Ребенок не хочет в садик что делать

Ребенок не хочет в садик что делать

Ребенок не хочет в садик что делать

Ребенок отказывается идти в садик: рекомендации психологов

  • Причины
  • Что стоит делать, чтобы облегчить адаптацию?
  • Чего делать нельзя?
  • Как уговорить идти в садик
  • Малыш не хочет идти сад, потому что там обижают
  • Если проблема в воспитателе

Самым лучшим возрастом для начала посещения дошкольного учреждения является 2,5-3 года. Раньше психика крохи не готова справиться со стрессом и с общением с чужими людьми. До трех лет связь с матерью так сильна, что ни один учитель, даже самый внимательный, заменить ее не сможет. Но иногда обстоятельства складываются так, что малыша приходится отдавать в дошкольное учреждение.

Для того, чтобы облегчить адаптацию к яслям, чаще играйте со сверстниками, учите контактировать с детьми. Готовьте в домашних условиях еду, максимально приближенную к детсадовскому меню. Умения пользоваться горшком, держать ложку, пить из кружки, надевать брюки и сандалии существенно облегчат жизнь вашей крохе.

Когда приходит время отдавать отпрыска в детское дошкольное учреждение, каждая мама понимает, что это важный этап в жизни. И он сопровождается множеством трудностей.

Причины

  • Не сформировано желание родителей — страшно за свое чадо, им кажется, что малыш болезненный, недостаточно развит физически, будут обижать сверстники, учителя. Неосознанно они передают нервозность своему малышу, здоровая реакция — желание остаться дома.
  • Собственные воспоминания — негативные. Если сами родители испытывали отвращение при посещении детсада, помнят, как им там было несладко, отпрыск впитывает от них, что это место плохое. Зачем идти туда, где плохо?
  • Страх перед будущим. Маме трудно отпустить чадо, трудно менять привычную жизнь, где все время посвящалось заботам. Чувствуя подсознательные страхи родителей, он стремится сохранить гармонию в семье.
  • Большая ответственность. Если папа и мама придают большое, зачастую даже слишком, значение развитию дошкольника, выражая это нетерпимостью: «Вот Наташа уже освоила горшок, а ты нет». Взваливая на малыша непосильный груз, вы способствуете развитию страхов. И он выбирает самое безопасное место — дом, ведь в садике поджидают новые испытания, с которыми он боится не справиться.
  • Плохо подобран гардероб. Самое важное правило — удобство. Простые застежки, мягкая натуральная ткань одежды. Конечно лучше, когда ваше чадо, владеет навыками самообслуживания. Если он сам одевается и обувается, адаптация пройдет гораздо легче. Замысловатой одеждой можно вызвать агрессию воспитателя, ведь отпрыск не понимает, что взрослый злится не на него, а на мелкие пуговицы. Как следствие, он не желает идти на контакт с преподавателем.
  • Особенный ребенок. Например, страх прикосновений может появится, когда ребенка пугают, что можно серьезно заболеть, если дотрагиваться до незнакомцев. Некоторые дети могут плохо переносить громкие звуки, а в садике дети находятся в постоянном тактильном контакте и шуме. Также у ребенка могут быть проблемы со сном или он так активен, что взрослые не успевают за ним следить. В любом случае, знайте, что ваши дети в порядке и их не нужно переделывать под детский сад. Следует создать им максимально комфортные условия, ищите учреждение, которое сможет предоставить их.

Если вы впервые идете в детский сад, то, вероятно, встретитесь с сопротивлением ребенка. Смена режима и круга общения даже у взрослых вызывает стресс, что говорить о трехлетнем малыше.

Посмотрите выпуск программы доктора Комаровского, который называется «несадиковский ребенок». Возможно, после просмотра вам будет легче понять причины нежелания ребенка посещать дошкольное учреждение?

Что стоит делать, чтобы облегчить адаптацию?

Постепенно приучайте свое чадо к садику. Вначале придите познакомиться, посмотрите группу и шкафчик. Поиграйте на площадке. Каждый день узнавайте, как он провел свой день. Постепенно вы оба привыкните, и малыш будет рассказывать все больше и подробнее. Что делал, что кушал, с кем играл и т. п. Поощряйте за хорошее поведение, но не покупайте походы в сад. Иначе впоследствии это послужит поводом для шантажа. «Пойду, если купишь что-то».

Проиграйте ситуации, которые возникают в группе. Предложите, как можно реагировать на то или иное действие. Так будет легче адаптироваться, и он будет знать, как поступить в той или иной ситуации. Разрешите взять из дома любимую игрушку, пусть она напоминает ему дом. По выходным не нарушайте детсадовский режим. Учите делиться, взаимодействовать с детьми.

Малыш должен высыпаться. Организуйте его ночной сон так, чтобы утром он просыпался сам. Уделяйте ему как можно больше времени вечером и в выходные дни. Если вы переложите всю ответственность на учреждение, думая, что там им хорошо занимаются, он может почувствовать себя покинутым и нелюбимым.

Если вы видите, что тревожность повысилась сильно, ребенок вздрагивает и плохо спит по ночам, или все это еще сопровождается рвотой и поносом — нужно срочно выяснять причину такой реакции.

Чего делать нельзя?

  • Не грозите детским садом за плохое поведение. Тем более не говорите, что не заберете его.
  • Не оставляйте ребенка последним в группе. Ожидание, когда дети уже разошлись по домам, сопровождается грустными и негативными эмоциями.
  • Не обманывайте, что уходите на минутку. Спокойно объясните, как пройдет день, озвучьте основные этапы (завтрак, обед, сон). Заверьте в своей любви и пообещайте забрать, например, после ужина. Конечно, обещание нужно сдержать. Поддержите ребенка, во время разговора присядьте на его уровень.
  • Проявляйте терпение, не ругайте за слезы и отказ от пищи.
  • Не обсуждайте, особенно в негативном ключе, пренебрежительно воспитателей и в целом учреждение при детях.
  • Не растягивайте прощание, обнимите и уверенно уходите. Не сбегайте, пока ребенок отвлекся, он увидит, что вас нет и испугается.
  • Никаких таблеток. Успокоительные — для взрослых, конечно, если нет назначения лечащего врача. Крошка справляется с ситуацией так, как может. Дайте время, все вернется на круги своя, когда он освоится.

Несколько советов о том, как приучить ребенка к детскому саду, смотрите в видео:

Как уговорить идти в садик

Ребенок должен знать, что садик — это очень важное и ответственное дело. У каждого своя работа, у мамы, папы и у него — сад.

Сдерживайтесь в момент расставания, плачете вы — плачет и ребенок. Проявляйте только позитивные эмоции, шутите. Если ребенок успокаивается, как только вы уходите, возможно лучше, если его будет отводить кто-то другой, с кем он имеет не такую крепкую эмоциональную связь (папа, бабушка, брат или сестра). Относитесь бережно, радуйтесь поделкам, аппликациям и принесенным рисунком. На отказ вставать утром можно завлечь его тем, что сегодня будет интересное занятие с воспитателем. Всем мамам сделают что-то красивое, а мне ничего.

Гордитесь и рассказывайте всем в присутствии дошкольника, тем, что он ходит в детский сад. Рассказывайте о том, как это важно и какую помощь он вам этим оказывает.

Чаще говорите о том, что детский сад хороший, и как там много интересного. Красивые игрушки, внимательный воспитатель, увлекательные сказки. Будьте последовательны, не поддавайтесь на слезы и уговоры, даже если кажется, что он не может привыкнуть. Он должен знать, что это обязательно. Проявляйте твердость, но без фанатизма.

Придумайте что-то интересное. Например, по дороге домой покормите голубей или надуйте шарики в группе — все будут играть и радоваться. Таким образом закрепятся положительные эмоции.

Заведите друга. Обычно все дети в группе из одного района. Познакомьтесь с родителями, поиграйте на площадке в выходной, пригласите в гости. Малыши подружатся, будут скучать и рады друг друга видеть.

Малыш не хочет идти сад, потому что там обижают

Это рассказывает он сам или вы заметили изменения и «следы» обид, психологические и/или физические. Если он длительное время ходил в садик с удовольствием, а потом внезапно стал отказываться, это повод задуматься. Обсудите ситуацию с ребенком, выясните в игровой форме, кто его обижает. Не проявляйте гнев, спокойно все уточните.

Конфликт с детьми: в первую очередь выясните, что происходит и почему. Возможно, ваш малыш сам агрессивен, а детки только защищаются. Понаблюдайте за ним, когда гуляете во дворе, песочнице. Обратите внимание, как он контактирует. Это поможет вам выяснить причины раздора.

О том, что следует делать при ситуации, когда малыша обижают в группе, смотрите в видео:

Часто бывает, что один агрессор нападает на нескольких детей. Возьмите ситуацию под свой контроль, сам он не справится. Поговорите с педагогом, попросите внимательнее отнестись к ситуации. Строгим тоном побеседуйте с виновником. Не угрожайте, но донесите, как поступать нельзя. Познакомьтесь с его родителями, возможно вместе вам удастся быстрее разрешить противоречия.

Следующий шаг — обратитесь к заведующей. В случае, если ничего не меняется, переведите малыша в другую группу.

Научите защищаться. Конечно, драться в ответ не учите, иначе последствия будут еще хуже. Учите внешнему спокойствию, держать голову высоко поднятой, смотреть в глаза, говорить уверенно. Придумайте, как отвечать: «Не обижай меня», «Мне так не нравится», «Отойди».

Если проблема в воспитателе

Понять, что ребенка обижает воспитатель, поможет следующее:

  • Спросите о проблеме, но не утверждайте. Вопрос должен быть открытым, например: «Когда ты балуешься, что делает Анна Ивановна?»
  • Рисунок. Иногда проще нарисовать, чем сказать. Попросите нарисовать детский сад, выслушайте объяснения, кто что делает. Это позволит отчасти понять, что происходит.
  • Игры. Сюжетно ролевые. Возьмите роль педагога, а после предложите ее своему ребенку. То, как он будет обращаться с вами и с игрушками, вероятнее всего, имеет место в группе.
  • Придумайте вместе со своим чадом сказку. Пусть героями будут реальные люди из садика.
  • Адекватно оценивайте ситуацию. Рассмотрите ее со всех сторон, дети имеют богатое воображение. Он может преувеличивать или копировать поведение из мультиков/фильмов.

Несколько советов детского психолога о том, что делать в случае, если вашего малыша обижают в садике, смотрите ниже:

Действия, когда вы удостоверились, что виновен воспитатель:

  • Разговор с педагогом. Не переходя на личности, спросите было ли такое. Похвалите воспитателя, покажите, как вы уважаете его за труд. В мирном ключе разрешите конфликт.
  • Когда наставник вас не слышит, а жалобы продолжаются, поговорите с родителями других деток. Узнайте, возникла ли подобная проблема у них.
  • Обратитесь к заведующей, также спокойно просите проконтролировать происходящее.
  • Если ничего не помогает, обратитесь в Департамент дошкольного образования. Объединитесь с другими родителями и потребуйте замену педагога.

Обычно адаптация занимает от одного месяца до полугода, если малыш плачет целыми днями и никак не хочет оставаться в детском саду. Подумайте о частном учреждении или няне, уговорите бабушку или сами, хотя бы на время откажитесь от работы, ведь здоровье и душевное спокойствие очень важно. Через некоторое время попробуйте снова отвести крошку в садик, возможно, позже все получится.

Посмотрите передачу, в которой проблема нежелания ходить в садик рассматривается достаточно подробно с разных сторон.

Что делать родителям, если ребенок не хочет идти в садик

Почему малыш не желает посещать детский сад

Родителям может показаться, что их ребенок капризничает, но за нежеланием посещать садик могут скрываться вполне объективные причины. Например, малыш отстает от своих сверстников в навыках, умениях, и это его расстраивает. В то время как другие детки уже самостоятельно одеваются, убирают за собой игрушки, едят – он ждет помощи мамы или папы, которых нет рядом в детском саду. А ведь виноваты в этом родители, не приучившие своего ребенка к самостоятельности.

Ребенок не хочет идти в садик из-за грубых воспитателей, невкусной еды, дефицита общения с родителями

  • Нянечки и воспитатели грубо обращаются с детьми. Большое количество детей в группах и низкие зарплаты раздражают работников детского сада. Некоторые из них переносят свое плохое настроение и недовольство жизнью на детей. Привыкший к ласке и заботе со стороны родителей малыш не желает идти туда, где на него кричат или даже обижают.
  • Ребенку не хватает родительского внимания. В силу обстоятельств некоторые родители не находят сил и времени, чтобы проводить каждый вечер со своим малышом. Обделенный родительским вниманием ребенок не хочет расставаться с мамой и папой, плачет, устраивает каждое утро истерики при сборах в детский сад.
  • Малышу не нравится еда в детском саду. Зачастую няни и воспитатели в садике заставляют детей есть. Привыкший к другому рациону малыш может отказываться от невкусной для него еды, однако ему приходится давиться ненавистной кашей вплоть до рвоты.

Рано или поздно декретный отпуск заканчивается и наступает время отводить малыша в детский садик. Чтобы это не было стрессом для ребенка, маме нужно на первых порах оставаться в саду вместе с ним. Уже через неделю она может оставлять малыша в садике самого.

Однако для некоторых детей расставание с мамой становится настоящей трагедией, и они начинают плакать только при упоминании детского сада. В этих случаях может понадобиться помощь психолога.

Советы психолога

Чтобы процесс адаптации прошел быстро, нужно исключить все поводы для беспокойства малыша при походе в детский сад:

  • Оказаться от сборов в спешке. Часто родители собирают детей в садик, как солдат на полевые сборы, не давая им возможности спокойно проснуться, опомниться и понять, что вообще происходит. Слыша каждое утро: «Быстрее ешь!», «Не смотри мультики!», «Мы опаздываем!», «Что ты там копаешься!», «У нас совсем нет времени!» — ребенок испытывает стресс и связывает его с предстоящим походом в детский садик.
  • Отказаться от волнительных прощаний. Часто сами родители волнуются, прощаясь с малышом в детском саду. Детям полностью передается тревожное настроение родителей, и они начинают капризничать.
  • Отказаться от лжи для усыпления бдительности малыша. Услышав от любимой мамы: «Подожди меня здесь, я скоро приду» — ребенок весь день будет ждать ее и беспокоиться, почему она задерживается. Лучше честно сказать малышу, что ему придется остаться садике до вечера.

В большинстве случаев, адаптация к детскому саду занимает от 2 недель до месяца.

Что делать, если расставание с родителями настоящая трагедия

Если, несмотря на все уловки, при расставании с мамой у малыша каждый раз случается истерика, можно попробовать переложить обязанность отводить ребенка в сад на бабушку, дедушку, старшую сестру, тетю, дядю. Не чувствуя сильной привязанности к провожающему, ребенок спокойнее будет воспринимать расставание.

Применив вышеуказанные советы и рекомендации, родители смогут быстрее приучить малыша к садику, сократят процесс его адаптации.

Видео

Мой не хотел ходить, потому что в саду спать заставляли, кашу есть. Ну пришлось его и дома укладывать, на выходных. Но труднее всего выйти в сад после болезни, а если они еще и часто происходят… Каждый раз с истериками ходили. Сейчас даю сыну витамишки иммуно плюс, с витамином С, он болеть меньше стал. Привык к саду, нет никаких утренних истерик

Приветик, девочки! Жаловаться не буду, описывать наши походы в сад тоже. Хочу поделиться информацией с теми, у кого детки собираются или уже ходят в садик.

Постоянный стресс

Первые месяцы в детском саду – это настоящий стресс для ребёнка. Для него изменилось всё: режим дня, питание, сама атмосфера. Вместо любимой мамы рядом чужие «тёти» и сверстники, отношения с которыми ещё нужно суметь наладить. Вполне естественно, что малыш сильно переживает, и это сказывается на его поведении: он плохо кушает, отказывается спать, плачет или закатывает истерики. Нередко идёт регресс в развитии: малыш перестает говорить или начинает снова писать в штанишки. Не сердитесь на малыша, лучше просто помогите ему!

Железный режим

Домашнему ребёнку сложно переключиться на детсадовский режим, в котором всё расписано по минутам. Для того чтобы адаптация к саду была успешной на «садиковский» режим лучше переходить заранее (хотя бы за месяц). Узнайте у воспитателей, как организован день в вашем саду, и не спеша подводите ребенка к этому режиму. Достаточно постепенно менять распорядок дня, сдвигая привычные дела на 10-15 минут. Если вы этого не сделали, то постарайтесь хотя бы сейчас приблизить распорядок дня ребёнка в выходные дни к режиму в садике. Не разрешайте малышу «отсыпаться» вволю (хотя поспать чуть подольше можно!).

Этот же совет касается и питания. Заранее узнайте «садиковское» меню и попытайтесь постепенно приблизить к нему домашний рацион. Кушать дома также желательно в те часы, в которые малыши это делают в саду.

Ребёнок не спит в садике

Одна из самых распространённых жалоб мам новоиспеченных детсадовцев – «Ребёнок не спит в садике!». В этом случае вам опять придётся поработать дома. Старайтесь не засыпать вместе с ребёнком в одной кровати. Почитайте малышу сказку, побудьте с ним рядом, но старайтесь, чтобы кроха засыпал самостоятельно. Постарайтесь перед сном исключить лишние поглаживания – вряд ли воспитатель будет гладить каждого ребёнка по спинке! В любое другое время, кроме укладывания спать, тактильный контакт между мамой и ребёнком должен быть непременно!

Психологи и опытные мамы советуют укладывать ребенка спать дома с небольшой мягкой игрушкой, которую можно брать с собой в садик. Малышу бывает страшно засыпать в незнакомой обстановке, а любимая игрушка в какой-то степени «заменит» ему маму и сможет успокоить кроху. Попробуйте сочинить сказку, в которой мишка (зайка, котёнок) пошёл в детский сад, вначале ему было не очень уютно, но потом он подружился с детками и воспитателями. Завершаться такая сказка должна непременно возвращением мамы!

Если ребёнок привык засыпать только с пустышкой или «на груди», желательно отучить его от этой привычки перед тем, как он переступит порог детского сада. Но если вы не сделали этого заранее, то не торопитесь! Отлучение от груди – сильнейший стресс для ребёнка, а малыш и сейчас так находится в подавленном состоянии. Подождите, когда ребенок адаптируется к саду, и после этого планируйте отлучение.

Первые конфликты

Ребёнок может отказываться идти в сад и из-за того, что не смог найти общий язык с воспитателем или сверстниками. В 2,5-3 года дети начинают активно общаться с ровесниками, и детский сад становится своего рода кульминацией этого общения. В саду появляются первые друзья и первые враги. Тут вам придётся быть более внимательной: обратите внимание на то, с кем ребенок общается, с кем изменились отношения. Вполне возможно, что малыш не хочет идти в сад, потому что поссорился с другом и подругой. А ещё такой причиной может быть… первая любовь. Постарайтесь мягко поговорить со своим ребёнком и разузнать обо всём от него самого. И никогда не позволяйте себе ни капли иронии над большими чувствами маленького человека!

Также вполне возможно, что ваш ребёнок и его воспитатель не смогли найти общий язык. В идеале с воспитателем нужно познакомиться заранее, понаблюдать за тем, как она разговаривает с детьми, как ведёт себя. Важно понять, готовы ли вы доверить этому человеку своего ребёнка, ведь именно воспитатель будет проводить большую часть дня рядом с вашим чадом. Если вы относитесь к воспитателю с уважением и доверием, то это отношение непременно передастся и вашему ребёнку. Он легко сможет пойти на контакт с тем взрослым, которому доверяет его мама. А это значит, что малыш сможет обращаться к воспитателю со своими нуждами и проблемами, делиться впечатлениями и радостями.

Не забудьте пообщаться с другими родителями деток, посещающих вашу группу. К сожалению, иногда бывает, что воспитатель действительно плохо выполняет свои функции, и тогда недовольство будет выражать большинство группы. В этом случае придётся обращаться к заведующей детским садом и решать вопрос о замене воспитателя.

«Я сам»?

Ребёнку, который имеет хотя бы элементарные навыки самообслуживания, адаптироваться в саду будет легче. Постарайтесь научить малыша пользоваться кружкой и ложкой, застегивать и расстёгивать липучки, пуговицы и молнии (можно купить или смастерить развивающие игрушки с разнообразными видами застёжек). Старайтесь подбирать для сада такую одежду и обувь, с которой ребёнку будет проще справиться. Например, липучки будут предпочтительнее шнурков, а клёпки – пуговиц.

От подгузников лучше отучить ребенка до детского сада. Специалисты считают, что оптимальный возраст для приучения к горшку – 18 месяцев. Обычно детки редко идут в садик раньше 2 (а то и 3) лет, у вас есть масса времени, чтобы обучить чадо туалетным навыкам. Однако если это еще не произошло, то можно попробовать предложить воспитателям, чтобы ребенку надевали подгузник хотя бы на прогулку. Учитывая, что прогулки длятся, как правило, 2,5-3 часа, а маленький ребенок не в состоянии выдержать это время, чтобы не ходить в туалет, то часто воспитатели соглашаются. Главное, чтоб использование подгузника было временной мерой предосторожности.

Читайте также  Как развлечь месячного ребенка

«Подмоченная» репутация

Часто в саду ребёнок начинает снова писаться в штанишки, хотя дома уверенно ходит на горшок. Воспитатели и нянечки сердятся, ведь им приходится переодевать малыша, а другие детки могут смеяться и отказываться играть с ним. Если насмешки будут регулярными, то ребенок может сильно переживать, замкнуться в себе и начать писаться в штанишки и дома, и на улице. Естественно, что в таком случае идти в садик ребёнок с охотой не будет.

Выясните причину недержания. Малыш может писаться, например, из-за того, что он просто простудился. Причина может крыться и в резком тоне воспитателя: привыкший к мягкому голосу мамы юный детсадовец может элементарно пугаться. Возможно, что в группе завёлся ребёнок-агрессор, который смеётся над вашим чадом в туалете, и поэтому кроха боится идти туда, предпочитая делать «мокрое дело» непосредственно в штанишки. Ненавязчиво поговорите с самим ребёнком, его воспитателем и другими детьми в группе – так нередко вскрываются самые неожиданные подробности. Также малыш нередко писается из-за элементарного нежелания находиться в детском саду – так бывает во время адаптации к садику. Не ругайте малыша, лучше старайтесь дома уделять ему максимум внимания, поддерживать и ободрять его.

И напоследок – несколько полезных советов:

Не пугайте ребёнка детским садом – иначе он никогда не станет любимым и безопасным местом для ребёнка.

Никогда не обсуждайте сад и воспитателей при ребёнке, иначе малыш подумает, что его окружают плохие люди.

Не наказывайте плачущего при расставании ребёнка. Лучше мягко напомните ему, что вы вернётесь за ним.

Не обманывайте малыша. Не говорите, что вы придёте скоро, если разлука предстоит на полдня или целый день, иначе кроха утратит доверие к вам.

Помогите крохе полюбить посещение детского сада. Будьте спокойными, уверенными и настраивайте себя только на хорошее. Будут ли встречи со сверстниками и воспитателем радовать вашего ребёнка — это во многом зависит именно от вас.

По мне, так истина — в последнем абзаце. Я поняла, что во многом мы сами виноваты в том, что сейчас происходит с нашим ребенком. Хотя я никогда не обсуждала сад и воспитателей, все равно постоянные разговоры о садике (ну как тут не расскажешь об этом, если знакомые и родственники спрашивают, звонят?), а ребенок -то рядом и все слышит и воспринимает! Садик, садик, садик… наверное, Дарине, толком не понявшей, что это такое, это уже стало надоедать и напрягать, раз об этом столько все вокруг говорят. Разладился наш дневной сон — слишком стали акцентировать на этом внимание «Не спит днем», «Что делать?» и пр. В общим, начинаю исправлять ситуацию — работаю над собой и своими мыслями. Прогресс в адаптации я вижу, и воспитатель — тоже. Не все сразу. Понимаю, что стресс моему ребенку не на пользу, но принимаю это, ведь это — необходимый и неизбежный момент в отделении от мамы.

Спасибо за внимание, надеюсь, кому-то этот пост будет полезен)))))

Если ребенок не хочет ходить в детский сад. Практические советы для родителей

Что же делать в такой ситуации? Для начала разобраться, почему ваш малыш ни за какие коврижки не соглашается приобщаться к детскому коллективу, а затем действовать!

«Не хочу в детский са-а-а-д! Не пойду-у-у-у!». Эти душераздирающие вопли вы слышите теперь каждое утро. Иногда к воплям добавляются жалобные стоны на тему того, что у драгоценного чадушка болит животик, голова, и вообще его тошнит от сада. В прямом и в переносном смысле слова. А в более тяжелых случаях у ребенка и в самом деле поднимается температура, появляются боли в животе и обостряются хронические заболевания.

Что же делать в такой ситуации? Для начала разобраться, почему ваш малыш ни за какие коврижки не соглашается приобщаться к детскому коллективу. А причин для этого может быть несколько.

Смена образа жизни

Дети – самые великие на свете консерваторы. Это только на первый взгляд кажется, что они постоянно стремятся к новым приключениям и впечатлениям. На самом деле привычный ритм, когда они совершенно точно знают, как одно событие сменяет другое, – это порядок и спокойствие в их жизни. А тут – мама с утра отводит к незнакомой тете, где, кроме тебя, любимого, оказывается, еще куча других детей, бросает там на произвол судьбы и неизвестно, свидишься ли с ней еще когда-нибудь. В саду же все чужое – и, наверное, поэтому враждебное.

Выход

Постепенно приучайте малыша к смене режима. Если он привык поздно ложиться и поздно вставать, придется аккуратно перевести кроху на более ранний подъем. Это совершенно не страшно, смена режима происходит в течение 3-4 дней. Когда резко меняется образ жизни, важно сохранить для ребенка «кусочек дома». Оптимальный вариант – если вы сможете договориться с заведующей и воспитательницей о том, что сможете присутствовать в группе вместе с ребенком в течение первой недели.

Кстати, во многих детских садах практикуют такие договоры на вполне официальной основе, а в вальдорфских детских садах сами воспитатели настойчиво просят маму находиться в группе вместе с ребенком хотя бы в течение десяти дней.

Если же это по каким-то причинам невозможно, подумайте о какой-то приятной мелочи, которая будет напоминать вашему крохе о доме. Это может быть мягкая игрушка (с ней так приятно вместе засыпать!), привычная еда в небольшом контейнере (желательно, не очень пачкающая – подойдет морковка или яблоко). Или, возможно, вам захочется сделать для своего малыша талисман удачи – например, небольшую плоскую игрушку, которую можно всегда носить в кармашке или на шнурке. Когда ее маленький хозяин загрустит, пусть он вспомнит о «волшебном талисмане», и тот непременно поможет справиться с невеселыми мыслями.

Непривычная пища

Вспомните свое детство – наверняка в вашем детском саду был какой-то особенный «шедевр» местных поваров, который вызывал у вас не самые приятные чувства. Пресловутые пенки от молока, кисель, молочная каша или суп с луком – у каждого свои воспоминания. Иногда воспитатели слишком рьяно пытаются накормить своих подопечных, требуют съедать все до крошки, в быстром темпе – это тоже не каждому под силу.

Выход

Если ваш малыш наотрез отказывается питаться в детском саду, договоритесь с воспитателями, чтобы они не настаивали на этом процессе. В конце концов, еще ни один ребенок по собственной воле не умер от голода. Дома, перед садом, вполне можно обойтись и без завтрака – больше шансов, что к моменту завтрака в садике малыш успеет проголодаться и захочет попробовать что-нибудь с общего стола.

Если по садовским правилам ребенку разрешается брать какую-то еду из дома, то пусть это будут красиво порезанные фрукты (яблоки, груши), овощи (огурец или морковка), подойдет и банан. Старайтесь не давать ребенку сладости вроде конфет или печенья, эти лакомства, конечно, могут утешить в первый момент, но вызовут нездоровый ажиотаж в коллективе и окончательно испортят аппетит.

Нелюбимая воспитательница

Это серьезная проблема, и в идеале ее хорошо бы решить еще до поступления ребенка в детский сад. Не зря же психологи рекомендуют перед тем, как определить малыша в то или иное учреждение, обязательно познакомиться не только с заведующей и с набором игрушек в группе, но и (что гораздо важнее!) с будущей воспитательницей. Именно она будет проводить с вашим ребенком большую часть времени. Иногда бывает так, что к одной воспитательнице дети буквально летят на всех парах, а к другой даже подходить не хотят, жмутся к маме.

Выход

Для начала выясните, почему ваш малыш не любит воспитательницу. Сделать это не так-то легко, ведь далеко не всегда маленький ребенок может рассказать о своих впечатлениях и переживаниях. Но вам придут на помощь специальные игры. Вечером, в спокойной обстановке поиграйте с малышом в детский сад с набором плюшевых зверушек или пластмассовых человечков. Вы узнаете для себя массу интересных подробностей! Пусть ребенок сам выберет для себя роль – будет ли он играть за себя самого, за своего «одногруппника» или за ту самую воспитательницу.

Когда вы уясните для себя смысл конфликта, попробуйте обсудить его с воспитательницей. Если же после этого не произойдет никаких положительных сдвигов (педагог жестоко обращается с ребенком, не слышит его, позволяет другим детям дразнить и обижать вашего малыша), то ситуация, увы, тупиковая. Придется подумать о смене детского сада или группы. Причем, в этом случае предпочтительнее сменить сад, чем группу, поскольку во всяком коллективе существует некая корпоративная этика – в том числе, и в детском саду.

Чужой среди своих

Иногда бывает так, что ребенок по каким-то причинам не вписывается в детский коллектив, продолжая держаться особняком. Это может быть индивидуальная особенность – просто у каждого ребенка разные потребности в общении, кому-то нужно общаться больше, кому-то обходиться минимумом «деловых связей». Но если ваш ребенок в течение года так и не занял в детской группе свою нишу, провел все это время как бы «за стеклянной стеной», лишь наблюдая за детской жизнью, стоит обратиться к психологу.

Выход

Если ребенку трудно подружиться со сверстниками, придется, как всегда, брать дело в свои руки. Старайтесь постепенно расширять круг общения (как свой, так и детский). Понаблюдайте, кто из одногруппников наиболее симпатичен вашему ребенку, и попробуйте подружиться с его родителями. Чаще приглашайте их в гости. Возможно, поначалу, вам придется самой активно участвовать в их играх для того, чтобы ваш «дикаренок» постепенно и сам мог в них включиться.

Еще один важный момент переходного периода – приучить малыша к мысли о том, что далеко не всегда только с мамой ему может быть комфортно и интересно. Попросите папу или бабушку в ваше отсутствие придумать с ребенком увлекательную игру. Неплохой вариант – студия раннего развития, где дети постепенно вливаются в детский коллектив, не теряя при этом связи с мамой. Другие дети и их игры должны быть, с вашей точки зрения, весьма привлекательным и приятным занятием. Обращайте внимание малыша на то, как детям и весело интересно вместе, как здорово они играют. Пойте, танцуйте вместе с ребенком, заряжайтесь положительными эмоциями!

Чего делать нельзя

Поддаваться на уговоры и провокации. Если вы, несмотря на все детские стоны и жалобные причитания, все-таки довели ребенка до дверей детского сада, но в последний момент ваше родительское сердце не выдержало и вы повернули вместе с ребенком обратно – это очень опасный путь. Малыш поймет, что слезами и криком он сможет добиться желаемого, и в следующий раз ему придется лишь немного увеличить громкость и интенсивность плача.

Водить ребенка в сад через день или пару раз в неделю. Для того, чтобы детский сад стал неизбежной данностью, малыш должен появляться там каждый день (разумеется, кроме выходных). Лучше поначалу пораньше забирать его оттуда. Ничего страшного, если первые недели или даже месяцы вы не будете оставлять его там на дневной сон. Лишь когда ребенок полностью адаптируется к новым условиям жизни, попробуйте забрать его после дневного сна.

Самим бояться разлуки с ребенком. (об этом подробнее читайте на нашем сайте: Разлука с малышом. Когда можно оставлять ребенка?) Дети необыкновенно чувствительны. Им на каком-то подсознательном уровне передаются все наши эмоции – и тревога, и спокойствие. Душераздирающая сцена со слезами в раздевалке – совсем не лучшее начало дня для вашего малыша. Отпускайте ребенка с уверенностью, что с ним все будет в порядке.

Как снять напряжение у ребенка после дня в детском саду?

Наиболее распространенный источник напряжения — это публичность, присутствие большого количества чужих людей вокруг. Поэтому хорошо, если после дня в детском саду ребенок имеет возможность уединиться, побыть в отдельной комнате, за ширмой, в кукольном уголке и т.д.

Не надо слишком назойливо расспрашивать его о том, что происходило — он вспомнит и расскажет сам, когда отдохнет.

Ребенок может соскучиться и по родителям — поэтому не следует, приведя его домой, сразу же бросаться к выполнению домашних дел. Пусть он посидит на коленях у взрослого, пусть расслабится от прикосновений. Не пожалейте немного времени для того, чтобы побыть с ним вдвоем, почитать или поиграть. Постарайтесь не слишком спешить, забирая ребенка домой — небольшой круг, совершенный по окрестным дворам, позволит ему перейти на вечерний режим, перестроиться с детского сада на домашнюю обстановку. Будет лучше при этом, если вы не будете сопровождать это беседой с кем-либо из приятельниц или родителей других детей — как правило, дети очень ценят прогулки вдвоем.

Если ребенку предстоят дополнительные занятия, то следует иметь в виду, что спортивные скорее способствуют перевозбуждению, а расслабляют занятия в спокойном ритме типа рукоделия, моделирования и другого ручного труда. Музыкальная школа — это тоже большая нагрузка для ребенка, склонного к перевозбуждению.

А лучше всего понаблюдать за собственным ребенком — к чему он инстинктивно стремится, возвращаясь домой (будь то музыка, домашние животные, аквариум, брат или сестра, книги) — то и является для него источником стихийной психотерапии.

Что делать, если ребенок не хочет ходить в детский сад? Советует психолог

Отношения с детьми — вопрос, волнующий каждого родителя. В младенчестве эта связь является односторонней, поскольку ребенок еще не умеет разговаривать, но с возрастом родители могут столкнуться с тем, что их чадо будет выражать протест против того, что ему не нравится. Покупка новых вещей, знакомство с другими детьми, поход на игровую площадку и даже в детский сад может оказаться мучением для родителей. Если с некоторыми ситуациями реально разобраться за пару минут, то проблема с нежеланием ребенка социализироваться в среде сверстников может стать камнем преткновения на пути к теплым отношениям в семье. Портал 103.by пообщался с практикующим психологом Мариной Мищенко и узнал, что нужно делать родителям, если ребенок отказывается ходить в детский сад.

— Марина, расскажите, что нужно сделать родителям, чтобы облегчить первый поход в садик для себя и для ребенка?

— Когда родители принимают решение вести ребенка в детсад, они должны заранее с ним об этом поговорить. Рассказать, что это за место, что там будет происходить. Это ребенка мысленно подготовит к тому, что он сделает первый шаг, и покажет ему, что он тоже важный член семьи, что с ним считаются.

Конечно, трудности будут всегда, от них никуда не деться. Но важно то, как родители с ними будут справляться. В первую очередь, мама и папа вместе должны быть твердо уверены в правильности своего выбора — отдать ребенка в детский сад. Если они будут колебаться, то и ребенок почувствует на эмоциональном уровне эту неуверенность.

— Как понять, что ребенок уже готов к садику?

— Каждая мама знает особенности своего малыша. Если он имеет навыки самообслуживания и стремится к общению с другими детками — это уже говорит о том, что можно отдавать его в сад.

Идеальный возраст для каждого ребенка свой. Будет и адаптационный период. Однако некоторые дети осваиваются за два дня, кто-то за две недели, а третьи и через два месяца будут чувствовать себя дискомфортно в группе с другими детками.

Чтобы избежать подобных ситуаций, нужно наблюдать за ребенком и дозировать его пребывание в группе. Он может сначала проводить там немного времени — полдня или несколько часов. И если мама обещает, что заберет его в определенное время, то свое обещание она должна выполнить. Нельзя нарушать слово, чтобы ребенок понимал, что он находится в безопасном месте и что через малый промежуток времени за ним придут родители.

— Каким должен быть первый день в группе?

— Начните его с положительного настроя. Общайтесь с ребенком, проявляйте внимание к нему. Ребенок должен чувствовать не страх, а спокойствие — бояться ему нечего.

Выйдите заранее из дома, чтобы можно было не спеша добраться в точку назначения, общайтесь по дороге о чем-то нейтральном, обращайте внимание на красивые детали пейзажа и подключайте ребенка к обсуждению увиденного. Таким образом его можно отвлечь от паники и страха, которые могут возникнуть от встречи с неизвестным (садиком).

Когда вы привели ребенка в сад, нужно быть спокойным и уверенным, давать ему возможность принимать самостоятельные решения — здороваться, переодеваться, знакомиться с другими детьми. Это нужно поощрять, потому что малыш будет чувствовать, что он на правильном пути.

Прощаясь, следует обязательно сказать, когда вы за ним вернетесь. Нелишним будет пообщаться с воспитателем в присутствии малыша, чтобы он видел, что мама и педагог находятся в хороших отношениях, а значит, воспитателю можно доверять.

Не спешите углубляться в свои повседневные дела, когда везете ребенка домой из садика, лучше поговорите с ним. Спросите, как прошел день, обратите внимание на его настроение. Если он чем-то расстроен — вы должны это заметить и попытаться узнать у него, что его так взволновало. Если же настроение у малыша хорошее — поддержите его и порадуйтесь за отлично проведенный день.

Спросите у ребенка, что он кушал, с кем подружился, какими игрушками играл. Но не спрашивайте, пойдет ли он в садик завтра. Нужно убрать сомнения, чтобы ребенок не подпускал к себе тревожные мысли. Когда малыш будет чувствовать уверенность и спокойствие — он и сам со временем настроится на посещение детсада.

— А как быть в том случае, если уговоры не действуют и ребенка не радует посещение садика?

— Часто можно заметить, что малыш, собираясь утром в детсад, плачет и упрямится, показывает, что идти он туда не хочет. Здесь нужно выявить причину такого поведения. Одна из них — возможно, он не наладил теплые отношения с другими детками. Еще одна причина — ребенок чувствует себя брошенным и ненужным, поскольку долгое время находился дома с родителями, а теперь они хотят отдать его в незнакомое место, к чужим людям. В таком случае малышу нужно объяснить, что садик — это хорошее место, где можно найти новых друзей, получить знания, научиться чему-то, чему мама с папой не смогут научить.

Также рекомендуется чередовать друг с другом обязанность отводить ребенка в сад, чтобы у него не закреплялось мнение, что только мама всегда отдает его в чужие руки или только папа.

Если у него не складываются отношения со сверстниками, можно войти в контакт с кем-то из родителей в вашей группе и попытаться пообщаться семьями в неформальной обстановке. Тогда дети подружатся вне садика и будут увереннее чувствовать себя в группе.

Может быть и такое, что воспитатель, не ознакомленный с особенностями поведения ребенка, заставляет делать то, что ему категорически не нравится. Это может быть невкусная еда, которую его принуждают кушать, или даже сон в тихий час. Если ребенок не привык спать днем, то воспитателю над объяснить, что заставлять его не нужно. В конце концов, малыш может просто спокойно полежать, главное, чтобы он не мешал отдыхать другим деткам и не нарушал дисциплину.

Еще одна очень распространенная ситуация: ребенок плачет и мама тут же старается ему во всем угодить, чтобы он успокоился. «Не хочешь кушать — не кушай, не хочешь в садик — не пойдем». Ребенок начинает понимать, что слезами он может добиться многого и это входит у него в привычку. Таким образом, он становится маленьким манипулятором, а родители — его заложниками.

В случае, когда эта ситуация имеет обоснованные причины — нужно их найти и разобраться в корне проблемы. Если же ребенок просто ленится рано вставать — объясните ему, что ходить в садик нужно, и настаивайте на своем, не поддаваясь на слезные просьбы остаться дома. Иначе ребенок будет вить из вас веревки все чаще.

— В садике все дети придерживаются определенного режима дня. Нужно ли соблюдать его дома?

— Когда дети идут в садик, режим дня у них меняется. Желательно подготовить ребенка к этому заранее, чтобы организм не испытывал стресса при ранних подъемах и других режимных аспектах. Распределите день дома по часам: завтрак, свободное время, обед, тихий час, полдник и так далее.

Читайте также  Что подарить ребенку на 2 месяца

Да, бывают ситуации, когда соблюдать режим дня не представляется возможным. Это выходные и праздничные дни, отпуск, каникулы. В такие периоды надо стараться хотя бы примерно придерживаться распорядка — кушать вовремя, устраивать тихий час. Можно также отыграть дома «модель садика», когда ребенок выступает в роли воспитателя, а его игрушки — в роли участников детской группы. Тогда малыш почувствует себя более ответственным, и ему будет легче придерживаться распорядка дня.

Учитывайте также, какую еду дают ребенку в садике. Кардинальная смена рациона может плохо отразиться на пищеварительной системе малыша. Все эти проблемы, возникшие из-за нарушения режима, спровоцируют новый виток недовольства походами в детский сад, и тогда нужно будет заново настраивать ребенка на этот путь.

— Сейчас многие родители предпочитают домашнее обучение садику. Правильно ли это?

— Нельзя сказать однозначно, что это неправильно. Есть мамы, которые с удовольствием отдают ребенка в детский сад, а некоторые вплоть до школы принимают решение о домашнем обучении. Такие семьи часто отдают детей на попечение бабушки или няни, которая водит его на различные кружки, и таким образом ребенок получает навыки общения.

Но в детском саду все равно есть больше возможностей для коммуникации, а также для получения навыков самообслуживания: сходить в туалет, помыть руки, одеться и раздеться, покушать, застелить постель и так далее. Поэтому, на мой взгляд, детский сад — это хороший способ социализировать ребенка и подготовить его к школе.

Ребенок не хочет идти в детский сад

Истерики по утрам, отказ заходить в группу, страдания по маме – многим первые дни в садике даются тяжело. Кто-то быстро привыкает, а у кого-то стресс настолько глубок, что может спровоцировать энурез, заикание, кошмары во сне, ухудшение аппетита и даже регресс в развитии.

— Подобное случается с детьми, которых повели в садик, не подготовив эмоционально, — поясняет Екатерина Кес, детский и семейный психолог (Ipsyholog.ru). — Начинать подготовку нужно заранее, за один-два месяца, чтобы ребенок потом ходил в садик с удовольствием. Легкая адаптация длится две-три недели. Средняя – месяц-полтора. Если дольше, говорим о тяжелой адаптации, даже болезненной.

Вот несколько полезных навыков для малышей и их родителей от специалиста.

1. Проводим время без мамы

Спокойно отпускать маму и оставаться без нее надолго на чужой территории – ключевой навык. Начните тренировку с коротких расставаний на 15-20 минут и постепенно увеличивайте время. Первые помощники тут, конечно, бабушки-дедушки. Но есть еще варианты:

  • знакомые или соседи, которым доверяете и у которых тоже есть малыши. Договоритесь сидеть с детворой по очереди;
  • игровые комнаты с аниматорами — такие есть в отелях, спортивных центрах, кафе;
  • «развивашки» — групповые занятия с педагогом;
  • группы кратковременного пребывания (ГКП) – туда берут детей с полутора-двух лет на 2-3 часа в день.

Совет: придумайте ритуал прощания. Он потом очень пригодится и в садике, и в любой ситуации расставания. Обмениваться воздушными поцелуями. Обниматься и шептать на ушко: «Я тебя люблю». Тереться носами. Целовать ладошку. Махать рукой в окошко.

Что почитать. «Поцелуй в ладошке» Одри Пенн. «Люблю. Мама» Джанет Брэдли. «Мамина улыбка» Пшемыслава Вехтеровича. «Мама спешит домой» Светланы Дорошевой. «Когда папа приходит поздно» Нобуко Итикавы.

2. Расширяем круг общения

Сад – это новые дети, с которыми нужно самостоятельно знакомиться, играть, дружить, общаться. Новые взрослые, которых нужно слушаться, не стесняться попросить о помощи. Это дома ребенка все с полуслова понимают, а в саду угадывать желания никто не станет – придется много изъясняться.

Для тренировки навыка общения чаще бывайте с малышом на разных детских площадках и в парках, где много детворы. Учите знакомиться: «Привет! Меня зовут Катя. А тебя? Давай дружить!». Быть вежливым, уметь договариваться: «Можно мне взять твою лопатку?», «Отдай, пожалуйста, мою куклу», «Давай меняться». К взрослым обращаться на «вы», по имени-отчеству – как в садике.

Совет: разучите с ребенком мирилки – короткие рифмы, которые говорят вслух, сцепившись мизинцами. Дети часто ссорятся из-за игрушек, качелей, обидных слов. Мириться не умеют, потому толкаются, плачут, бегут жаловаться. Примеры мирилок:

  • «Не дерись, не дерись, ну-ка быстро помирись!»
  • «Мирись, мирись, больше не дерись. Если будешь драться, я буду кусаться. А кусаться нам нельзя, потому что мы друзья!»

Что почитать. «Азбука чувств и эмоций» Екатерины Кес. «Почему я обиделся?» (серия «Сказки про эмоции») Елены Ульевой.

Что посмотреть. Советские мультики про дружбу («Кот Леопольд», «Трям, здравствуйте!», «Крокодил Гена», «Крошка енот», «Капитошка», «Малыш и Карлсон»). Современные мультсериалы «Оранжевая корова» (в частности, серия «Мирилка»), «Дракоша Тоша» (серия «Как помирить друзей») .

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector