Статья 17 кзот

Статья 17 кзот

Кодекс законов о труде Украины (КЗоТ Украины) с комментариями к статьям

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ (495) 662-98-20: 441

Стаття 17. Строк чинності колективного договору

Колективний договір набирає чинності з дня його підписання представниками сторін або з дня, зазначеного в нем.

По истечении срока действия коллективный договор продолжает действовать до тех пор, пока стороны не заключат новый или не пересмотрят действующий, если иное не предусмотрено договором.

Коллективный договор сохраняет силу в случае изменения состава, структуры, наименования уполномоченного собственником органа, от имени которого заключен этот договор.

В случае реорганизации предприятия, учреждения, организации коллективный договор сохраняет действие в течение срока, на который он заключен, или может быть пересмотрен с согласия сторон.

В случае изменения собственника действие коллективного договора сохраняется в течение срока его действия, но не более одного года. В этот период стороны должны начать переговоры о заключении нового либо изменении или дополнении действующего коллективного договора.

В случае ликвидации предприятия, учреждения, организации коллективный договор действует в течение всего срока проведения ликвидации.

На вновь созданном предприятии, в учреждении, организации коллективный договор заключается по инициативе одной из сторон в трехмесячный срок после регистрации предприятия, учреждения, организации, если законодательством предусмотрена регистрация, или после решения об основании предприятия, учреждения, организации, если не предусмотрено их регистрации.

1. Относительно трудового договора законодательство о труде не употребляет понятие «вступления». Однако коллективный договор, соглашение не могут быть отнесены к категории актов индивидуальных. Они носят нормативный характер. Поэтому по ним возможна постановка вопроса о моменте, с которого они вступают в силу. Таким моментом является момент их подписания представителями сторон. Однако стороны вправе и другим способом определить момент, с которого коллективный договор вступает в силу. Кроме того, следует учитывать, что условия коллективных договоров и соглашений, ухудшающие условия оплаты труда, могут набирать силу не ранее чем через два месяца после сообщения владельцем работников об этом (ст. 103 КЗоТ). Если коллективным договором, соглашением принято решение об установлении новых или изменении действующих норм труда (ст. 15 Закона «Об оплате труда»), такие нормы труда могут применяться не ранее, чем через месяц после того, как владелец сообщил об этом сотрудникам (часть третья ст. 86 КЗоТ).

2. Срок действия коллективного договора законодательством не регламентируется. Стороны коллективного договора вправе установить его по своему усмотрению. В практическом плане нецелесообразно устанавливать срок действия коллективного договора продолжительностью менее одного года, поскольку согласование его условий может оказаться достаточно сложным, продолжительным. Слишком длительное срок также является неприемлемым, поскольку есть много вопросов, в обязательном порядке должны регулироваться коллективным договором (они предусмотрены, например, ст. 15 Закона «Об оплате труда»). Однако сегодня социально-экономические условия в государстве остаются нестабильными, по мере их изменения необходимо постоянно вносить соответствующие изменения в коллективный договора, иначе он перестанет выполнять функцию, для которой был заключен.

Правда, в связи с изменением обстоятельств не обязательно заключать новый коллективный договор. Возможно внесение изменений в действующее коллективного договора. Это может быть вполне неплохим выходом для сторон коллективного договора, особенно учитывая то обстоятельство, что порядок внесения изменений в коллективный договор не тождественен порядку заключения коллективного договора. Порядок внесения изменений и дополнений в коллективный договор стороны вправе определить в самом договоре (ст. 14 Закона «О коллективных договорах и соглашениях»). В коллективном договоре может устанавливаться упрощенный порядок внесения изменений и дополнений в коллективный договор (например, по согласованию между сторонами, коллективного договора, соглашения без утверждения изменений и дополнений собранием или конференцией трудового коллектива).

3. Окончание установленного коллективным договором срока его действия не означает, что он автоматически теряет юридическую силу. Коллективный договор продолжает действовать, пока стороны не заключат новый коллективный договор или не пересмотрят (не внесут дополнения и изменения) в действующий коллективный договор. При этом следует учитывать, что многие обязательственных условий коллективных договоров теряет силу в связи с их выполнением. Что же касается нормативных условий, то они также могут в связи с окончанием срока действия коллективного договора потерять свою силу до заключения нового коллективного договора. Однако, по общему правилу, они продолжают действовать. Если же срок действия коллективного договора истек, а новый коллективный договор не заключен, то, например, никак не могут потерять силу тарифные ставки, утвержденные коллективным договору, срок действия которого истек. Учитывая это и должно решаться вопрос о реализации сторонами коллективного договора права определять судьбу коллективного договора, срок действия которого истек, до заключения нового коллективного договора.

4. Реорганизация предприятия также не влияет на действие коллективного договора. Однако часть четвертая ст. 17 КЗоТ специально отмечает на возможность пересмотра (перезаключения) коллективного договора в таких случаях по согласованию сторон. Ясно, что стороны коллективного договора, не нарушая законодательства, вправе пересмотреть (перезаключить) коллективный договор в любое время в период его действия и без реорганизации предприятия.

5. В случае изменения владельца действие коллективного договора сохраняется на определенный срок его действия, но не более чем на 1 год. В течение этого срока стороны должны провести переговоры и заключить новый коллективный договор или внести изменения в действующий. По нашему мнению, при выяснении содержания термина «смена собственника» следует учитывать его отличие от содержания такой формы реорганизации юридического лица, как «превращение», хотя они достаточно близки между собой. Во преобразованием обычно понимается изменение организационно-правовой формы предприятия, когда к предприятию, которое только что возникло, переходят все имущественные права и обязанности прежнего предприятия (ч. 2 ст. 107 ГК). Типичным примером преобразования является приватизация государственного предприятия путем создания на базе его имущества соответствующего акционерного общества (п. 1 ст. 18 Закона «О приватизации государственного имущества»). Так что о смене собственника следует говорить в случаях, когда собственник имущества предприятия изменяется в пределах существующей организационно-правовой формы предприятия, то есть фактическая смена собственника возможна только для частных предприятий и предприятий, основанных на собственности объединений граждан. Во всех остальных случаях «смены собственника» с полной передачей всего комплекса имущественных прав и обязанностей (при передаче государственного предприятия в коммунальную собственность или наоборот, при переходе прав всех учредителей общества с ограниченной ответственностью к одной личности и т.п.) нужно говорить о преобразовании (реорганизации) соответствующего предприятия. Однако изменения в составе учредителей (Участников, акционеров) хозяйственного общества или иного предприятия не означают изменения владельца, тот же состав учредителей (участников, акционеров) обновился полностью.

6. Процесс ликвидации предприятия с учетом объемов требований ликвидированного предприятия к должникам, и кредиторам — в ликвидированного предприятия, может затянуться на многие месяцы. В течение всего этого периода управление предприятием осуществляет ликвидационная комиссия, для которой, как и для другой стороны коллективного договора, условия коллективного договора имеют обязательный характер.

7. Часть седьмая ст. 17 КЗоТ устанавливает достаточно жесткие сроки заключения коллективного договора на вновь созданном предприятии. Коллективный договор должен быть заключен не позднее трехмесячного срока после (со дня) регистрации предприятия. В учреждениях и организациях, которые не подлежат государственной регистрации, этот срок исчисляется со дня принятия решения о создании. Однако до принятия на работу наемных работников на предприятие вообще не распространяется правило о обязательное заключение коллективного договора.

Статья 29. Основания прекращения трудового договора (контракта)

Основаниями прекращения трудового договора (контракта) являются:

1) соглашение сторон;

2) истечение срока (пункты 2 и 3 статьи 17), кроме случаев, когда трудовые

отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения;

3) призыв или поступление работника на военную службу;

4) расторжение трудового договора (контракта) по инициативе работника

(статьи 31 — 32), по инициативе администрации (статья 33) либо по требованию

профсоюзного органа (статья 37);

5) перевод работника, с его согласия, на другое предприятие, в учреждение,

организацию или переход на выборную должность (в ред. Указа Президиума Верховного

Совета РСФСР от 5 февраля 1988 г. — Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1988,

6) отказ работника от перевода на работу в другую местность вместе с

предприятием, учреждением, организацией, а также отказ от продолжения работы

в связи с изменением существенных условий труда (в ред. Указа Президиума Верховного

Совета РСФСР от 5 февраля 1988 г. — Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1988,

7) вступление в законную силу приговора суда, которым работник осужден

(кроме случаев условного осуждения и отсрочки исполнения приговора) к лишению

свободы, исправительным работам не по месту работы либо к иному наказанию,

исключающему возможность продолжения данной работы. (в ред. Указа Президиума

Верховного Совета РСФСР от 5 февраля 1988 — Ведомости Верховного Совета РСФСР,

1988, N 6 ст. 168);

Передача предприятия, учреждения, организации из подчинения одного органа

в подчинение другого не прекращает действия трудового договора (контракта).

При смене собственника предприятия, а равно его реорганизации (слиянии, присоединении,

разделении, преобразовании) трудовые отношения, с согласия работника, продолжаются;

прекращение в этих случаях трудового договора (контракта) по инициативе администрации

возможно только при сокращении численности или штата работников (в ред. Закона

Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 — Ведомости Съезда народных

депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992,

Комментарий к статье 29 КЗоТ РФ

§1. Трудовой договор может быть прекращен лишь по основаниям, указанным

в законе, и в порядке, установленном законодательством по каждому основанию.

Прекращение трудового договора прекращает действие трудовых правоотношений

работника с работодателем. Этим оно отличается от отстранения работника от

работы, когда лишь приостанавливается выполнение работником его трудовой функции

по трудовому договору (контракту), с приостановкой, как правило, выплаты за

время отстранения заработной платы (см. ст. 38 КЗоТ и комментарий к ней).

Прекращение трудового договора означает одновременно увольнение работника.

Они имеют единый порядок и основание. Поэтому они синонимы, но термин «прекращение»

относится к трудовому договору, а термин «увольнение» — к работнику.

Прекращение трудового договора, а следовательно увольнение работника

возможно, когда есть для этого законные основания.

Основаниями, т.е. причинами прекращения трудового договора, увольнения

работника являются такие жизненные обстоятельства, которые закон закрепил

как юридический факт для прекращения трудового договора. Все эти юридические

факты делятся на два вида: 1) волевые действия сторон или третьего лица, имеющего

право требовать увольнения (суд, профсоюзный орган не ниже районного, военкомат),

проявляют инициативу прекратить трудовой договор. При одностороннем волеизъявлении

законодатель говорит о расторжении трудового договора; 2) события, например,

смерть работника или истечение срока договора, окончание обусловленной работы.

Наличие предусмотренных законом оснований увольнения и порядка увольнения

по каждому основанию является важной юридической гарантией права на труд.

Прекращение трудового договора (контракта) правомерно лишь в том случае, если

одновременно есть следующие три обстоятельства: 1) есть указанные в законе

основания увольнения; 2) соблюден порядок увольнения по данному основанию;

3) есть юридический акт прекращения трудового договора.

Ст. 29 КЗоТ закрепляет общие для всех работников основания прекращения

трудового договора. Для некоторых категорий работников трудовое законодательство

(ст. 254 КЗоТ и некоторые специальные акты) предусматривает еще и дополнительные

основания увольнения (см. ст. 254 КЗоТ и комментарии к ней).

§2. Пункт 1 ст. 29 КЗоТ предусматривает такое основание, как соглашение

сторон. Оно отражает договорный характер труда: по соглашению сторон возникает

трудовой договор и по их соглашению он прекращается в любое время.

При достижении договоренности между работником и администрацией на прекращение

трудового договора по п. 1 ст. 29 КЗоТ (соглашение сторон) договор прекращается

в срок, определенный сторонами, разъясняет п. 14 Постановления Пленума Верховного

Суда РФ от 22 декабря 1992 г. N 16. Аннулирование такой договоренности может

иметь место лишь при взаимном согласии администрации и работника.

§3. По пункту 2 ст. 29 КЗоТ прекращаются срочные трудовые договоры по

истечении их срока, а также сезонная и временная работа по ее окончании. Но

из этого общего правила ч. 2 ст. 250 КЗоТ сделала исключение для работников

районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, закрепив, что для

этих работников администрация не вправе без согласия соответствующего выборного

профсоюзного органа отказать по истечении срока договора (контракта) в заключении

договора (контракта) на новый или неопределенный срок, если численность или

штат работников не сокращается. Споры в связи с отказом администрации в перезаключении

такого срочного договора подведомственны непосредственно суду.

При рассмотрении спора о заключении трудового договора (контракта) на

основании ч. 2 ст. 250 КЗоТ следует иметь в виду предусмотренное в ней правило.

В случае удовлетворения иска, указывает п. 3 Постановления Пленума Верховного

Суда РФ от 22 декабря 1992 г. N 16, суд в резолютивной части решения должен

обязать администрацию заключить с работником трудовой договор (контракт) с

первого рабочего дня, следующего за последним днем действия срочного трудового

§4. Если же работник по окончании сезонной или временной работы, а также

истечении срока срочного трудового договора продолжает работать, то такой

трудовой договор трансформируется в договор с неопределенным сроком и работника

администрация может уволить лишь если для этого есть другие основания увольнения.

С согласия же работника и в этом случае можно применить п. 2 ст. 29 КЗоТ.

§5. Пункт 3 ст. 29 КЗоТ — призыв или поступление на военную службу —

это увольнение по инициативе третьего лица, не являющегося стороной трудового

договора — военкомата, предписание которого обязательно и для работника и

для администрации. Если в течение первых трех месяцев со дня призыва работник

был освобожден от службы в армии, то он подлежит восстановлению на прежнем

месте работы. Вновь принятый на его место может быть уволен по пункту 6 ст.

33 КЗоТ (см. п. 6 ст. 33 КЗоТ и комментарий к ней).

§6. Пункт 4 ст. 29 КЗоТ отсылочный. Он отсылает к другим статьям. О расторжении

трудового договора по инициативе работника см. ст.ст. 31 и 32 КЗоТ и комментарий

§7. О расторжении трудового договора по инициативе администрации см.

ст.ст. 33 и 254 КЗоТ и комментарий к ним.

§8. О расторжении трудового договора по требованию профсоюзного органа

см. ст. 37 КЗоТ и комментарий к ней.

§9. Пункт 5 ст. 29 КЗоТ, закрепляющий такое основание увольнения, как

перевод работника с его согласия на другое предприятие, в учреждение, организацию,

применяется лишь когда есть ясно выраженные в письменной форме три воли: администрации

нового места работы, приглашающей его на работу, самого работника перейти

с одного места работы на другое в порядке перевода и администрации прежнего

места работы отпустить данного работника в порядке перевода на другое предприятие,

в учреждение, организацию. Тогда с ним трудовой договор прекращается по старому

месту работы по п. 5 ст. 29 КЗоТ. На новом месте ему уже не могут отказать

в приеме на работу. См. ст. 18 КЗоТ и комментарий к ней.

Пункт 5 ст.29 КЗоТ содержит и второе основание прекращения трудового

договора — переход на выборную должность. Для этого основания необходим акт

избрания данного работника на освобожденную от производственной работы выборную

должность. Эти два самостоятельных основания увольнения работника, как видим,

значительно отличаются друг от друга. Поэтому в приказе об увольнении и в

трудовой книжке работника должна быть ссылка не просто на п. 5 ст. 29 КЗоТ,

а с уточнением по какому из этих двух оснований увольняется работник.

§10. Пункт 6 ст. 29 КЗоТ имеет тоже два отличающихся друг от друга основания

прекращения трудового договора: 1) отказ работника от перевода на работу в

другую местность вместе с предприятием, учреждением, организацией и 2) отказ

работника от продолжения работы в связи с изменением существенных условий

При переезде в другую местность (т.е. в другой населенный пункт) учреждения,

предприятия, организации администрация приглашает переехать не всех работников,

а, как правило, основных работников, и если такой работник не дает согласия

на переезд, то он увольняется по п. 6 ст. 29 КЗоТ в связи с отказом от переезда

вместе с предприятием, учреждением, организацией на работу в другую местность.

Здесь работник отказывается от предложенного перевода в другую местность вместе

с данным предприятием, учреждением, организацией.

При отказе же от продолжения работы в связи с изменением существенных

условий труда необходимо иметь такое основание их изменений, как изменения

в организации труда или производства. О чем см. комментарий §5 к ст. 25 КЗоТ.

§11. Основание прекращения трудового договора, закрепленное в пункте

7 ст. 29 КЗоТ, — это увольнение работника по инициативе третьего лица, не

являющегося стороной трудового договора. И оно применяется, если есть вступивший

в законную силу приговор суда, которым работник осужден к лишению свободы

или иному наказанию (кроме условного осуждения и отсрочки исполнения приговора),

исключающему возможность продолжения данной работы. Это основание применяется

как по преступлению, связанному с работой, так и по преступлению, не связанному

с работой. До вступления в законную силу приговора суда нельзя применять это

основание, так как приговор может быть отменен в кассационном порядке.

Если мера наказания приговором определена условно или с отсрочкой исполнения

приговора, то данное основание увольнения применять нельзя. Не применяется

это основание также и в тех случаях, когда мера наказания, определенная приговором,

вступившим в законную силу, не исключает возможность продолжения работником

данной работы. Например, штраф или исправительные работы по месту работы.

Исключает такую возможность продолжения работы, если наказание определено

такой мерой, как лишение свободы, лишение права занимать определенные должности,

увольнение должностного лица, условное осуждение к лишению свободы с обязательным

привлечением к труду не по месту основной работы.

При применении пункта 7 ст. 29 КЗоТ, если работник был отстранен от работы

или заключен под стражу до его осуждения, датой увольнения указывается последний

день работы работника перед отстранением или заключением под стражу.

§12. Если работник, совершивший преступление, признан в законном порядке

невменяемым и направлен на принудительное лечение, то для его увольнения применяется

не пункт 7 ст. 29 КЗоТ, а п. 5 ст. 33 КЗоТ (по истечении четырех месяцев со

дня помещения его на лечение) или п. 2 ст. 33 КЗоТ (несоответствие по состоянию

здоровья). См. ст. 33 КЗоТ и комментарий к ней.

§13. Часть 2 ст. 29 КЗоТ имеет большое значение как гарантия права на

труд работников при переподчинении или смене собственника или реорганизации

(слиянии, присоединении, разделении, преобразовании) предприятия, учреждения,

организации. В этих случаях закон предусмотрел, что трудовые отношения с согласия

работника продолжаются. Прекратить их администрация может по ее инициативе

только, если при этих случаях есть одновременно и сокращение численности или

штата работников, то есть по основаниям п. 1 ст. 33 КЗоТ (см. комментарий

к ней) с соблюдением порядка увольнения по сокращению штата или численности.

При смене собственника или переподчинении производства трудовые отношения

всех работников данного производства сохраняются, лишь в их трудовых книжках

отмечается новое название предприятия, учреждения, организации.

При реорганизации же в зависимости от ее формы, например, слияния возможно

сокращение одного или двух руководителей, их заместителей, если два-три производства

сливаются в одно и требуется лишь один руководитель и его заместители. При

преобразовании, так же, как и при других формах реорганизации, тоже возможно

сокращение штата и численности. Поэтому часть 2 ст. 29 КЗоТ в части сокращения

штата и численности относится к формам реорганизации производства.

§14. С момента подачи заявки на приватизацию предприятия, подразделения

и до момента возникновения права собственника производства у покупателя его

(либо до проведения первого собрания акционеров при преобразовании предприятия

в акционерное) администрация предприятия, согласно Указу Президента Российской

Федерации от 2 апреля 1992 г. N 322 (Ведомости РФ, 1992, N 15, ст. 825) не

имеет права проводить реорганизацию, ликвидацию, изменение структуры, штатного

расписания и увольнение работников по ее инициативе без вины работника. Это

дополнительная гарантия права работников на труд в период приватизации государственных

и муниципальных предприятий. Указ Президента Российской Федерации от 14 июня

1992 г. «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных

предприятий (банкротов) и применения к ним специальных процедур» (см. Ведомости

РФ 1992, N 25, ст. 1419) предусмотрел, что новый собственник, приобретающий

такое предприятие по конкурсу, вправе назначать и увольнять работников, в

том числе руководителей предприятия. При этом количество рабочих мест не может

быть сокращено им более чем на 30 процентов.

Статья 17. Трудовые отношения, возникающие на основании трудового договора в результате избрания на должность

СТ 17 ТК РФ.

Трудовые отношения на основании трудового договора в результате избрания на должность возникают, если избрание на должность предполагает выполнение работником определенной трудовой функции.

Комментарий к Ст. 17 Трудового кодекса РФ

1. Эта статья, как и предыдущая, не перечисляет должности, замещаемые в конкурсном порядке. Они определяются иными нормативными правовыми актами различной юридической силы, начиная от федерального закона и заканчивая локальным нормативным актом конкретной организации. В соответствии с федеральными актами трудового права конкурсное избрание конкретного претендента должно предшествовать заключению с ним трудового договора, например применительно к замещению должностей: а) научно-педагогических работников образовательных организаций высшего профессионального образования (Положение о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении Российской Федерации, утв. Приказом Министерства образования РФ от 26 ноября 2002 г. N 4114); б) руководителей федеральных государственных или муниципальных унитарных предприятий (п. 1 ст. 21 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).

Тот же порядок приема на работу установлен для комплектования творческих коллективов театрально-зрелищных учреждений, в частности музыкальных оркестров, танцевальных ансамблей, трупп различных театров, цирков. Нормативной основой для проведения конкурсов в этих случаях обычно выступают локальные нормативные акты, утверждаемые работодателем. Однако когда соответствующие театрально-зрелищные учреждения отнесены к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации (Указ Президента РФ от 30 ноября 1992 г. N 1487 «Об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации»), конкурсное замещение должностей их работников предусматривается актами федеральных государственных органов, выполняющих в отношении этих учреждений функции учредителей (см., например, Устав федерального государственного учреждения «Государственный академический Большой театр России», утв. Постановлением Правительства РФ от 21 ноября 2011 г. N 959; Устав Государственного академического Мариинского театра, утв. Приказом Минкультуры от 1 июня 2011 г. N 654).

2. В данном случае, как и во всех указанных ранее, усложнение процедуры поступления на работу должно иметь единую нормативную основу, распространяющуюся на заключение трудового договора с любым кандидатом, претендующим на замещение соответствующей должности. Иначе говоря, нельзя установить конкурсный порядок применительно к заключению единичного трудового договора с конкретным человеком и не применять его раньше или позже для замещения той же самой или однородной должности другими лицами. В противном случае легко создать ситуацию нарушения запрета дискриминации при приеме на работу.

3. Сам конкурс представляет собой урегулированную в нормативном порядке процедуру отбора из участников конкурса одного победителя, с которым работодатель, объявивший конкурс, заключает трудовой договор. Конкурс должен всегда объявляться публично и, как правило, на вакантные должности. Исключение из данного правила составляет объявление конкурса на замещенную должность в отношении должностей научно-педагогических работников организаций высшего профессионального образования (см. ст. 332 ТК РФ и комментарий к ней). Каждое объявление о конкурсе должно содержать все необходимые сведения, предусмотренные положением о его проведении. Отбор победителей конкурса обычно осуществляет конкурсная комиссии, она же принимает итоговое решение о победителе конкурса в порядке, установленном положением о его проведении.

Статья 17 ТК РФ. Трудовые отношения, возникающие на основании трудового договора в результате избрания на должность

Новая редакция Ст. 17 ТК РФ

Трудовые отношения на основании трудового договора в результате избрания на должность возникают, если избрание на должность предполагает выполнение работником определенной трудовой функции.

Комментарий к Статье 17 ТК РФ

В данной статье речь идет о таких трудовых отношениях, которые наступают в результате избрания конкретного человека на должность. В качестве примера можно привести председателя совета директоров компании.

Другой комментарий к Ст. 17 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Статья 17 предусматривает возможность возникновения трудовых правоотношений на основании сложного фактического состава, вторым, помимо трудового договора, элементом которого выступает акт избрания лица на должность, предполагающую выполнение работником определенной трудовой функции.

Содержание комментируемой статьи не устанавливает перечня должностей, замещаемых в выборном порядке. В этом смысле ст. 17 следует рассматривать в качестве отсылочной к конкретным законам, иным нормативным правовым актам или уставам (положениям) организации, вводящим выборный порядок замещения определенных должностей.

Федеральным законодательством такой порядок предусматривается в первую очередь для замещения должностей руководителей юридических лиц различных форм собственности и хозяйствования. В частности, он установлен для тех должностей, исполнение трудовых обязанностей по которым предполагает осуществление соответствующим руководителем функций единоличного исполнительного органа юридического лица. В таком порядке замещаются должности руководителей следующих видов юридических лиц:

а) акционерного общества (единоличный исполнительный орган данного общества, как правило, избирается на общем собрании акционеров, а в случаях, предусмотренных уставом общества, решение этого вопроса может быть включено в компетенцию совета директоров либо наблюдательного совета общества — см. ст. 48 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах»);

б) общества с ограниченной ответственностью (руководитель данного общества избирается общим собранием участников общества — см. ст. 40 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»);

в) народного предприятия (руководитель предприятия избирается общим собранием акционеров общества — см. ст. 10 Федерального закона от 19 июля 1998 г. N 115-ФЗ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)»);

г) производственного кооператива (председатель правления избирается общим собранием кооператива из членов кооператива — см. ст. 17 Федерального закона от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ «О производственных кооперативах»).

Кроме того, выборный порядок применяется для замещения должностей декана факультета и заведующего кафедрой образовательного учреждения высшего профессионального образования — см. ст. 20 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». В этом же порядке могут замещаться должности ректора вуза, в том случае, когда такая процедура закреплена уставом соответствующего учреждения высшего профессионального образования.

Статья 17 кзот

Статья 17. Срок трудового договора (контракта)

Трудовые договоры (контракты) заключаются: 1) на неопределенный срок; 2) на определенный срок не более пяти лет; 3) на время выполнения определенной работы.

Срочный трудовой договор (контракт) заключается в случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы, или условий ее выполнения, или интересов работника, а также в случаях, непосредственно предусмотренных законом. (в ред. Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 — Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 41, ст. 2254).

Комментарий к статье 17 КЗоТ РФ

§1. Законодатель все трудовые договоры по сроку их действия делит на три вида.

Первый вид — это трудовой договор (контракт), заключенный на неопределенный срок (на постоянную работу). Так заключается обычный трудовой договор, стороны договора обуславливают место работы, трудовую функцию работника, а во многих случаях и размер заработной платы. Такой договор заключается в большинстве случаев.

§2. Вторым видом трудового договора (контракта) является срочный трудовой договор, который может быть заключен на срок не более пяти лет. До 1992 года работодателя вполне устраивало заключение трудового договора (контракта) именно срочного до пяти лет. На отдельных предприятиях все работники переводились на такие срочные трудовые договоры. Заключив срочный трудовой договор (контракт), работник терял право на расторжение договора по собственному желанию. Работодатель видел в срочном трудовом договоре средство держать своих подчиненных работников в страхе перед постоянной угрозой увольнения. Следовательно, в заключении срочного трудового договора заинтересована, как правило, сама администрация, что касается работников, то их в большей мере устраивает трудовой договор на неопределенный срок. Он является более стабильным для самого работника.

§3. Закон РФ от 25 сентября 1992 г. «О внесении изменений и дополнений в КЗоТ РФ» дополнил ст. 17 КЗоТ РФ частью 2.

Дополнение, внесенное в ч. 2 ст. 17 КЗоТ, существенно ограничило возможность заключения срочных трудовых договоров (контрактов). Это полностью соответствует рекомендации Международной организации труда N 166 от 2 июня 1982 г.

Срочный трудовой договор (контракт) может быть заключен на срок не более пяти лет: а) когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы, или условий ее выполнения; б) когда интересы работника требуют заключения такого срочного договора; в) а также в случаях, непосредственно предусмотренных законом.

§4. Разновидностью срочных трудовых договоров являются договоры на время выполнения определенной работы (п. 3 ст. 17 КЗоТ). Они могут быть трех видов: а) трудовой договор о временной работе; б) трудовой договор о сезонной работе; в) трудовой договор для определенной другой работы, которая по своему характеру и объему должна оканчиваться ее выполнением.

§5. Об особенностях трудовых договоров с временными и сезонными работниками см. соответствующий комментарий к ст. 253 КЗоТ.

Кодекс законов о труде Российской Федерации (КЗоТ РФ) (с изменениями и дополнениями) (утратил силу)

Трудовым кодексом РФ от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ настоящий Кодекс признан утратившим силу с 1 февраля 2002 г.

Информация об изменениях:

Законом РФ от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 в настоящий Кодекс внесены изменения

Кодекс законов о труде Российской Федерации

С изменениями и дополнениями от:

20 сентября 1973 г., 30 декабря 1976 г., 12 августа 1980 г., 19 ноября 1982 г., 20 декабря 1983 г., 18 января 1985 г., 28 мая, 19 ноября 1986 г., 7 июля, 29 сентября 1987 г., 5 февраля 1988 г., 31 марта 1988 г., 12 марта, 25 сентября, 22 декабря 1992 г., 27 января, 15 февраля, 18 июля, 24 августа, 24 ноября 1995 г., 24 ноября 1996 г., 17 марта 1997 г., 6 мая, 24, 31 июля 1998 г., 30 апреля 1999 г., 27 декабря 2000 г., 18 января, 10 июля 2001 г.

См. Закон РСФСР от 9 декабря 1971 г. «Об утверждении Кодекса законов о труде РСФСР»

КЗоТ РФ является важнейшим кодифицированным актом, регулирующим трудовые отношения и составляющим основу трудового законодательства РФ.

В качестве первоосновы регулирования трудовых отношений Кодекс закрепляет широкий круг прав и обязанностей работников.

Кодекс регламентирует вопросы заключения, определения условий и прекращения трудового договора, вопросы заключения и исполнения коллективного договора. Установлен комплекс прав и гарантий, в числе которых и четкое определение случаев применения материальной ответственности работников.

Отдельный раздел посвящен вопросам трудовой дисциплины, устанавливающий порядок применения поощрений и дисциплинарных взысканий.

Четкую регламентацию получили вопросы определения продолжительности рабочего времени и времени отдыха. Установлена нормальная ежедневная и еженедельная продолжительность рабочего времени, особенности установления сокращенной продолжительности рабочего времени и неполного рабочего времени, предельная продолжительность сверхурочных работ. Закреплен порядок исчисления стажа работы, дающего право на отпуск, определения очередности предоставления отпусков, определены исключительные случаи перенесения отпуска.

Отдельное внимание уделено вопросам оплаты труда, в том числе оплаты труда за работу в ночное время, в сверхурочное время и в праздничные дни.

В Кодекс включен комплекс норм, устанавливающих особенности регулирования трудовых отношений отдельных категорий работников: несовершеннолетних лиц, женщин и работников определенных профессий, а также лиц, совмещающих работу с обучением.

Закреплен порядок рассмотрения трудовых споров.

Кодекс законов о труде Российской Федерации

Настоящий Кодекс утвержден и введен в действие с 1 апреля 1972 г. Законом РСФСР от 9 декабря 1971 г.

Текст Кодекса опубликован в Ведомостях Верховного Совета РСФСР, 1971, N 50, ст. 1007; 1973, N 39, ст. 825; 1974, N 30, ст. 806; 177, N 1, ст. 1; 1980, N 34, ст. 1063; 1982, N 47, ст. 1725; 1983, N 51, ст. 1782; 1985, N 4, ст. 117; 1986, N 23, ст. 636; 1987, N 29, ст. 1060; 1988, N 6, ст. 168, N 14, 395, в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 2 апреля 1992 г., N 14, ст. 712

Текст Кодекса с изменениями и дополнениями на 22 декабря 1992 г. опубликован в Бюллетене Министерства труда Российской Федерации, 1993 г., N 1-2

Трудовым кодексом РФ от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ настоящий Кодекс признан утратившим силу с 1 февраля 2002 г.

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 10 июля 2001 г. N 90-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 января 2001 г. N 2-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 декабря 2000 г. N 151-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. N 84-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 139-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ

Изменения вступают в силу одновременно с вступлением в силу положений федерального закона, устанавливающего страховые тарифы, необходимые для формирования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Федеральный закон от 6 мая 1998 г. N 69-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 17 марта 1997 г. N 59-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 131-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 1997 г.

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 182-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 августа 1995 г. N 152-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июля 1995 г. N 109-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 15 февраля 1995 г. N 14-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 1995 г.

Федеральный закон от 27 января 1995 г. N 10-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Закон РФ от 22 декабря 1992 г. N 4176-I

Изменения с вводятся в действие с момента принятия названного Закона

Закон РФ от 25 сентября 1992 г. N 3543-I

Закон РФ от 12 марта 1992 г. N 2502-I

Указ Президиума ВС РСФСР от 31 марта 1988 г.

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования названного Закона

Указ Президиума ВС РСФСР от 5 февраля 1988 г.

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования названного Закона

Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 сентября 1987 г.

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования названного Закона

Закон РСФСР от 7 июля 1987 г.

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования названного Закона

Указ Президиума ВС РСФСР от 19 ноября 1986 г.

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования названного Указа

Указ Президиума ВС РСФСР от 28 мая 1986 г.

Изменения вводятся в действие с 1 июля 1986 г.

Указ Президиума ВС РСФСР от 18 января 1985 г.

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования названного Указа

Указ Президиума ВС РСФСР от 20 декабря 1983 г.

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования названного Указа

Указ Президиума ВС РСФСР от 19 ноября 1982 г.

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования названного Указа

Указ Президиума ВС РСФСР от 12 августа 1980 г.

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования названного Указа

Указ Президиума ВС РСФСР от 30 декабря 1976 г.

Изменения вводятся в действие с 1 января 1977 г.

Указ Президиума ВС РСФСР от 23 июля 1974 г.

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования названного Указа

Указ Президиума ВС РСФСР от 20 сентября 1973 г.

Изменения вводятся в действие с 1 декабря 1973 г.

Смотрите еще:

  • Расчет пени по статье 395 Калькулятор расчета процентов за пользование чужими денежными средствами (по ст. 395 ГК РФ) Предназначен для расчета процентов, начисляемых за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного […]
  • Дтп в смоленской области на трассе москва минск БЫСТРЫЕ НОВОСТИ СМОЛЕНСКА Например, погода в Смоленске Жёсткое ДТП на М-1 в Смоленской области попало на видео Авария произошла сегодня, 27 июня, около 17 часов на трассе «Москва-Минск» в Сафоновском районе. […]
  • Уполномоченный по правам ребёнка в рф павел астахов Источник: Астахов покидает должность уполномоченного при президенте по правам детей МОСКВА, 2 июля. /ТАСС/. Павел Астахов после отпуска покидает должность уполномоченного при президенте по правам детей, сообщил […]
  • Дипломы водительские права Дипломы и водительские права открыто продают в Instagram Пользователям Instagram предлагают купить практически любые казахстанские документы, включая дипломы и водительские права. В соц сети мошенники открыто […]
  • Жк выселение Статья 91. Выселение нанимателя и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения 1. Если наниматель и (или) проживающие совместно с ним члены его […]
  • Покупка дома в ярославле Купить дом в Ярославле Вчера 17:09 | Небольшой дом в Ярославле улица Кирпичная, дом 42 Жилой дом, 50 кв.м., 4.6 сот. Продаётся 1/2 дома в районе ул. Вишняки, в 5 минутах езды от центра города. Площадь половины дома […]
admin

Обсуждение закрыто.