Ребенок поздно засыпает что делать

Ребенок поздно засыпает что делать

Ребенок поздно засыпает что делать

Дети и сон: если ребенок плохо спит

Главная / Блог / Дети и сон: если ребенок плохо спит

Что делать при нарушениях сна у ребенка?

Нарушения сна являются ранним симптомом для многих соматических и психических заболеваний у детей и взрослых. Исследования показывают, что каждый второй ребенок испытывает проблемы со сном, и около 4% детей имеют формальный диагноз расстройства сна.

Нормальный сон у младенцев и детей

Сон — это возможность для организма сохранять энергию, восстанавливать нормальные процессы, способствовать физическому росту и умственному развитию. Наиболее очевидным последствием недостаточного сна является дневная сонливость. Однако сонливость у детей обычно проявляется и в виде раздражительности, поведенческих проблем, трудностей в обучении и плохой успеваемости. Отличить существенные нарушения сна от нормальных возрастных изменений может быть достаточно сложной диагностической задачей.

Сон значительно меняется в течение первых нескольких лет жизни ребенка, следуя физическому созреванию и развитию. Новорожденные требуют наибольшего общего времени сна и имеют фрагментированный режим сна и бодрствования. Начиная с возраста пять месяцев, младенцы могут спать дольше. В возрасте шести месяцев дети могут обходиться без ночного кормления. Кроме того, у грудных младенцев наблюдаются более частые ночные пробуждения, более короткие периоды сна и немного меньшее общее время сна. По мере взросления детей периоды сна постепенно удлиняются, а общее время сна уменьшается.

Большой разброс в поведении детей во сне может быть вторичным по отношению к культурным или генетическим различиям. Знание нормальных стадий развития сна поможет врачам и родителям отличить нормальный сон от частых нарушений сна, таких как обструктивное апноэ во сне, парасомнии, поведенческая бессонница, нарушение фаз сна и синдром беспокойных ног.

Обструктивное апноэ во сне

Обструктивное апноэ характеризуется обструкцией верхних дыхательных путей, несмотря на дыхательное усилие, что нарушает нормальный режим сна и легочную вентиляцию. Заболевание может быть связано с ожирением, уменьшением размера просвета верхних дыхательных путей или недостаточностью мускулов-расширителей глотки. Однако у детей обструкция возникает в первую очередь из-за увеличенных миндалин и аденоидов. Начальные проявления обычно возникают в возрасте от двух до восьми лет, что совпадает с пиком роста миндалин, но это состояние может проявиться в любом возрасте. Общая распространенность среди детей составляет от 1% до 5%. Страдают апноэ и мальчики, и девочки, но чаще заболевание наблюдается у этнических меньшинств. Классическими симптомами апноэ являются храп и нарушения дыхания. Однако не у всех храпящих детей есть это заболевание. Распространенность ночного храпа у детей достигает 27%, что может затруднить распознавание апноэ. Другие общие симптомы включают необычное положение для сна (например, чрезмерно вытянутую шею, сон, сидя с открытым ртом), связанное со сном парадоксальное дыхание, ночное потоотделение или энурез, утренние головные боли и чрезмерную дневную сонливость. Однако дети реже, чем взрослые, проявляют дневную сонливость. Сонливость у детей чаще проявляется в виде подавленного настроения, плохой концентрации, снижения внимания или поведенческих проблем. При физикальном осмотре могут быть обнаружены увеличенные миндалины, микрогнатия и воронкоообразная грудная клетка.

Детей с подозрением на обструктивное апноэ следует направлять на полисомнографию. Кроме того, направление к специалисту сомнологу понадобится для детей из групп риска, страдающих синдромом дефицита внимания и гиперактивности, кардиореспираторной недостаточностью, черепными аномалиями, врожденными пороками и синдром Дауна.

Оставленное без внимания врача апноэ приводит к нейроповеденческим проблемам, снижению внимания, нарушениям эмоциональной регуляции, снижению успеваемости, ночному энурезу, нарушениям роста и, в редких случаях, к системной гипертензии, легочной гипертензии и развитию «легочного сердца».

Основным методом лечения является аденотонзиллэктомия. Послеоперационная полисомнография демонстрирует избавление от апноэ более чем у 70% детей с нормальным весом, и менее чем у половины детей с ожирением. Также может произойти послеоперационное улучшение качества жизни и поведения. После лечения всем детям необходимо пройти клиническое обследование через шесть-восемь недель после операции, а полисомнографию следует повторить для оценки остаточного апноэ у детей с ожирением. 18 По назначению полисомнографию следует проводить после полного заживления глотки, обычно не ранее, чем через шесть недель после операции.

Парасомнии

Такие парасомнии, как лунатизм (сомнамбулизм), разговоры во сне, спутанное возбуждение, ужасы и кошмары во сне встречаются у каждого второго ребенка. Они определяются как нежелательные события, которые сопровождают сон и обычно происходят во время переходов от сна к бодрствованию. Кроме того, они характеризуются сложной деятельностью ребенка, которая кажется целенаправленной, но характеризуется отсутствием взаимодействия с окружающими людьми. Связанные с этим особенности включают замешательство, автоматическое поведение, трудности с пробуждением, амнезию и быстрое возвращение в полноценный сон после события.

Большинство парасомний, таких, как лунатизм, разговоры во сне, спутанное возбуждение и страх во сне, возникают в первой половине периода сна во время фазы медленного сна. Дети обычно не помнят о таком событии. Напротив, кошмары обычно возникают во второй половине периода сна во время фазы сна с быстрым движением глаз. Эти события дети могут вспоминать. Важно отметить, что симптомы и сроки ночных припадков могут совпадать с парасомниями. На эти расстройства могут указывать повторяющееся стереотипное поведение и странные позы во сне, которые принимает ребенок.

К провоцирующим факторам относятся недостаточный сон и расстройства, вызывающие частичное пробуждение ото сна. Апноэ является частым триггером парасомнии: более половины детей, обращающихся по поводу ужасов во сне сна или лунатизма, также страдают и апноэ. Другие триггеры могут включать расстройство беспокойных ног, гастроэзофагеальную рефлюксную болезнь, принудительные пробуждения и прим некоторых лекарств.

Парасомнии часто проходят спонтанно к подростковому возрасту. Лечение сосредоточено на успокоении, уменьшении провоцирующих факторов и увеличении общего времени сна. Когда это уместно, родителей следует проинформировать о мерах безопасности (например, запереть двери и окна, использовать сигнализацию движения, очистить пол от игрушек, положить матрас на пол). Детей, которые проявляют атипичное, вредное или агрессивное поведение или которые не реагируют на консервативные методы лечения, следует направлять для дальнейшего обследования к специалисту по психическому здоровью.

Поведенческая бессонница в детстве

Поведенческая бессонница в детстве характеризуется усвоенной неспособностью засыпать и / или спать. Распространенность патологии составляет от 10% до 30%. Часть расстройств характеризуется неспособностью или нежеланием ребенка заснуть или вернуться ко сну при отсутствии определенных условий, таких как убаюкивающий родитель (нарушение ассоциаций сна). Вариант отсутствия ограничений возникает, когда родители не могут установить соответствующие ограничения, например, когда родители разрешают ребенку спать в своей постели, когда ребенок отказывается спать. У большинства детей с поведенческой бессонницей в детстве проявляются черты обоих типов.

Профилактика — лучшее лечение поведенческой бессонницы в детстве. Врачи должны обучать родителей нормальному режиму сна, хорошей гигиене сна, реалистичным ожиданиям, установлению границ и режиму сна. Эти действия должны быть сосредоточены на регулярном и последовательном кормлении ребенка, соблюдению времени сна, распорядка сна и времени сна и бодрствования. Младенцы с большей вероятностью станут сосать пустышку и засыпать самостоятельно, если их постоянно помещать в кроватку бодрствующими, а не уже спящими. Создание регулярного распорядка дня установит ожидания, и в конечном итоге ребенок научится засыпать самостоятельно. Методы игнорирования (укладывание ребенка в постель и игнорирование его до утра или на определенный период) также эффективны в лечении этого расстройства. Снотворные и седативные препараты неэффективны для лечения этого расстройства.

Расстройство задержки фазы сна

Главные циркадные часы, расположенные в супрахиазматическом ядре, контролируют время сна и у большинства людей работают в цикле 24 часа. Несоответствие между внутренними часами и внешним миром требует постоянной «перезагрузки» по временным сигналам, таким как свет, мелатонин, физическая активность, температура тела и прием пищи. Свет — самый мощный из этих указателей — синхронизаторов. Несоответствующее время воздействия света может изменить циркадные ритмы. Например, воздействие света перед сном (особенно синего спектра экранов гаджетов и телевизоров) может подавить выработку мелатонина и, в конечном итоге, отсрочить наступление сна. У детей с расстройством отсроченной фазы сна обычное время сна и бодрствования отстает как минимум на два часа по сравнению с социально приемлемым временем. Расстройство чаще встречается в подростковом возрасте, когда считается, что циркадный ритм удлиняется, и ребенок становится более социальным. Распространенность нарушения среди подростков составляет от 7% до 16%. Заболевание диагностируется на основе истории болезни пациента и документирования времени сна и бодрствования в дневнике или журнале сна. Беспокойство родителей обычно связано с поздним отходом ко сну (в 2 часа ночи или позже), сном, трудностями с пробуждением и опозданиями в школу. Однако частые ночные пробуждения необычны, и архитектура сна обычно нормальная.

Лечение направлено на приведение циркадного ритма в соответствие с желаемым временем сна и бодрствования. Как и при всех нарушениях сна, поддержание регулярного цикла сна и бодрствования, соблюдение правил гигиены сна являются основой лечения. Важно избегать яркого света перед сном. Удаление всех светоизлучающих устройств (например, электроники, портативных носителей, планшетных компьютеров, сотовых телефонов) из спальни может быть полезным. Терапия ярким светом, используемая в течение первых одного-двух часов после пробуждения, также может быть полезной для улучшения циркадного ритма. Существуют убедительные доказательства того, что добавление мелатонина (от 0,3 до 5 мг за 1,5-6,5 часа до желаемого отхода ко сну) является эффективным лечением расстройства отсроченной фазы сна.

Синдром беспокойных ног

Частота синдрома беспокойных ног у детей составляет около 2%. Состояние характеризуется неприятным ощущением в ногах с позывом пошевелить ногами, начиная с вечера. Отдых ухудшает симптомы, а движение приносит некоторое облегчение. Другие симптомы включают трудности с засыпанием, сопротивление перед сном, «боли роста» и симптомы, аналогичные симптомам синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Заболевание у детей связано с негативным поведением и настроением, снижением когнитивных способностей и внимания, и чаще встречается у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Считается, что дисфункция дофамина и дефицит железа играют основную роль в патогенезе синдрома беспокойных ног. Кроме того, симптомы могут усугубляться чрезмерной или недостаточной физической активностью или употреблением кофеина, никотина, антигистаминных препаратов, селективных ингибиторов обратного захвата серотонина или трициклических антидепрессантов.

Диагностика синдрома беспокойных ног у детей может быть сложной задачей, потому что они могут быть не в состоянии описать основные симптомы. Диагноз может быть поставлен, если анамнез соответствует состоянию и присутствуют, по крайней мере, два из следующих признаков: нарушение сна, заболевание у родственника первой степени родства или пять или более периодических движений конечностями за час сна во время полисомнографии.

После постановки диагноза синдрома беспокойных ног консервативное лечение включает избегание усугубляющих факторов. Поскольку дефицит железа часто встречается у таких детей, измерение уровня ферритина является необходимым. Терапию восполнения уровня железа следует начинать, если уровень ферритина составляет менее 50 мкг /литр. Не существует лекарственных препаратов, одобренных для лечения синдрома беспокойных ног у детей. Пациентов с симптомами, которые не поддаются консервативному лечению, следует направлять для дальнейшего обследования к специалисту по психическому здоровью.

Когда укладывать спать на ночь?

Наступает вечер, зажигаются звёзды, выключается свет, и малыши мирно засыпают в своих кроватках, обнимая красивых плюшевых мишек. Так нам представляется тихий семейный вечер, во время которого все мирно готовятся ко сну. А как же на самом деле? Когда малышей нужно укладывать спать? В одно время с родителями, раньше или, наоборот, позже, чтобы они проспали дольше и не проснулись слишком рано утром? Так есть ли ответ на этот вопрос?

Когда родился наш сыночек, я долго не могла понять, когда же у малышей «ночь». Они ведь едят круглосуточно. Когда же нужно их купать и укладывать «на ночь»? Я перечитывала «наши» книги, в том числе современные учебники по педиатрии, и постоянно что-то не сходилось – например, написано, что малыши в таком-то возрасте спят 11-12 часов, но ночной сон начинается в 22, а утреннее умывание в 6. Или вообще, что детей нужно укладывать спать, когда удобно родителям. Бабушки мне твердили, что в 9 вечера «Спокойной ночи, малыши», и это «правильное» время, в которое нужно укладывать.

Откуда появилось это время «Х» – 9 вечера?

Обратимся к истории. В СССР только в 1917 году ввели декретный отпуск, который составлял 112 дней с момент рождения ребёнка. То есть, уже в 3 месяца малышей отдавали в ясли, если не было возможности договориться с бабушками-пенсионерками или взять работу в другую смену. До этого времени детей отдавали в ясли практически с рождения, то есть они находились в группе 10-15 или даже больше малышей, за которыми ухаживало достаточно ограниченное число нянечек. Именно поэтому использовался «режим по часам», а время дневного сна сознательно увеличено, так как уследить за несколькими грудничками одновременно просто физически невозможно. Вот отсюда и взялось такое позднее укладывание, и просто нереально маленькие цифры времени бодрствования (например, 2,5 часа в 10-12 месяцев), и очень большие цифры дневного сна. В яслях никого не спрашивали – хочет ли он спать. Были нормы, которым нужно было следовать. Со временем малыши привыкали и укладывались спать в «нужное» время, а ночью, соответственно, спали меньше. Времена изменились, а вот нормы почему-то очень часто используются очень устаревшие. Я нахожу их в журналах для мам, в книгах и даже в современных учебниках по педиатрии, в рекомендациях известных врачей.

Какое же время считается идеальным для укладывания?

Оказывается, «идеальным» временем засыпания на ночной сон считается 18:00-20:30. И это время сохраняется вплоть до 5-6 лет! Я была просто шокирована, так как 21 час, когда у нас принято только начинать подготовку ко сну, – это уже поздно! К настоящему моменту проведено множество исследований по всему миру, в результате которых было выявлено, что малыши лучше всего себя чувствуют при режиме 19:00-7:00. На первый взгляд цифры казались просто фантастическими. А почему же нельзя укладывать позже?

Почему так рано?

В головном мозге человека есть специальный центр – супрахиазмальные ядра, – который выполняет функцию внутренних часов. Именно он определяет смену фаз сна и бодрствования, называемую «циркадными ритмами». Вообще в нашем организме всё циклично – менструальный цикл, сердечный цикл, цикл трикарбоновых кислот и ещё более сотни таких циклов различной частоты. От чего же зависит то, когда мы спим, а когда бодрствуем? Почему нельзя спать ночью, например, с 3-х до 10 утра? Оказывается, деятельность наших «внутренних часов» зависит от освещённости. И с наступлением сумерек организм уже готовится ко сну (имеются в виду гражданские сумерки, которые начинаются раньше того времени, когда визуально начинает темнеть). В это время меняется гормональный фон организма, и он все свои силы направляет на то, чтобы отдыхать, восстанавливаться и обрабатывать полученную за день информацию. Если пропустить это время, то наш мозг переходит в режим «перегрузки» и время, которое он мог бы провести с пользой для организма, он тратит на работу, эффективность которой очень низка. Именно поэтому лучше лечь раньше, чтобы попасть на тот цикл нашего организма, при котором он настроен исключительно на сон. Именно этот сон будет самым восстанавливающим.

Неужели у малыша точно так же работают его «внутренние часы»? Представьте себе, это так. Только у новорожденного они ещё «не настроены», а начинают налаживать свою работу к 6-8 неделе жизни, когда малыши начинают различать день и ночь. Теперь они уже могут больше бодрствовать днём, и дольше спать ночью. И наша задача в этот период – помочь «завести часы» правильно. Окончательно формируется цикл ночного сна у большинства деток в 3-м месяцам, когда они начинают спать по 11-12 часов, с перерывами на кормления, но с одним длительным промежутком непрерывного сна длительностью не менее 5-6 часов, который с возрастом увеличивается.

А если укладывать позже?

«Уложите позже, чтобы малыш проснулся позже! Он у вас так рано просыпается, потому что вы его рано укладываете!» Это худшие советы, которые могут вам дать доброжелатели. На практике происходит наоборот – чем позже укладывается малыш, тем хуже он спит. И чем дольше вы «тянете», чем больше малыш переутомляется, тем сложнее его нервной системе справляться с перегрузкой, что значительно увеличивает частоту ночных пробуждений или же слишком раннего подъёма вследствие переутомления (в 4-5 утра вместо «обычного» времени). Это самый большой миф, что уложив малыша позже, «чтобы больше устал», он будет лучше спать. Разумеется, нужно учитывать нормы дневного сна для данного возраста, а также время бодрствования, уменьшив его перед ночным сном, а не наоборот увеличивать его, «чтобы утомить». Нет такого строгого правила, что всех детей нужно уложить именно к 19 часам, но лучше, если они будут уже спать не позже 20:30.

А мой малыш спит до 9 утра…

Часто я встречала ситуации, в которых малышей сознательно укладывали позже, и они «перестроили» свой режим на 20-8, 21-9, 22-10 и даже более позднее время. Что делать в таком случае? В первую очередь, нужно обратить внимание на то, как себя чувствует малыш при таком режиме. Хорошо ли он спит ночью, днём, он бодр и весел, спокойно играет и фиксирует внимание на предметах и людях, мирно укладывается спать на ночь? Если ответы на все вопросы положительные, значит, вам удалось перестроить режим удобным для вас образом. В чём же опасность «поздних» режимов? Как я уже писала, для «внутренних часов» очень важна освещённость. И при такой ситуации, особенно зимой, малыш не получает достаточно дневного света, что очень важно для его развития. И что более важно, он гуляет вечером в то время, когда его организм настроен на восстановление, рост и развитие (которое в основном происходит во сне, а не во время развивающих игр с развивающими игрушками), о чём так сильно беспокоятся все родители.

Муж приходит поздно с работы

В большинстве случаев именно это является отправной точкой начала вечернего укладывания спать. Ведь муж за целый день соскучился по малышу, и тоже хочет с ним поиграть, покупать, принять участие в его жизни. По этому поводу эксперты по сну, к мнению которых я прислушиваюсь, рекомендуют всё же найти выход из ситуации – пробовать брать работу на дом, возвращаться чуть раньше, а если не получается, то выделить время утром перед работой на то, чтобы поиграть с малышом, покормить его или просто понаблюдать за ним. И со временем вы очень полюбите эти радостные моменты, когда вы будете пить свой утренний кофе, а малыш рядом будет играть на детском коврике, ползать по комнате или весело топать и говорить вам «папа». Ведь именно утром малыши, которые достаточно рано укладываются спать и хорошо высыпаются, самые милые и довольные жизнью. Они радостно вам улыбаются, тянут ручки и интересуются всем вокруг. А вечером наоборот могут быть уже утомлены и капризны, так как давно бы уснули, если бы не ожидание папы.

Неужели бывают дети, которые спят уже в 7 вечера?

Да, бывают. Вы дочитали статью и до сих пор не можете в это поверить? Вам кажется, что если вы уложите своего малыша в 19, он проснётся в 3 часа ночи и будет играть? Поверьте, вы не одиноки в своём страхе. Все мои знакомые, когда слышат, что мой малыш в 3, 6, 9 и даже в 12 месяцев засыпает не позже 20:00 (а в большинстве случаев в 19:30), округляют глаза и говорят что-то вроде: «А когда же он просыпается?», «Да он у тебя соня», «Это он у тебя жаворонок» или (просто хит) «А, ну просто мальчики больше спят». Всё что угодно, лишь бы не пересмотреть свои устоявшиеся представления о времени ночного сна. Да, признаюсь, я сама боялась так рано уложить малыша, и до 2,5 месяцев он засыпал в 19 на «вечерний сон», который был, по сути, началом ночного сна. Потом мы его будили около 23 часов, купали и сами укладывались на ночной сон, который длился до 8 утра по нашему плану, составленному по рекомендациям одного известного врача. Но где-то ближе к 2-м месяцам малыш перестал просыпаться охотно в это время, он капризничал, купался без удовольствия и всем своим видом показывал нам, что он бы спал дальше. И тогда я решила рискнуть и перестроить режим таким образом, чтобы уже в 19 часов он спал. И представьте моё удивление, когда малыш мирно уснул сам после купания и проснулся ночью в то же время на кормления, только без этого мучительного для всех полуночного купания и укладывания! Уже на следующее утро я не узнала своего малыша! Я как сейчас помню, что он проснулся настолько спокойным. Он радостно лепетал, игрался ручками и когда мы его положили на пеленальный столик, он спокойно лежал сам долго-долго и наблюдал всё вокруг без малейшего беспокойства, как раньше. И с тех пор я поверила западным учёным и поняла, что наше представления о том, как «должны» спать малыши – это просто стереотипы, передаваемые из поколения в поколения. Разумеется, мы перешли на ранний режим очень рано, поэтому и очень легко, а в старшем возрасте это может занять больше времени и усилий. Но оно того стоит, поверьте! Постарайтесь поверить мне, и забыть о стереотипах, которые только мешают нам жить, и подарите себе и своему малыш здоровый спокойный сон, а вам с мужем – приятный вечер вдвоём!

Читайте также  В каком возрасте ребенок держит головку

А вот мы ложились спать в 9 вечера! И ничего… Выросли же нормальными.

Безусловно, на протяжении жизни сон малыша будет меняться. Поход в садик, школа, подростковый возраст… Поневоле много факторов будут нарушать его сон, и вам придётся каждый раз пытаться его наладить. Но основы закладываются уже в младенческом возрасте. Если практически с рождения вы вовремя укладываете малыша спать, не перекармливаете и не ограничиваете его движения – поверьте, это даст свой результат. А чем же плохо укладывать поздно на будущее, так сказать? Да, нас всех укладывали в 9. Но встаёте ли вы в 6 утра с хорошим настроением? Много ли вы знаете людей (не считая бабушек постпенсионного возраста), которые радостно просыпаются в 6-7 утра каждый день и вечером в 22 уже спят? Или же укладываются раньше спать, если переутомились, вместо того, чтобы «отоспаться в выходные»? У нас самих в большинстве случаев отсутствуют правильные привычки сна, поэтому нам порой сложно поверить, что то, как мы спим и то, как «правильно» надо спать – это две большие разницы. Поэтому наша задача, как родителей, дать своим малышам лучшее. Мы живём в век прогрессивных технологий и клинических исследований. Давайте же будет следовать современным открытиям, а не стереотипам прошлого. Подарите своему малышу лучшее – здоровый сон. И вы приятно удивитесь, как быстро это сделает его счастливым!

Наталия Домрес,
консультант по детскому сну и
автор проекта «Сон малыша»

опубликовано 12/06/2015 14:21
обновлено 20/04/2019
— Сон

Проблемы с засыпанием у ребенка 2-3 лет

Опубликовано сб, 21/10/2017 — 18:18

Наиболее распространенными проблемами засыпания у малышей 2-3 лет являются:

  • затруднение засыпания более (чем 30 минут )
  • «сопротивляемость» сну (т. е. отказ от того , чтобы ложиться в постель при требовании этого со стороны родителей).

Согласно опросам американских родителей, 20-30% маленьких детей испытывают серьезные проблемы со сном и / или пробуждениями в течение ночи (Mindell et al 2006).

По мнению исследователей, проблемы со сном возникают, по крайней мере, из-за двух причин:

Во-первых, дети могут научиться ассоциировать засыпание с определенными формами стимуляции ( например, приемы успокаивания ) или с определенной внешней средой сна. Если они не получают эти формы стимуляции, то дети испытывают трудности с засыпанием и / или продолжительностью сна (Moore et al 2006).

Во-вторых, поскольку дети с возрастом становятся более независимыми, они могут начать тестирование пределов своей свободы и ограничительного поведения своих родителей. Стратегии сопротивления отхода ко сну могут запускать гамму форм поведения от очаровательных попыток свалиться («еще одно объятие») до серьезных истерик (Moore et al., 2007). Если правила отхода ко сну неясны или непоследовательно соблюдаются, сопротивление заыспанию становится серьезной проблемой в семье.

Маленькие дети часто испытывают беспокойство, когда их отделяют от своих родителей (Jenni et al 2005, Ainsworth et al 1978). Кроме того, большинство детей также испытывают ночные страхи. Если ваш ребенок боится, ему нужна ваша помощь. Детям не всегда хватает полноты и скорости созревания мозга , а также когнитивных ( познавательных ) навыков, чтобы хорошо справляться с тревожными эмоциями, и нет никаких доказательств того, что ночные страхи или беспокойство в связи с разделением от родителей уменьшатся в результате специальной «тренировки сна».

Фактически, исследования показывают, что игнорирование страхов вашего ребенка может привести к кошмарам и эмоциональным проблемам.

Недавние исследования показывают, что многие родители отправляют своих детей в постель слишком рано, задолго до того, как они готовы уснуть. Организм ребенка еще не продуцировал достаточное количество мелатонина, ключевого гормонального регулятора сна (LeBourgeois et al 2013). Другой сценарий заключается в том, что вы сами знаете, сколько времени вашему ребенку нужно спать. Но внутренние часы вашего ребенка настроены на другой график, который включает в себя засыпание позже и пробуждение позже, чем позволяет его или ваш образ жизни. Во всех случаях , за последние 2-3 часа перед сном старайтесь избегать стимулирующих действий или игр (Glaze 2004).

Исследование американских детей школьного возраста сообщает, что дети с аллергией чаще страдают от бессонницы (Stein et al 2001). Они также чаще страдают от шумного сна. Если у вашего ребенка аллергия и проблемы со сном, обратитесь к врачу.

Некоторые дети успокаиваются звуком испарителя или вентилятора. Этот «белый шум» не только блокирует отвлечение от других звуков, но и имитирует звуки, которые младенцы слышат в утробе матери. Не заполняйте кровать вашего ребенка игрушками. Вероятно, лучше всего держать постель вашего ребенка местом для сна, а не местом для игры. Слишком много игрушек в кровати может отвлекать. Один или два объекта — любимая кукла, защитное одеяло или специальная книга — могут помочь вам. Вы можете сказать, бодрствует ли ваш ребенок из-за беспокойства о том , что не видит вас , потому что, если вы рядом, то он сразу успокаивается . Существуют разные причины, по которым ваш ребенок может не захотеть ложиться спать по ночам. У вашего ребенка могут быть проблемы с автономией . Другими словами, они могут захотеть иметь больший контроль над своим телом и окружающей средой. Обычно это происходит примерно через девять месяцев, и это то, чем особенно славятся двухлетние дети! Дайте ребенку ограниченный выбор и «контроль» над типом сна и порядком «рутины сна». Если у вашего ребенка больше контроля над своими действиями, он может испытывать меньшую потребность в контроле, тогда он и засыпает.

Попробуйте держать дневник сна в течение определенного периода времени. Рассмотрение этой информации в течение нескольких дней или недель может помочь вам найти некоторые шаблоны. Как только вы увидите шаблоны, вы сможете найти решение. Кроме того, если вы пойдете к педиатру вашего ребенка о проблемах со сном вашего ребенка, принесите дневник сна. Вот что вы должны отслеживать:

  • В какое время они проснулись утром
  • Время и продолжительность дремоты в течение дня
  • В какое время они ложились спать вечером
  • В какое время они ложатся в постель вечером
  • Проблемы в урегулировании отхода ко сну ( что вы делаете и как это работает)
  • Количество , время и продолжительность пробуждений ночью
  • Что вы делаете во время ночного бодрствования ребенка и как это работает

BabySleepConsult: обучение консультантов по детскому сну

На базе Центра детского сна и развития BabySleep

Проблемы со сном у детей

Канадское сомнологическое общество (Canadian Sleep Society) выпустило брошюру для родителей с информацией о проблемах со сном у детей и поведенческих причинах их возникновения. Прочитав ее, вы получите необходимую базовую информацию, чтобы чувствовать себя увереннее в вопросах детского сна.

BabySleep перевел эту брошюру для вашего удобства.

Введение

Проблемы со сном – один из самых распространенных вопросов, волнующих родителей. Фактически те или иные трудности со сном имеются у 30 % детей. Сон важен и для физического, и для умственного развития ребенка. Важно и количество, и качество сна ребенка. Семьи с детьми живут очень по-разному, и стиль жизни семьи может влиять на то, когда, где и как спит ребенок. Окружающая обстановка также влияет на сон, поэтому важно убедиться в том, что сну ребенка не мешают шум или свет.

Независимо от того, какой стиль жизни выбрала ваша семья, родителям важно иметь представление о правильной организации сна ребенка, о том, как сформировать у детей здоровые привычки сна, а также как заметить проблему в случае ее возникновения и начать ее исправлять. Также важно знать о распространенных у детей и подростков нарушениях сна.

Как регулируются режим сна и его продолжительность?

Сон регулируют два процесса:

  • Первый – гомеостатический, или давление сна. Давление сна постоянно растет в процессе бодрствования ребенка и спадает при засыпании. Следует убедиться, что перед укладыванием ребенок накопил достаточно большое давление сна, это поможет ему уснуть быстро.
  • Второй – циркадианный. Он регулирует время засыпания и пробуждения и способствует закреплению ритма сна и бодрствования.

Два этих процесса формируют качество и количество сна ребенка. В идеале, если ребенок накапливает достаточное давление сна к планируемому времени засыпания и имеет стабильный режим сна и бодрствования, у него в любом возрасте будет оптимальная регуляция сна.

Что происходит, когда мой ребенок спит?

В любом возрасте у человека ночью есть 2 различных типа сна, и мы циклично последовательно проходим через эти типы сна с момента засыпания до утреннего пробуждения.

  • REM-сон (Rapid Eye Movement, быстрые движения глаз), или фаза быстрого сна – фаза сновидений.
  • NREM-сон (Non-Rapid Eye Movement), или фаза медленного сна, которая включает в себя глубокий восстанавливающий сон. Человеку ежедневно нужны обе фазы сна, чтобы быть здоровым и отдохнувшим.

Когда дети и взрослые переходят из одного цикла сна в другой, между ними возникает краткий момент частичного пробуждения. Эти пробуждения возникают примерно 5–7 раз в течение ночи, но обычно мы их не замечаем, т. к. сразу же снова погружаемся в сон. Во время таких микропробуждений дети, имеющие навык самоуспокоения, обычно также могут продолжить свой сон без какой-либо помощи родителей, однако те дети, которые этим навыком не обладают, часто просыпаются полностью и нуждаются в помощи для продолжения сна.

По мере роста и развития ребенка меняется потребность в сне. Необходимое время сна снижается с 16–20 часов в сутки у новорожденных до 10–11 часов у детей дошкольного и школьного возраста. Подростки продолжают нуждаться в 9-часовом сне. Следовательно, важно быть уверенным, что подросток, равно как и младенец, получает достаточно сна. Также по мере роста ребенка меняется распределение сна между днем и ночью: время дневных снов постепенно сокращается (большинство детей перестают спать днем в возрасте от 3 до 5 лет) и сон полностью консолидируется в ночной период.

Каковы последствия недостатка сна?

Плохой или недостаточный сон может влиять на настроение и поведение ребенка, повышает риск эмоциональных или поведенческих проблем, негативно влияет на способность к концентрации внимания, обучение и успеваемость в школе. Это также отражается на физическом здоровье ребенка, повышая риск хронических болезней, таких как ожирение, проблемы с сердцем и метаболизмом, и повышает вероятность несчастных случаев. Кроме того, дети, которым не привили привычки хорошего сна, могут иметь плохой сон во взрослом возрасте.

Как помочь ребенку усвоить привычки хорошего сна:

  • Окружающая обстановка. Выполнив несколько простых действий, вы поможете биологическим часам вашего ребенка работать правильно, обеспечивая способность легко засыпать ночью и просыпаться по утрам.
    Вот эти действия:
    — Вечером помогите ребенку осознать, что наступило ночное время: обеспечьте тишину в спальне (выключите телевизор, музыку и другие гаджеты), темноту и поддерживайте комфортную температуру. Если вы используете ночник, в течение всей ночи его свет должен быть тусклым.
    — Утром помогите ребенку понять, что наступило дневное время: «заливайте» его естественным светом и стимулируйте его активность.
  • Семейные привычки. Самостоятельное засыпание: в возрасте после 4–6 месяцев дети могут учиться засыпать самостоятельно, без помощи родителей в виде укачивания, кормления или других способов успокоения до тех пор, пока ребенок не заснет. Важно, чтобы условия, в которых ребенок засыпает, не менялись при пробуждениях в течение ночи. Важно, чтобы ребенок засыпал в том же самом месте, где он будет спать ночью. Привычками, приводящими к проблемам со сном, могут быть укачивание на руках до полного засыпания, укладывание в движущемся автомобиле, под музыку или телевизор. Некоторые дети успокаиваются при наличии «переходного объекта» (например, любимый пледик или мягкая игрушка).
  • Стабильный режим сна и бодрствования. Время засыпания и пробуждения каждый день должны быть примерно одинаковыми и не различаться более чем на 30 минут в будние и выходные дни.
  • Ритуал перед сном. Тихая, успокаивающая, предсказуемая деятельность (15–30 минут) поможет ребенку переключиться с дневной активности на отход ко сну.
  • Кормления. Чтобы поддерживать здоровый ночной сон в правильное время, важно каждое утро завтракать. Легкий углеводный перекус перед укладыванием (например, сыр и крекеры) помогает уснуть. Однако не стоит кормить ребенка тяжелой пищей незадолго до ночного сна.
  • Физическая активность в течение дня. Для здорового режима сна важна физическая нагрузка, от умеренной до интенсивной.

Чего стоит избегать, чтобы помочь ребенку усвоить привычки хорошего сна:

  • Кофеин: детям вообще стоит избегать кофеинсодержащих продуктов, но в особенности за 6 часов до укладывания. Это шоколад, кола, чай и кофе. Проверяйте состав продуктов, особенно газировки – они могут содержать кофеин.
  • Интенсивная физическая нагрузка вечером: активные упражнения следует исключить за 3 часа до укладывания. Дело в том, что они возбуждают и увеличивают трудности с засыпанием.
  • Гаджеты: нужно избегать наличия у ребенка гаджетов в спальне, включая планшеты, смартфоны, компьютеры и игровые приставки. Их наличие в спальне может приводить к более позднему засыпанию. К тому же, свечение экранов стимулирует активность мозга, приводя к трудностям с засыпанием.
  • Дневной сон в возрасте после 5 лет: по мере взросления ребенка сон консолидируется в ночное время, вместо необходимых для отдыха дневных снов теперь нужно обеспечивать один достаточно длинный ночной сон. Многие дети и взрослые спят днем время от времени, однако после 5 лет детям, получающим достаточное количество сна ночью, дневной сон не требуется. Если ребенок спит днем, в то время как дневной сон ему уже не требуется, лишний сон днем может снижать давление сна к вечеру, приводя к более позднему и долгому засыпанию. Таким образом, лучше избегать дневного сна после 4–5 лет, если регулярный дневной сон ребенку уже не требуется.

Какие проблемы со сном самые распространенные?

Ниже вы видите примеры проблем, которые мешают засыпанию и непрерывному сну:

  • Ассоциации с засыпанием. Эта проблема общая и для детей младше года, и в возрасте 1–3 лет, и для дошкольников. Она возникает, если при засыпании ребенку необходима помощь взрослых в создании определенных условий. При ночных пробуждениях ребенок также не может уснуть, пока не будут воссозданы те же условия, что и при засыпании. Эти условия могут быть такими: укачивание, кормление, поглаживание спинки, засыпание в одной кровати с родителями. Когда вы создаете эти условия, ребенок быстро засыпает, но при каждом пробуждении в течение ночи их необходимо воссоздавать, чтобы ребенок мог продолжить сон.
  • Слишком позднее засыпание: характерно для детей старшего возраста и подростков, но может быть в любом возрасте. Тинэйджеры обычно «совы», они предпочитают засыпать и вставать поздно (особенно по выходным), пропуская завтрак. Если позволить подростку жить по собственному расписанию, он или она будет спать достаточно, но скорее всего это будет мешать дневным обязанностям ребенка, особенно учебе в школе. Некоторые подростки могут самостоятельно справляться с этим вопросом, но у остальных бывают трудности с засыпанием в разумное время и утренними пробуждениями.
  • Другой вид проблем со сном – парасомнии, представляющие собой необычные проявления по ночам. Например, лунатизм и ночные страхи. Обе эти сопутствующие проблемы со сном проявляются обычно у дошкольников и младших школьников, оба происходят в фазе медленноволнового сна (NREM). Эта фаза сна больше представлена у детей младшего возраста. Эти проблемы могут возникать, но встречаются реже, у детей старшего возраста, подростков и взрослых. Ребенок просыпается через 1–3 часа после засыпания, он выглядит испуганным, вспотевший, может при этом кричать. Когда вы пытаетесь его успокоить, он смотрит будто сквозь вас, а утром не помнит о случившемся. Большинство подобных случаев приходится на первую треть ночи, и обычно ночные страхи возникают в течение нескольких часов после засыпания.

Ответы на часто встречающиеся вопросы:

Как узнать, достаточно ли спит мой ребенок?

Уставшие дети не всегда ведут себя как взрослые, поэтому утомление может проявляться у них по-разному. Иногда дети, не добирающие качественного сна, не выглядят уставшими. Они могут быть даже слишком активными, плохо вести себя, быть агрессивными или рассеянными.

Дети, которых трудно разбудить, и которые подолгу не могут прийти в себя по утрам, могут спать недостаточно в течение суток или иметь плохое качество сна. Конечно, этому могут быть и другие объяснения, но плохой сон должен быть принят во внимание. И напротив, если малыш просыпается утром сам и выглядит хорошо отдохнувшим – скорее всего, он получает достаточное количество качественного сна.

Что делать, если я вижу проблемы со сном у своего ребенка?

Если вы заметили у ребенка эти или другие тревожащие проблемы со сном, можно обратиться к доступным пособиям и книгам по детскому сну. А если проблема так не решится, стоит обратиться за помощью к врачу или специалисту по сну.

Другие симптомы нарушений сна, которые вы, вероятно, захотите обсудить со своим врачом, перечислены ниже, но полный список ими не ограничен:

  • ночное недержание мочи;
  • храп;
  • сильное беспокойство по ночам;
  • частые ночные кошмары;
  • прочие проблемы, связанные с засыпанием, продлением сна;
  • ранними пробуждениями и необычным поведением ночью.

Комментарий BabySleepConsult:

Мы стараемся переводить все важные сведения о сне детей, давать родителям полную информацию, чтобы они могли принять информированное решение о том, как именно спать их семье.

Как помочь школьнику вовремя ложиться спать?

Полноценный сон для школьника – это основа для успешной учебы.

Во время сна идет обработка информации, которая была получена в течение дня, а также процесс восстановления ресурсов нервной системы. Но большие умственные и эмоциональные нагрузки могут приводить к развитию нарушений сна у ребенка, и он просто не может вовремя уснуть. А утром так сложно встать на учебу. Есть ли выход из этого замкнутого круга?

Объемная школьная программа требует все большего времени для учебы, и здоровый режим дня соблюдать практически невозможно. Тем не менее, здоровье учеников, как младших, так и старших классов – это ответственность родителей. Помочь ребенку сохранить полноценный сон вполне в ваших силах.

Распределяйте нагрузку в течение недели равномерно

Часто кроме основных школьных занятий дети посещают дополнительные – по интересам. Развивать талант в музыкальной школе или углубленно изучать английский престижно. Но это значительно увеличивает нагрузку на нервную систему школьника.

Постарайтесь согласовать расписание дополнительных занятий так, чтобы они не совпадали с наиболее напряженными школьными днями. Домашнее задание для этих занятий тоже лучше делать в несколько этапов, равномерно распределяя нагрузку в течение недели. Запланируйте выполнение части домашнего задания на один из выходных (лучше на субботу), а один из дней оставьте свободным от уроков и позвольте ребенку отдохнуть. Этот день лучше провести активно, на свежем воздухе.

Стоит также заметить, что врачи не рекомендуют совмещать какие-либо другие виды занятий со школой первые два-три года учебы.

Чем занят ваш ребенок, когда у него в руках планшет?

Планшет или компьютер помогает школьнику в учебе. Но это устройство еще и дает возможность играть и общаться в социальных сетях. В свою очередь, активность в соцсетях и электронные игры могут вызывать расстройства сна по двум причинам: ребенок играет или общается допоздна, после чего ему сложно заснуть, либо его нервная система слишком возбуждается, и сбивается режим сна.

Часто обе причины присутствуют одновременно. В данном случае нужно не просто запрещать играть в игры, но постараться их заменить чем-то более интересным, что также вызывает сильные эмоции, но связано с материальным миром. Появление излишнего увлечения компьютерной игрой может быть связано с сильной тревогой, причины которой лучше выяснить со специалистом.

Будьте положительным примером для ребенка. Сколько бы вы ни пытались объяснять и убеждать, ребенок останется глух к словам, если видит, что родители также увлечены играми и соцсетями.

Организуйте для ребенка правильный режим питания

Простой легкий завтрак должен присутствовать всегда, и также всегда у ребенка в школе должен быть ланч и обед. Если в школе организовывают обеды, то не помешает взять с собой дополнительный перекус. Позаботьтесь, чтобы у него всегда были сладкие фрукты, печенье или злаковые снеки – что-нибудь, что даст быструю энергетическую подпитку в виде порции глюкозы. Однако важно, чтобы основная часть обеда была богата белками, так как для полноценной работы нервной системы нужна постоянная подпитка аминокислотами.

Последний прием пищи не должен быть слишком поздним. Если вы хотите, чтобы ребенок ложился спать в 22-00, то ужинать нужно не позже 20-00. Но часто дети просят есть и перед сном. В этом случае можно дать стакан молока, кефира, или печенье с травяным чаем (например, мятным), печеное яблоко. Глюкоза быстро попадет в кровь и утолит голод.

Читайте также  Сколько нужно кормить ребенка грудным молоком

Глицин наладит сон при высоких нагрузках

К защите нервной системы школьника следует подходить комплексно. Помимо режима и диеты, при нарушениях сна ее нужно дополнительно поддержать.

Аминокислоты, которые являются строительным материалом для всех тканей организма, особенно остро необходимы головному мозгу, так как активность обменных процессов здесь наиболее высокая. Глицин – аминокислота, которая может образовываться в ткани мозга, – защищает нервную систему от перегрузок, оказывает успокаивающее действие, является структурным компонентом нервной ткани. Но при высоких психоэмоциональных нагрузках потребность в глицине повышается в десятки раз, и аминокислоты собственного производства оказывается недостаточно. Это приводит к нарушению внимания, памяти, ухудшению эмоционального состояния, нарушениям сна. Именно в такие условия часто попадают ученики современных школ.

Сегодня аминокислота Глицин существует и в виде лекарственного средства. Лекарственный препарат Глицин не имеет ограничений по возрасту, так как это родственный для организма компонент. Для профилактики и лечения нарушений сна у школьников рекомендуют регулярный прием Глицина курсами.

Помните, однако, что наряду с приемом Глицина необходимо проконсультироваться со специалистом: расстройство сна у ребенка может быть вызвано серьезным заболеванием, поэтому всегда требует тщательной диагностики.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector