Тк рф ст 12

Статья 12. Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, во времени

Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, вступает в силу со дня, указанного в этом законе или ином нормативном правовом акте либо в законе или ином нормативном правовом акте, определяющем порядок введения в действие акта данного вида.

Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, либо отдельные их положения прекращают свое действие в связи с:

истечением срока действия;

вступлением в силу другого акта равной или высшей юридической силы;

отменой (признанием утратившими силу) данного акта либо отдельных его положений актом равной или высшей юридической силы.

Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие.

Действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, лишь в случаях, прямо предусмотренных этим актом.

В отношениях, возникших до введения в действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, указанный закон или акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Действие коллективного договора, соглашения во времени определяется их сторонами в соответствии с настоящим Кодексом.

Локальный нормативный акт вступает в силу со дня его принятия работодателем либо со дня, указанного в этом локальном нормативном акте, и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. В отношениях, возникших до введения в действие локального нормативного акта, указанный акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Локальный нормативный акт либо отдельные его положения прекращают свое действие в связи с:

истечением срока действия;

отменой (признанием утратившими силу) данного локального нормативного акта либо отдельных его положений другим локальным нормативным актом;

вступлением в силу закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, коллективного договора, соглашения (в случае, когда указанные акты устанавливают более высокий уровень гарантий работникам по сравнению с установленным локальным нормативным актом).

Комментарий к Ст. 12 ТК РФ

1. Настоящая статья, устанавливая пределы действия не только законов и иных актов, содержащих нормы трудового права, но и локальных нормативных актов, содержит положения, касающиеся момента вступления в силу указанных актов, прекращения их действия, придания им обратной силы.

2. Особенности действия во времени закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, установлены в ФЗ от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (СЗ РФ. 1994. N 8. Ст. 801), а также в Указе Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» (СЗ РФ. 1996. N 22. Ст. 2663).

3. Статья 12 ТК, закрепляя общее правило, согласно которому действие коллективного договора, соглашения во времени определяется их сторонами в соответствии с ТК, в то же время указывает на особенности вступления в силу локальных нормативных актов и прекращения действия локального нормативного акта в целом либо отдельных его положений.

Второй комментарий к Статье 11 Трудового кодекса

1. В комментируемой статье определена сфера действия трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права по кругу лиц. В данной статье установлено, что трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, распространяются на всех работников, заключивших трудовой договор с работодателем. Следовательно, Кодекс, законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, являются обязательными для применения на всей территории Российской Федерации для всех работодателей (юридических или физических лиц) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

2. Содержание данной статьи означает, что Трудовой кодекс, иные нормативные правовые акты о труде регулируют трудовые отношения всех работников, например являющихся участниками хозяйственных товариществ, акционерами. Поэтому отношения, основанные на личном труде участника хозяйственного товарищества, есть сфера действия норм трудового законодательства. То же касается и работников акционерных обществ. Гражданин, имеющий акции в акционерном обществе, состоит в гражданских правоотношениях, следовательно, на него распространяются нормы гражданского права. Но он одновременно может состоять в трудовых отношениях с данным акционерным обществом. Например, он выполняет трудовую функцию, работая бухгалтером, юрисконсультом и т.д. Тогда он одновременно состоит в двух видах правоотношений: трудовых и гражданско-правовых. Все это дает основание сделать вывод о широкой сфере действия трудового права.

На широкую сферу действия норм трудового права обратил внимание Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от 17 марта 2004 г. N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» (БВС РФ. 2004. N 6) (п. 8).

3. В соответствии с ч. 5 комментируемой статьи иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации, могут реализовать свободу труда путем заключения трудового договора наравне с гражданами Российской Федерации. Временно пребывающие в Российской Федерации иностранцы могут заниматься трудовой деятельностью, если это совместимо с целями их пребывания в нашей стране.

Вместе с тем есть некоторые ограничения для иностранных граждан и лиц без гражданства. Они не могут занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (см. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», с изменениями от 11 ноября 2003 г. // СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3032; 2003. N 46 (ч. I). Ст. 4437). Кроме того, Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрено, что на гражданскую службу вправе поступать граждане РФ, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком РФ и соответствующие квалификационным требованиям и др. (СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215).

Все организации, которые расположены на территории Российской Федерации, независимо от того, принадлежат они полностью или частично иностранным физическим или юридическим лицам, должны применять в отношении своих работников трудовое законодательство Российской Федерации. Однако могут устанавливаться определенные исключения из общего правила федеральным законом или конкретным международным договором.

В настоящее время использование иностранной рабочей силы в России осуществляется в соответствии с двумя Указами Президента РФ: от 16 декабря 1993 г. «О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы» (САПП РФ. 1993. N 51. Ст. 4934) и от 29 апреля 1994 г. «О дополнительных мерах по упорядочению привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы» (САПП РФ. 1994. N 2. Ст. 77). Этими актами предусмотрена определенная процедура привлечения иностранной рабочей силы. Она привлекается на работу в Россию после выдачи соответствующего разрешения Федеральной миграционной службой, которая осуществляет свои функции в составе Министерства внутренних дел РФ.

Вместе с тем иностранные граждане из числа высококвалифицированных специалистов привлекаются к трудовой деятельности без всякого оформления разрешения для работы в организациях с иностранными инвестициями, действующих на территории нашей страны, на должностях руководителей организаций, а также их заместителей, руководителей подразделений этих организаций. Такой же порядок действует в отношении иностранных граждан — деятелей науки и культуры, если они работают на территории России в учреждениях, созданных в соответствии с международными соглашениями; работников дипломатических и консульских учреждений, а также организаций, пользующихся дипломатическим статусом; религиозных деятелей; студентов на период прохождения производственной практики во время каникул; корреспондентов и журналистов, аккредитованных в Российской Федерации, и некоторых других граждан.

4. Рассматриваемая статья устанавливает сферу действия общих норм, которые содержатся в трудовом законодательстве и иных нормативных правовых актах в сфере труда. Кодекс предусматривает особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников. Это связано с различными факторами дифференциации правового регулирования труда.

Часть четвертая Трудового кодекса РФ полностью посвящена особенностям правового регулирования труда отдельных категорий работников. Она включает 16 глав. Кроме того, особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников содержатся и в ряде федеральных законов. Например, Федеральный закон от 22 августа 1996 г. «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4135; 2003. N 2. Ст. 163, N 14. Ст. 1254, N 28. Ст. 2888; 2004. N 31. Ст. 3215); Воздушный кодекс РФ (СЗ РФ. 1997. N 12. Ст. 1383); Федеральный закон от 7 августа 2001 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» (СЗ РФ. 2001. N 33. Ст. 3423). Последний из перечисленных в настоящее время предоставляет право совету директоров (наблюдательному совету) акционерного общества принять решение о приостановлении полномочий единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора). Это правило применяется, если исполнительные органы образуются в соответствии с общим собранием акционеров. Особенности регулирования труда — это нормы, частично ограничивающие применение общих правил по тем же вопросам либо предусматривающие для отдельных категорий работников дополнительные правила.

5. В последней части комментируемой статьи подчеркивается, что трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц, если они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей: военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы; лиц, работающих по договорам гражданско-правового характера; членов советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор); других лиц, если это установлено федеральным законом.

6. Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 (БВС РФ. 2004. N 6) Трудовой кодекс не распространяется на военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы, членов советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор), лиц, работающих по договорам гражданско-правового характера, других лиц, если это установлено федеральным законом, кроме случаев, когда вышеуказанные лица в установленном Кодексом порядке одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей (ч. 8 ст. 11 ТК РФ).

Если между сторонами заключен договор гражданско-правового характера, однако в ходе судебного разбирательства будет установлено, что этим договором фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям в силу ч. 4 ст. 11 ТК РФ должны применяться положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Статья 12. Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, во времени

СТ 12 ТК РФ.

Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, вступает в силу со дня, указанного в этом законе или ином нормативном правовом акте либо в законе или ином нормативном правовом акте, определяющем порядок введения в действие акта данного вида.

Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, либо отдельные их положения прекращают свое действие в связи с:

истечением срока действия;

вступлением в силу другого акта равной или высшей юридической силы;

отменой (признанием утратившими силу) данного акта либо отдельных его положений актом равной или высшей юридической силы.

Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие.

Действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, лишь в случаях, прямо предусмотренных этим актом.

В отношениях, возникших до введения в действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, указанный закон или акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Действие коллективного договора, соглашения во времени определяется их сторонами в соответствии с настоящим Кодексом.

Локальный нормативный акт вступает в силу со дня его принятия работодателем либо со дня, указанного в этом локальном нормативном акте, и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. В отношениях, возникших до введения в действие локального нормативного акта, указанный акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Локальный нормативный акт либо отдельные его положения прекращают свое действие в связи с:

истечением срока действия;

отменой (признанием утратившими силу) данного локального нормативного акта либо отдельных его положений другим локальным нормативным актом;

вступлением в силу закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, коллективного договора, соглашения (в случае, когда указанные акты устанавливают более высокий уровень гарантий работникам по сравнению с установленным локальным нормативным актом).

Комментарий к Ст. 12 Трудового кодекса РФ

1. В комментируемой статье законодатель определил особенности действия законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, во времени. Положения данной статьи основаны на Федеральном законе от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» и Указе Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».

Федеральные конституционные законы и федеральные законы вступают в силу по истечении 10 дней после их официального опубликования, если ими самими не определен иной порядок вступления законов в силу. Иной порядок характерен для кодификационных актов, на изучение которых правоприменительной практике требуется определенное время. Например, ТК РФ был принят Государственной Думой 21 декабря 2001 г., а вступил в силу согласно ст. 420 ТК РФ с 1 февраля 2002 г. Акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, вступают в силу по истечении семи дней, прошедших со дня их официального опубликования. Аналогичные правила действуют в отношении актов Правительства РФ, которыми затрагиваются права, свободы и обязанности человека и гражданина. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен иной порядок их вступления в силу.

Официальным опубликованием федерального конституционного закона и федерального закона считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете», Собрании законодательства Российской Федерации или первое размещение (опубликование) на официальном интернет-портале правовой информации (pravo.gov.ru). Официальными источниками опубликования актов Президента РФ и актов Правительства РФ считаются «Российская газета», Собрание законодательства Российской Федерации и официальный интернет-портал правовой информации (pravo.gov.ru), а нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» и «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти».

2. Часть 2 комментируемой статьи определяет условия, при которых закон или иной нормативный правовой акт прекращает свое действие. Наиболее очевидным способом прекращения действия закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, является его прямая отмена актом равной или высшей юридической силы. К таким же результатам приводит применение другого способа прекращения действия закона или иного нормативного правового акта — истечение срока его действия. Однако этот способ практически не применяется в отношении законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Наименее очевидные результаты дает такой способ прекращения действия закона или иного нормативного правового акта, как вступление в силу другого акта равной или высшей юридической силы, весьма часто порождающее неопределенность в ответе на вопрос, какие нормы сохранили, а какие утратили действие. Кроме того, наличие фактически утративших силу, но формально не отмененных актов загромождает нормативный массив отрасли трудового права и затрудняет его использование и правильный выбор нормы, необходимой для эффективного правоприменения. Эта ситуация наблюдается и поныне с некоторыми нормативными правовыми актами бывшего Союза ССР, многие положения которых следует признать юридически ничтожными в силу их противоречия законодательству РФ. Однако формально они сохраняют действие, поскольку не отменены законами или иными нормативными правовыми актами РФ (подробнее см. ст. 423 ТК РФ и комментарий к ней).

3. Часть 3 комментируемой статьи воспроизводит общеправовое правило об отсутствии обратной силы у закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права. Исключение возможно лишь в случаях, прямо предусмотренных законом или иным нормативным правовым актом.

4. Части 4 и 5 комментируемой статьи развивают идею ч. 3 ст. 12 ТК РФ, говоря о том, что нормы трудового права распространяются на отношения, возникшие после их введения в действие. Однако применительно к действующему законодательству эту фразу не следует трактовать так, будто все трудовые отношения, возникшие до 1 февраля 2001 г., ТК РФ не регулируются и их следует регулировать с помощью Кодекса законов о труде (далее — КЗоТ) 1971 г. Последний прекратил свое действие и утратил юридическую силу с 1 февраля 2002 г. по прямому указанию закона (ст. 422 ТК РФ), поэтому действие ТК РФ сейчас распространяется на всех работников и всех работодателей независимо от времени возникновения между ними трудовых отношений (ст. 11). Соответственно, применение старого закона (или иного нормативного правового акта) к отношениям, возникшим до введения в действие ТК РФ (или иного правового акта), возможно практически лишь в ситуации, связанной с разрешением трудового спора, возникшего в период времени, предшествовавший принятию и введению в действие ТК РФ или иного нормативного акта, содержащего нормы трудового права, которые, в свою очередь, не имеют обратной силы.

5. Дата вступления в силу коллективного договора или соглашения определяется сторонами и фиксируется в тексте договора или соглашения.

Датой вступления в силу локального нормативного акта признается день его принятия либо иной день, указанный в тексте локального нормативного акта. Вступление в силу трудового договора определяется положениями ст. 61 ТК РФ (см. комментарий к этой статье).

Статья 12. Виды налогов и сборов в Российской Федерации. Полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований по установлению налого

1. В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

2. Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.

3. Региональными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.

Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах.

При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены настоящим Кодексом. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом.

Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

4. Местными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено настоящим пунктом и пунктом 7 настоящей статьи.

Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах.

Местные налоги и сборы устанавливаются настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов (внутригородских районов) о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов (внутригородских районов), если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов (внутригородских районов) в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов (внутригородских районов) о налогах и сборах.

В городском округе с внутригородским делением полномочия представительных органов муниципальных образований по установлению, введению в действие и прекращению действия местных налогов на территориях внутригородских районов осуществляются представительными органами городского округа с внутригородским делением либо представительными органами соответствующих внутригородских районов согласно закону субъекта Российской Федерации о разграничении полномочий между органами местного самоуправления городского округа с внутригородским делением и органами местного самоуправления внутригородских районов.

Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе устанавливаются настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации.

При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены настоящим Кодексом. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом.

Представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

При установлении местных сборов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, ставки сборов, а также могут устанавливаться льготы по уплате сборов, основания и порядок их применения.

5. Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются настоящим Кодексом.

6. Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные настоящим Кодексом.

7. Настоящим Кодексом устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в статье 13 настоящего Кодекса, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, указанных в статьях 13 — 15 настоящего Кодекса.

Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и представительные органы муниципальных образований в случаях, порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, вправе устанавливать по специальным налоговым режимам:

виды предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться соответствующий специальный налоговый режим;

ограничения на переход на специальный налоговый режим и на применение специального налогового режима;

налоговые ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности;

особенности определения налоговой базы;

налоговые льготы, а также основания и порядок их применения.

Принимаем на работу бывшего госслужащего (новое при применении законодательства)

«Кадровик. ру», 2012, N 10

ПРИНИМАЕМ НА РАБОТУ БЫВШЕГО ГОССЛУЖАЩЕГО (НОВОЕ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА)

Нарушение работодателем обязанности, предусмотренной ст. 64.1 Трудового кодекса РФ, при приеме на работу бывшего государственного служащего имеет сложную природу. Поэтому не всегда понятно, как применять наказание по этой статье. Можно ли не допустить нарушения положений ст. 19.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях? Как соотносятся нормы этих двух Кодексов? При каких обстоятельствах работодатель может рассчитывать на отсутствие штрафных санкций?

Антикоррупционные нормы трудового законодательства несколько раз претерпевали значительные изменения. То же происходило и с судебной практикой.

Несмотря на драконовские меры судебной системы и активность органов прокуратуры, нарушения продолжаются и по сей день. Однако в связи с введением в действие новой редакции ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — Федеральный закон «О противодействии коррупции») изменилась ситуация и в судебной практике.

Изменения внесены Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции», вступили в силу 03.12.2011.

Разберемся, как не допустить проблем, грозящих привлечением к ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ.

Читаем норму закона

В ст. 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации читаем следующее. «Работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной служб, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации».

Руководствуясь сведениями из трудовой книжки, нужно установить, не состоял ли за последние два года вновь принятый работник на госслужбе. В случае если состоял и его должность имеется в специальном Перечне и соответствует установленным законом требованиям, о его новой работе нужно сообщить по последнему месту службы в течение 10 дней со дня приема на работу.

Аналогичное требование закреплено в ч. 4 ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции». Статья 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» при заключении трудового или гражданско-правового договора налагает некоторые ограничения на госслужащего из Перечня. Анализ указанной нормы в совокупности со ст. 64.1 ТК РФ предписывает работодателю при приеме бывшего госслужащего направить уведомление о его приеме по последнему месту службы работника при следующих условиях:

— с момента увольнения бывшего госслужащего не прошло еще и двух лет;

— работник замещал должность государственной или муниципальной службы, включенную в Перечень, утвержденный Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 557 «Об утверждении Перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» (далее — Указ N 557), что специально оговаривается и в Указе Президента РФ от 21.07.2010 N 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» (далее — Указ N 925);

— с бывшим госслужащим заключается трудовой или гражданско-правовой договор;

— бывший госслужащий сообщил о своем статусе, в том числе путем предъявления трудовой книжки с соответствующей записью;

— оплата труда или стоимость работ по гражданско-правовому договору составляла более 100 000 руб. в месяц;

— отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности госслужащего из Перечня (это обстоятельство требует дополнительного согласования соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов).

При совокупности указанных условий работодатель обязан в десятидневный срок сообщать о заключении трудового или гражданско-правового договора работодателю госслужащего из Перечня по последнему месту его службы в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 08.09.2010 N 700.

И только в случае неисполнения работодателем данной обязанности это действие признается правонарушением и влечет ответственность в соответствии со ст. 19.29 КоАП РФ.

Существенное отличие старой редакции нормы от редакции, действующей с 03.12.2011:

Ранее работодатель обязан был направлять уведомление о заключении трудового договора (и гражданско-правового договора, как показала впоследствии судебная практика) во всех случаях, независимо от того, какая оплата труда предусматривалась по договору, и от соотношения выполняемых функций на новой работе и по последнему месту службы. Единственным основанием для того, чтобы не направлять уведомление, было замещение бывшим госслужащим должностей государственной или муниципальной службы, не входящих в Перечень, утв. Указом Президента РФ от 21.07.2010 N 925.

Справка. Статья 64.1 Трудового кодекса РФ, введенная Федеральным законом от 25.12.2008 N 280-ФЗ, обязывала работодателей направлять сообщение о приеме на работу бывшего госслужащего по последнему месту его службы. Однако к фактическому наказанию до осени 2010 г. не приводила — в связи с тем, что не все этапы процедуры были урегулированы полностью. После вступления в силу Постановления Правительства РФ от 08.09.2010 N 700 «О порядке сообщения работодателем при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение 2 лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы» (далее — Постановление N 700) ситуация кардинально изменилась. Поскольку были расставлены все точки над «i», прокуратура с легкостью и массово стала возбуждать дела об административных правонарушениях по ст. 19.29 КоАП РФ, а мировые суды — наказывать виновных руководителей. С самого начала масштабной антикоррупционной акции в большинстве случаев работодателей наказывали минимальной суммой штрафа, привлекая к ответственности только должностных лиц. При повторном нарушении и при изменении времени, в течение которого действовала санкция, пришлось применять более жесткие меры — как в плане наказания и должностных, и юридических лиц, так и в плане сумм штрафов.

Кодекс об административных правонарушениях:

новое при применении ответственности по ст. 19.29

Административная ответственность за нарушение вышеназванных норм в области противодействия коррупции и санкции предусмотрены ст. 19.29 КоАП РФ, которая также подвергалась неоднократному изменению.

Так, в ранее действовавшей редакции (то есть до введения редакции, утвержденной Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ) в качестве субъекта ответственности помимо юридического и должностного лица фигурировал индивидуальный предприниматель, сейчас значащийся как гражданин. Изменен и размер штрафных санкций в отношении указанной категории.

Если работодатель — заказчик работ (услуг) привлекал к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора госслужащего из Перечня и при этом нарушил требования, предусмотренные Федеральным законом «О противодействии коррупции», то в настоящее время это влечет за собой наложение административного штрафа на граждан в размере от 2000 до 4000 руб.; на должностных лиц — от 20 000 до 50 000 руб.; на юридических лиц — от 100 000 до 500 000 руб.

Правонарушение, предусмотренное ст. 19.29 КоАП РФ, относится к правонарушениям против порядка управления.

Практически каждого работодателя, который может столкнуться с приемом на работу бывшего госслужащего и с необходимостью строгого выполнения специфических требований антикоррупционного законодательства, волнует вопрос: как избежать нарушения антикоррупционных норм трудового законодательства? А именно в каких случаях суд признает у работодателя:

— отсутствие необходимости направить соответствующее уведомление по последнему месту службы нового работника;

— и, соответственно, отсутствие состава правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ?

Рассмотрим случаи из свежей практики.

Исходя из дословного толкования всех в совокупности частей ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции», можно сделать вывод, что при всех перечисленных условиях работодатель обязан сообщать о приеме на работу бывшего госслужащего, если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего. В случае же, если обязанности по месту новой работы полностью отличаются от тех, которые работник выполнял будучи на государственной или муниципальной службе, работодатель не должен отправлять сообщение. Такой позиции придерживается суд, но ее не желают принимать органы прокуратуры.

Пример из практики. Прокурор, не согласившись с постановлением мирового судьи о прекращении дела об административном правонарушении по ст. 19.29 КоАП РФ (на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения), подал протест в суд. Суд постановил: при проверке прокуратура выяснила, что ОАО не направило уведомление о приеме на работу бывшего госслужащего по последнему месту его госслужбы. Из материалов дела следует, что сотрудник Г., занимавший должность судебного пристава (входящего в Перечень госслужащих), был уволен с государственной службы в 2011 г. В том же году между ОАО в лице директора филиала Ч. и Г. был заключен срочный трудовой договор сроком на 4 месяца. Согласно указанному договору Г. осуществлял трудовую деятельность в качестве электромонтера по испытаниям и измерениям.

Суд пришел к выводу об отсутствии в действиях директора ОАО Ч. состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ, а именно объективной стороны правонарушения. Основанием для такого вывода стал анализ измененного в ноябре 2011 г. законодательства в области противодействия коррупции. Из последовательного толкования изменившихся норм права следует, что административная ответственность, предусмотренная ст. 19.29 КоАП РФ, наступает в случае:

— когда представитель нанимателя (работодатель) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы не был извещен работодателем в десятидневный срок о заключении трудового договора или гражданско-правового договора (стоимостью работ, услуг более ста тысяч руб. в месяц), в течение двух лет после увольнения служащего с государственной или муниципальной службы;

— при условии, что отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего.

Функции государственного управления ОАО, которые бы входили в должностные обязанности бывшего государственного служащего, по трудовому договору на Г. не возлагались, поэтому оснований для сообщения должностным лицом Ч. представителю нанимателя государственного служащего по последнему месту его службы не имелось. Следовательно, объективная сторона правонарушения в форме бездействия Ч. как должностного лица, в обязанности которого входит исполнение требований ч. 4 ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции», отсутствует.

С доводами прокурора о том, что в ч. 4 ст. 12 названного Закона (в ред. от 21.11.2011) ссылка на ч. 1 указанной статьи касается только гражданско-правового договора и на трудовой договор не распространяется, суд не согласился, поскольку из текста ч. 4 следует, что она распространяется на все договоры, указанные в ч. 1 ст. 12 Федерального закона N 273-ФЗ. Суд правильно руководствовался измененным Законом, несмотря на то что факт непредупреждения имел место до введения изменений, так как закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет. На основании вышеизложенного суд прекратил производство по делу об административном правонарушении. С ним согласилась и вышестоящая инстанция (Постановление мирового судьи судебного участка N 2 г. Лабытнанги от 06.04.2012; Решение Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.04.2012) .

Лабытнангский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа: http://labytnangsky. ynao. sudrf. ru/modules. php? name=bsr&op=print_text&cl=1&id=89600021205031506353751000109448.

Комментарий: изменения в Федеральный закон «О противодействии коррупции», внесенные Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции», вступившие в силу 03.12.2011, изменили ограничения в п. 1 ст. 12 данного Закона. При этом основное условие осталось неизменным — отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления организацией, с которой госслужащий из Перечня хочет вступить в трудовые отношения, должны были ранее входить в должностные обязанности госслужащего из Перечня.

Вывод: для верной квалификации действий лица, привлекаемого к административной ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ, суд должен определить, входили ли в должностные (служебные) обязанности госслужащего из Перечня функции государственного управления коммерческой (некоммерческой) организацией, в которую намерен поступить на работу служащий.

Отсутствие должности бывшего госслужащего

в Перечне должностей государственной службы,

замещение которых связано с коррупционными рисками

Неслучайно законодатель ограничил Перечень должностей, которые по различным основаниям обладают коррупционными рисками, упомянув об этом в Указе Президента РФ от 21.07.2010 N 925 и приведя полный Перечень в Указе Президента РФ от 18.05.2009 N 557. В указанный Перечень включены должности из многих ведомств (органов внутренних дел, службы судебных приставов, органов прокуратуры и т. д.), поскольку в своей деятельности сотрудники данных органов часто контактируют с различными организациями, выполняя контрольно-надзорные и иные функции. В этих условиях необходимо исключить саму возможность возникновения коррупции.

Пример из практики. Председатель комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации района Б. была признана мировым судьей виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ. Однако суд апелляционной инстанции решение отменил и дело прекратил по следующим основаниям.

Основанием привлечения Б. к ответственности явилось несообщение по последнему месту работы ее подчиненной Е. о приеме ее как бывшего госслужащего на работу. Суд установил, что в соответствии с приказом руководителя Е. была принята главным специалистом бюджетного отдела комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации района. До этого Е. с 2007 г. работала главным бухгалтером в ОВД, а в связи с реструктуризацией органов МВД переведена на должность инспектора по анализу, планированию и контролю ОП по Смоленскому району МО МВД, с которой и была уволена до приема в комитет по финансам.

На момент инкриминируемого Б. правонарушения ст. 19.29 КоАП РФ предусматривала ответственность должностных лиц за привлечение к трудовой деятельности с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии коррупции». Указанная же должность не включена в Перечень должностей государственной службы, замещение которых связано с коррупционными рисками.

В данном случае апелляционный суд пришел к выводу, что совокупностью представленных доказательств не установлена виновность нового работодателя в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ, и производство по делу прекратил (Постановление мирового судьи судебного участка Быстроистокского района Алтайского края от 03.02.2012 (отменено); Решение Смоленского районного суда Алтайского края от 12.04.2012 по делу N 12-16/2012) .

Смоленский районный суд Алтайского края: http://smolensky. alt. sudrf. ru/modules. php? name=bsr&op=print_text&cl=1&id=22600451204200847187181000061749.

Комментарий: и в старой, и в новой редакции ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» специально делалась оговорка: для возникновения у работодателя необходимости направить соответствующее уведомление о его приеме работодателю по последнему месту службы такого работника нужно, чтобы бывший госслужащий ранее замещал должности, входящие в специальный Перечень.

Важно: в указанный Перечень не входят должности сотрудников тех же ведомств, занятых технической работой или не выполняющих функции, в связи с которыми может возникнуть конфликт интересов.

Ранее работодатели, опасаясь неоднозначного толкования вышеуказанной нормы, на всякий случай направляли уведомление, даже если не находили должность бывшего госслужащего в соответствующих Перечнях. Теперь, после появления примеров судебной практики, стала ясна позиция судов по данному вопросу. И перестраховочных действий работодателей становится все меньше.

Вывод: обязанность сообщать о приеме на работу бывшего госслужащего по последнему месту его службы возникает только в случае отнесения последней из занимаемых им должностей государственной или муниципальной службы к должностям, включенным в специальный Перечень.

Сумма оплаты труда по новому месту работы —

менее 100 000 руб. в месяц

Одно из главнейших требований новой редакции ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» — наличие минимальной установленной статьей суммы оплаты труда бывшего госслужащего (100 000 руб.), при превышении которой и требования увеличиваются (требуется согласование с комиссией), и у работодателя возникает необходимость уведомлять последнее место госслужбы работника о его приеме на работу.

Пример из практики. Постановлением мирового судьи начальник дирекции Ш. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа. Суд, вынося решение, применил редакцию ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции», действующую на момент нарушения, а не версию, действующую на момент рассмотрения спора в суде.

Доводы привлеченного к ответственности должностного лица заключались в том, что законодатель отменил необходимость сообщать о принятии на работу бывшего государственного служащего, если его доход составляет менее 100 000 руб. в месяц. Поскольку в тот момент заработная плата бывшего государственного служащего, принятого на работу, была менее этой суммы, направлять сообщение не требовалось. Ш. считал, что необходимо применить ч. 2 ст. 1.7 и п. 5 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Суд же данные доводы не принял, поскольку на момент совершения административного правонарушения должностным лицом действовала редакция Федерального закона от 25.12.2008, в которой четко указано: работодателю необходимо в десятидневный срок сообщить при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, в течение 2 лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы. Совокупностью исследованных доказательств по делу установлено, что Ш. в нарушение требований закона при заключении трудового договора с бывшим госслужащим из Перечня нарушил требования антикоррупционного законодательства и подлежит привлечению к административной ответственности (Решение Железнодорожного районного суда г. Самары от 21.02.2012) .

Железнодорожный районный суд г. Самары: http://zheleznodorozhny. sam. sudrf. ru/modules. php? name=bsr&op=print_text&cl=1&id=63600441202281238263591000435433.

Комментарий: законодатель отменил необходимость сообщать о принятии на работу бывшего государственного служащего, если его доход на новом рабочем месте составляет менее 100 000 руб. в месяц. Если заработная плата бывшего госслужащего из Перечня по условиям трудового договора меньше этой суммы, то несообщение по месту госслужбы о приеме на работу бывшего госслужащего нельзя квалифицировать как административное правонарушение.

Вывод: только деяния, указанные в ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», могут наказываться по ст. 19.29 КоАП РФ.

Новое в практике

До уточнения и внесения кардинальных поправок в требования законодательства в области контроля за привлечением к трудовой деятельности бывших госслужащих ситуация с субъектом правонарушения складывалась таким образом: если должностное лицо, допустившее нарушение, к моменту обнаружения правонарушения уже не работало на данном предприятии, к ответственности привлекалось юридическое лицо в целом. Это автоматически меняло размер штрафных санкций, установленных ст. 19.29 КоАП РФ. Однако в настоящее время изменения коснулись и данного аспекта вопроса. Теперь в судебной практике наметилась тенденция считать, что бывший директор подлежит ответственности так же, как и действующий, то есть в одинаковой степени признается субъектом правонарушения.

Пример из практики. Прокурорской проверкой было выявлено, что ООО «А**» не направило в установленный срок сообщение о заключении трудового договора с бывшей госслужащей, принятой на должность директора магазина, представителю нанимателя (работодателю) государственного служащего П. по последнему месту его службы в Межрайонную ИФНС России N *** по Алтайскому краю в порядке, предусмотренном законодательством. Данные действия генерального директора ООО «А**» Т. были квалифицированы прокуратурой как административное правонарушение, предусмотренное ст. 19.29 КоАП РФ.

Т. вину не признала. Не отрицая, что не сообщила о заключении трудового договора с бывшей госслужащей представителю нанимателя (работодателю) государственного служащего по его последнему месту службы, пояснила, что не знала об обязанности сообщать такие сведения.

Оценив доказательства, суд пришел к выводу, что в действиях Т. имеется состав правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ. При этом суд исходил из того, что прекращение трудовых отношений с руководителем предприятия, осуществлявшим организационно-распорядительные функции, не исключает возможности возбуждения производства по делу об административном правонарушении в отношении этого лица и привлечения его к административной ответственности, так как правонарушение было допущено им в период исполнения служебных обязанностей. Суд признал Т., занимавшую должность генерального директора ООО «А**», виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ, и назначил ей административное наказание в виде штрафа (Постановление мирового судьи судебного участка N 7 Индустриального района г. Барнаула от 24.05.2011 по делу N 5-305/2011) .

Судебный участок N 7 Индустриального района г. Барнаула Алтайского края: http://ind7.alt. msudrf. ru/modules. php? name=info_pages&id=597.

Комментарий: ранее прокуратура придерживалась мнения, что привлечь к ответственности возможно только действующего руководителя, но не бывшего. В случае смены руководящего состава органы прокуратуры просто возбуждали дело об административном правонарушении в отношении юридического лица. В настоящее время позиция и прокуратуры, и судов менее категорична.

Вывод: некоторые суды считают, что привлечению к административной ответственности подлежит и должностное лицо, исполнявшее обязанности на момент совершения правонарушения, но уже не исполняющее их на момент обнаружения нарушения и привлечения к ответственности.

Результаты прокурорского надзора

По результатам анализа проверок прокуратуры Свердловской области в 2011 г. в сфере противодействия коррупции было отмечено, что количество выявленных прокуратурой нарушений законодательства в сфере противодействия коррупции возросло на 21,7%. В 2011 г. с 245 до 327 увеличилось количество должностных лиц, привлеченных к административной ответственности по постановлениям прокуроров (в том числе по ст. 19.29 КоАП РФ) .

Прокуратура Свердловской области: http://prokurat-so. ru/main. php? cid=31.

Такая же ситуация наблюдается и в других регионах страны: несмотря на ужесточение надзора со стороны прокуратуры, количество нарушений за последний год только увеличилось. И это несмотря на то, что в полной мере схема привлечения должностных и юридических лиц стала действовать только с конца 2010 г.!

Разный подход к избираемым санкциям

Пример из практики. Зачастую суды, исполняя свои полномочия, назначают нарушителям наказание по верхней границе установленной законом нормы.

Так, по инициативе Хабаровской и Приморской транспортных прокуратур к административной ответственности привлечены работодатели, нарушившие требования антикоррупционного законодательства (согласно новостям пресс-службы Дальневосточной транспортной прокуратуры от 04.05.2012).

В частности, ООО «Администрация речного порта «Н. плюс» привлечено к административной ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 тыс. руб. Суровость наказания отчасти объясняется тем, что ранее директор общества постановлением мирового судьи Ленинского судебного участка также был признан виновным за аналогичное правонарушение и привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 20 тыс. руб.

А проректора — директора Владивостокского филиала Российской таможенной академии наказали за такое же нарушение, совершенное впервые, в виде штрафа в размере 20 тыс. руб. Но указанный инцидент повлек и должную реакцию — представления об устранении нарушений были исполнены, а также к дисциплинарной ответственности привлечено 2 должностных лица .

Дальневосточная транспортная прокуратура: http://www. dvtp. ru/node/2108.

Разный подход к субъектам ответственности

Чаще всего наказанию подвергается один субъект административной ответственности — либо должностное лицо, либо юридическое. Единичны и особые случаи с одновременным наказанием и первого, и второго. Как правило, такая суровость бывает вызвана большим количеством нарушений со стороны работодателя, установленных в рамках всего лишь одной прокурорской проверки, а не длительного периода деятельности.

Пример из практики. Примером одновременного привлечения к административной ответственности и юридического, и должностного лица служит решение мирового суда Абакана в отношении ОАО «***». По результатам прокурорской проверки установлено, что ОАО при заключении трудовых договоров с бывшими государственными служащими в нарушение требований Федерального закона «О противодействии коррупции» не уведомляет о заключении таких договоров работодателей по последнему месту госслужбы указанных лиц, чем нарушает законодательство о противодействии коррупции. Мировым судом г. Абакана ОАО «***» и должностное лицо (менеджер по управлению персоналом) привлечены к административной ответственности в виде штрафа в размере 100 000 руб. и 20 000 руб. соответственно .

Содружество авиационных экспертов, 29.05.2012: http://www. aex. ru/news/2012/5/29/95550/print/.

Одинаковый подход к статусу субъектов ответственности

Практика показывает, что работодатели привлекаются к ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ независимо от их статуса — предприятие частной собственности, или же муниципальное унитарное предприятие, или же исполнительные органы власти. Что, несомненно, радует обывателя свидетельством того, что все равны перед законом.

Пример из практики. Асиновская городская прокуратура проверила соблюдение местными работодателями законодательства о противодействии коррупции и установила нарушения в Администрации Асиновского городского поселения и ООО «***» в виде ненаправления сообщения о заключении трудовых договоров с бывшими госслужащими предыдущим работодателям в установленный срок. Дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 КоАП РФ (незаконное привлечение к трудовой деятельности бывшего государственного или муниципального служащего), закончились для работодателей штрафными санкциями. Мировой судья наложил штраф на директора ООО «***» в размере 20 000 руб., а на администрацию (юридическое лицо) — 100 000 руб. .

Прокуратура Томской области: http://prokuratura. tomsk. gov. ru/news/1452.html.

А если не сопротивляться?

В большинстве случаев работодатели, сталкиваясь с нечаянным нарушением антикоррупционного законодательства, стремятся во что бы то ни стало избежать ответственности и штрафных санкций. Для этого они садятся изучать КоАП РФ, антикоррупционные законы, судебную практику и позицию органов прокуратуры. И. начинают защищать свои интересы. Но есть часть работодателей (и немалая), которые ничего из вышеперечисленного не делают, предпочитая сразу и безоговорочно признать свою вину.

Пример из практики. Судья, рассмотрев протокол об административном правонарушении по ст. 19.29 КоАП РФ в отношении Х., установил, что ИП Х. принял на должность директора магазина П., ранее замещавшего должность государственного служащего, включенную в специальный Перечень, и не сообщил об этом по последнему месту службы П. В суде Х. признал факт совершения административного правонарушения. Судья признал совершение Х. административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ, и назначил наказание в минимальном размере — штраф в сумме 20 тыс. руб. Постановление обжаловано не было (Постановление мирового судьи судебного участка N 2 г. Лениногорска и Лениногорского района Республики Татарстан от 18.01.2012 по делу N 5-10/2012) .

Судебный участок N 2 г. Лениногорска и Лениногорского района РТ: http://lenin2.tat. msudrf. ru/modules. php? name=info_pages&id=489&cl=1.

Комментарий: суд, имея в руках козырь в виде признания своей вины, в дальнейшем не слишком придирчиво изучает материалы дела, целиком и полностью выстраивая свое решение на основании данного признания.

Вывод: признание вины и отсутствие защиты лишь упрощают процедуру привлечения к административной ответственности и наложения взыскания. Но никогда не освободит от наказания, разве что только повлияет на решение о наложении штрафа в минимальных пределах.

Частенько работодатели и не стремятся оспаривать судебные решения, считая это бесполезной тратой времени. Тем не менее иногда только обжалование данных актов может восстановить справедливость и не позволить исполниться неправомерному решению.

Пример из практики (использование старой редакции законов). Постановление мирового судьи от 14.05.2012, которым директор Тихорецкого филиала ОАО «К**» был признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ, и ему было назначено наказание в виде штрафа в размере 20 000 руб. .

Тихорецкая межрайонная прокуратура: http://www. tihproc. ru/news. php? new=609&page=.

Между тем правонарушение произошло в июне 2011 г., во время действия старой редакции ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции». А постановление суда было вынесено и наказание назначено в мае 2012 г. В связи с отсутствием обжалования со стороны привлеченного к ответственности лица указанное постановление осталось в силе. Однако все могло быть по-другому.

В силу ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу. Это значит, что он распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. На данном основании у директора Тихорецкого филиала ОАО «К**» имелась возможность ходатайствовать перед судом о прекращении начатого производства по делу, руководствуясь п. 5 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, — отмена закона, установившего административную ответственность.

Вывод: иногда юридическая неподготовленность лиц, подвергаемых административной ответственности, в совокупности с поверхностным изучением правоохранительными органами (в том числе судом) норм закона позволяет состояться не совсем правомерным актам.

Систематизируя все вышесказанное, можно подвести итог:

1. Сложные положения ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» требуют их толкования только вместе с сопутствующими нормами иных нормативных актов.

2. Работодатель, принимая на работу бывшего госслужащего, обязан уведомлять работодателя по последнему месту госслужбы работника не всегда, а только в случаях, перечисленных в ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции».

3. Административная ответственность по ст. 19.29 КоАП РФ наступает только при наличии полного состава правонарушения (объекта, субъекта, объективной и субъективной стороны нарушения). При отсутствии хотя бы одного из признаков этих составляющих деяние не может быть признано административным правонарушением, предусмотренным указанной статьей КоАП РФ.

4. Нарушение работодателем требований антикоррупционного законодательства — не тот случай, когда разумнее просто признать свою вину и понести наказание. Особенно в свете изменений в данной области, вступивших в силу с 03.12.2011. Хотя признание вины способствует применению самой низкой санкции, предусмотренной ст. 19.29 КоАП РФ.

5. Обжалование судебных решений о признании лиц виновными в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ, и назначении наказания может кардинальным образом повлиять на решение и даже привести к его отмене. И таких случаев в судебной практике в настоящее время становится все больше.

Смотрите еще:

  • Статья 207 налогового кодекса рф с комментариями Статья 207. Налогоплательщики 1. Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе — налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а […]
  • Как списать уплаченный аванс Просроченные авансы Случаи, когда покупатель перечислил продавцу аванс, а товар не забирает и деньги обратно не требует, бывают не так уж часто. Наверное, поэтому многие вопросы, возникающие в такой ситуации, […]
  • Аренда авто в одессе от хозяина с правом выкупа в одессе Аренда авто с правом выкупа Компания RENTAL создала условия для выгодной, безопасной и удобной покупки авто. Вы можете взять у нас любой автомобиль на прокат и при желании выкупить его в рассрочку. Список автомобилей с […]
  • Дополнительное соглашение к договору о смене фамилии директора Дополнительное соглашение к трудовому договору об изменении фамилии ИП — образец При смене фамилии я готовлю след ДС Общество с ограниченной ответственностью «. » (ИНН . ) именуемое в дальнейшем «Работодатель», в […]
  • Доверенность для постановки на учет иностранных граждан Постановка на миграционный учет иностранного гражданина по доверенности Какие документы необходимо предоставлять для постановки на миграционный учет иностранного гражданина по доверенности от собственника […]
  • Договор аренды при разводе Подлежит ли право аренды земли разделу между супругами? С 29 января 2010 года по 6 ноября 2014 года П. состоял в браке с И. По договору от 21 ноября 2013 года супруги взяли в аренду земельный участок – с согласия П. […]
admin

Обсуждение закрыто.