили, обнимали, целовали, залазит на колени к знакомым взрослым, но сама в ответ не обнимается и не целует, даже когда очень просишь. Делает вид, что не слышит. Часто играет сама, но хочет моего присутствия в комнате.

НО НАСТОРОЖИЛО (не меня, а родственников, но после их слов и я задумалась):
1. Далеко не всегда (где-то в половине случаев) реагирует на обращенную речь, просьбу, имя. Слух проверяли — в норме. Такое впечатление, что специально делает вид, что не слышит. Особенно если чем-то занята своим. Зовешь несколько раз, трогаешь за плечо — даже после этого часто нет реакции. (Возможно, не нравится просьба и не хочет ее выполнять?) При попытке развернуть к себе — вырывается, психует. При попытке заинтересовать, попав в поле зрения с интересным предметом и на минимальном расстоянии — отвлекается.
2. Странные (стереотипные?) движения — машет руками (от локтя) как птичка, при этом вся напряжена, часто при этом голова набок, рот открыт. Или без головы набок и открытого рта, но тогда повторяет какой-нибудь слог или слово. Раньше было только когда радуется и при сильном возбуждении — пару эпизодов в день. Теперь это движение — прямо как паразит: поставила кубик на кубик — помахала, поставила следующий — помахала. Повторяет очень часто, эпизодов 50-100 за день, зато движения стали менее напряженными. На видео хорошо видно (плюс там и игнорирование обращения попало в кадр) [ Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям ] . Катает коляску — смотрит на колеса, рот открыт, голова набок.
3. Странные игры. Самое любимое — складывание тряпочек в стопочки. Вытаскивает все из шкафа и начинает складывать в стопку — очень скурпулезно, разворачивает полотенце, ложит, разравнивает края — чтоб без складок, помашет руками над стопочкой, берет следующую вещь. Вещи закончились — перекладываем в новую стопочку. Расставляет киндеры в рядок на бортик ванны или кровати, долго переставляет, любуется, после каждой манипуляции машет руками. Видно на фото. [ Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям ] Если что- то не получается, громко психует, все расшвыривает, пинает. Так играть может очень долго. Но отвлекается достаточно легко — если предложить интересную игру. При этом присутствуют и сюжетные игры с укладыванием спать и кормлением игрушек, пением им песен и усаживанием на горшок, не прочь поиграть и вдвоем, охотно складывает паззлы, рисует и играет в догонялки.
4. Грызет игрушки и пальцы (когда нет игрушек в руках). Почти постоянно. Зубы не режутся.
5. Очень мало и плохо ест. Ест в лучшем случае половину дневной нормы для ее возраста, в еде очень избирательна и вообще интереса в целом к ней не проявляет. Дольше 3 минут просидеть за столом не заставишь ничем, не хочет откусывать — ест только кусочки, которые помещаются в рот. Ложкой сама не ест, брать отказывается, пьет сама только из трубочки, если дать из чашки — истерика, если ну очень хочет пить — может согласиться пить из чашки, но сама ее держать не станет. Учиться не хочет и интереса не проявляет.
6. Было уже 2 регресса (в 1.8 — в больнице и в 1. 10 — без видимой причины) в навыках пользования горшком. От практически полностью обученного ребенка (сама снимает штаны или пытается, садится на горшок, делает дела, встает, одевается. Просится, если не может найти горшок, на улице и ночью. Промахи — раз в пару дней) до полного нуля — все дела в штаны, даже на бегу и не замечает этого. Сейчас учимся в третий раз((
7. Панически боится врачей любых людей в белых халатах ( началось в 1.2 после тяжелого гриппа, усугубилось в 1,8 в больнице, где провели месяц. Тогда от страха даже писалась). Истерика со слезами, соплями, валянием по полу и дракой начинается уже на входе в кабинет. Успокоить не возможно. Успокаивается только когда уже выйдем из поликлиники на улицу. Сильно боится шумных бытовых приборов (услышав фен через 2 двери — бежит туда, встает на пороге и начинает очень громко плакать, успокоить сложно)
8. На улице бежит куда глаза глядят, любимых маршрутов нет. За руку в нужном тебе направлении способна идти только если ей тоже надо туда же. При попытки тянуть за руку туда, куда ей не хочется — подгибает ноги, ложится на землю. Уговоры, объяснения и строгий голос не действует. Все призывы остановиться, подойти к маме, просто оклики по имени игнорирует, делает вид, что не слышит. Или просто молча стоит и наблюдает за прохожими, машинами. Может простоять минут 10, отвлечь без физического контакта сложно. При этом хорошо играет на детских площадках — катается с горок, строит из песка и снега, лазает. Если гуляют дети, пытается играть с ними.
Все вышеописанные «странности» усиливаются к вечеру, когда плохое настроение, когда устает. Также в гостях, где шумно, много народу.

А теперь вопрос:
Такое «странное» поведение — вариант нормы для возраста почти 2 лет или мне стоит начать беспокоиться? Если стоит, то к какому специалисту обратиться и как (учитывая истерики при виде врачей, что делает практически невозможным очные консультации)?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector