Усыновление приоритетная форма устройства детей

Усыновление приоритетная форма устройства детей

Содержание:

УСЫНОВЛЕНИЕ В РОССИИ

Интернет-проект Министерства образования и науки РФ
Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей

Усыновление

Новости Минобрнауки

14.03.2018 г. Число детей-сирот в России сократилось на 15% в 2017 г. — до 50,2 тыс.

Число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сократилось за 2017 г. до 50,2 тыс. человек. Об этом сообщается в материалах к заседанию коллегии Минобрнауки.

«По состоянию на 30 декабря 2017 г., в государственном банке данных находились сведения о 50,2 тыс. человек. В 2017 г. численность детей, состоящих на учете в государственном банке данных, сократилась на 15,1%», — говорится в документе.

Отмечается также, что всего в 2017 г. были устроены в семьи более 64 тыс. детей.

Кроме того, в документе говорится, что число записей в банке данных детей-сирот сократилось с 2005 г. в 3,7 раза за счет усыновления и различных форм семейного устройства детей.

21 Сентября 2018

В Москве прошел финал всероссийского конкурса «Созвездие»

17 Сентября 2018

В детских домах появятся пространства для развития творческого потенциала детей

13 Сентября 2018

Создание видеосюжетов о детях, оставшихся без попечения родителей, относящихся к категории трудноустраиваемых

13 Сентября 2018

Создание видеосюжетов детей, оставшихся без попечения родителей, в субъектах Российской Федерации, имеющих на учете в региональных банках данных сведения о более 1000 детей, оставшихся без попечения родителей

Информационно-консультационный портал Министерства образования и науки РФ.

2016 Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей

Опека и попечительство

Усыновление как приоритетная форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

В соответствии с п.1 ст. 124. Семейного кодекса Российской Федерации, усыновление или удочерение (далее — усыновление) является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Усыновление не случайно признается приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Только усыновленного ребенка закон приравнивает к родным детям усыновителя, в отношении приемного или подопечного ребенка подобные правовые последствия не наступают. Исключительно при усыновлении ребенку могут быть изменены фамилия, имя, отчество; для обеспечения тайны усыновления допускается по просьбе усыновителей изменение места рождения, а также даты рождения ребенка (в возрасте до 1 года), но не более чем на 3 месяца. По причинам, признанным судом уважительными, изменение даты рождения усыновляемого ребенка может быть разрешено при усыновлении ребенка, достигшего возраста одного года и старше. Тайна усыновления охраняется законом. Для родителей усыновление ребенка — высшая степень ответственности за его судьбу ребенка и полноценное развитие.

В соответствии со ст. 137 Семейного кодекса Российской Федерации, усыновленные дети и их потомство по отношению к усыновителям и их родственникам, а усыновители и их родственники по отношению к усыновленным детям и их потомству приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению.

При этом усыновленные дети утрачивают личные неимущественные и имущественные права и освобождаются от обязанностей по отношению к своим родителям (своим родственникам).

Ребенок, имеющий к моменту своего усыновления право на пенсию и пособия, полагающиеся ему в связи со смертью родителей, сохраняет это право и при его усыновлении.

Усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах с учетом возможностей обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие.

Усыновление братьев и сестер разными лицами не допускается, за исключением случаев, когда усыновление отвечает интересам детей.

Для усыновления ребенка необходимо согласие его родителей. При усыновлении ребенка несовершеннолетних родителей, не достигших возраста шестнадцати лет, необходимо также согласие их родителей или опекунов (попечителей), а при отсутствии родителей или опекунов (попечителей) — согласие органа опеки и попечительства.

Согласие родителей на усыновление ребенка должно быть выражено в заявлении, нотариально удостоверенном или заверенном руководителем организации, в которой находится ребенок, оставшийся без попечения родителей, либо органом опеки и попечительства по месту производства усыновления ребенка или по месту жительства родителей, а также может быть выражено непосредственно в суде при производстве усыновления. Родители могут дать согласие на усыновление ребенка конкретным лицом либо без указания конкретного лица. Родители вправе отозвать данное ими согласие на усыновление ребенка до вынесения решения суда о его усыновлении.

Не требуется согласие родителей ребенка на его усыновление в случаях, если они:

— неизвестны или признаны судом безвестно отсутствующими;

— признаны судом недееспособными;

лишены судом родительских прав (усыновление ребенка в случае лишения родителей (одного из них) родительских прав допускается не ранее истечения шести месяцев со дня вынесения решения суда о лишении родителей (одного из них) родительских прав);

— по причинам, признанным судом неуважительными, более шести месяцев не проживают совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания.

В соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (ст. 127) усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

  • лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
  • супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
  • лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;
  • лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;
  • бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;
  • лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права (перечень заболеваний, при наличии которых лица по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права, устанавливается Правительством Российской Федерации;
  • лиц, которые на момент установления усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте Российской Федерации, на территории которого проживают усыновители (усыновитель);
  • лиц, не имеющих постоянного места жительства;
  • лиц, имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, а также за преступления против жизни и здоровья, против свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), против семьи и несовершеннолетних, против здоровья населения и общественной нравственности, против общественной безопасности, мира и безопасности человечества;
  • — лиц из числа вышеуказанных лиц, имевших судимость либо подвергавшихся уголовному преследованию за преступления против жизни и здоровья, против свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), против семьи и несовершеннолетних, против здоровья населения и общественной нравственности, против общественной безопасности, мира и безопасности человечества, относящиеся к преступлениям небольшой или средней тяжести, в случае признания судом таких лиц представляющими опасность для жизни, здоровья и нравственности усыновляемого ребенка. При вынесении решения об усыновлении ребенка таким лицом суд учитывает обстоятельства деяния, за которое такое лицо подвергалось уголовному преследованию, срок, прошедший с момента совершения деяния, форму вины, обстоятельства, характеризующие личность, в том числе поведение такого лица после совершения деяния, и иные обстоятельства в целях определения возможности обеспечить усыновляемому ребенку полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие без риска для жизни ребенка и его здоровья;
  • лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления;
  • лиц, не прошедших подготовки в установленном порядке (кроме близких родственников ребенка, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей);
  • лиц, состоящих в союзе, заключенном между лицами одного пола, признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешен, а также лиц, являющихся гражданами указанного государства и не состоящих в браке.

Полномочия по подготовке граждан, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории муниципального образования городской округ город Сургут переданы бюджетному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр социальной помощи семье и детям «Зазеркалье» (город Сургут, улица Лермонтова, дом 9, тел. 35-48-60, 32-90-83, Е-mail: [email protected]). Услуга предоставляется гражданам на безвозмездной основе.

В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на содержание усыновленного ребенка выплачивается ежемесячное пособие в размере от 19 300 рублей до 30 800 рублей в зависимости от возраста несовершеннолетнего.

Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью выплачивается в размере 24 525,50 рублей, в случае усыновления ребенка-инвалида, ребенка в возрасте старше семи лет, а также детей, являющихся братьями и (или) сестрами, пособие выплачивается в размере 187 394,74 рублей на каждого такого ребенка.

По вопросам усыновления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обращайтесь в управление по опеке и попечительства Администрации города Сургута по адресу: проезд Советов, дом 4, каб. 115, 120, тел. 52-28-21, 52-28-40.


2015 www.admsurgut.ru
Администрация города Сургута
628400, г. Сургут, ул. Энгельса, 8 [email protected]

Усыновление как приоритетная форма устройства и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей Летова Наталия Валерьевна

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат — 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Летова Наталия Валерьевна. Усыновление как приоритетная форма устройства и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей : Дис. . канд. юрид. наук : 12.00.03 : Томск, 2003 202 c. РГБ ОД, 61:04-12/1004

Содержание к диссертации

Глава 1. История развития законодательства об усыновлении (краткий очерк) Стр. 12

Глава 2. Понятие, правовая природа и значение усыновления

2.1. Понятие и значение усыновления Стр. 34

2.2.Правовая природа усыновления Стр.43

Глава 3. Понятие и правовая природа условий усыновления

3.1. Понятие условий усыновления Стр. 66

3.2. Согласие родителей усыновляемого ребенка Стр. 69

3.3. Согласие ребенка Стр.82

3.4. Согласие супруга усыновителя Стр. 86

Глава 4. Порядок и правовые последствия усыновления

4.1. Порядок усыновления Стр. 92

4.2. Проблемы обеспечения тайны усыновления Стр. 111

4.3. Виды правовых последствий усыновления Стр. 135

Глава 5. Отмена усыновления Стр. 156

5.1. Основания отмены усыновления Стр. 157

5.2. Лица, обладающие правом требовать отмены усыновления. Стр. 166

5.3. Правовые последствия отмены усыновления Стр. 180

Список использованных источников и литературы Стр. 189

Введение к работе

Забота о детях, всемерная охрана их интересов является важнейшим принципом, закрепленным в действующем законодательстве. Чтобы принцип был действенным, необходимы механизмы его реализации, закрепленные в нормах права. В свою очередь, чтобы нормы права реально работали на практике, необходима система гарантий, воплощающих в себе механизмы для реализации норм права. Систему гарантий, позволяющих реализовать нормальное правовое регулирование, составляют гарантии разного направления: правовые, социальные, экономические, политические и другие.

Системный кризис, в состоянии которого Россия находится уже несколько лет, привел к снижению уровня жизни населения и к массовым нарушениям прав детей. В значительной степени были разрушены основные механизмы защиты прав детей. Сегодня огромное число детей находится вне сферы заботы государства: они не получают того, что им гарантирует Конституция РФ и многочисленные другие законы. Растет число детей, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством. Детская безнадзорность и беспризорность влечет за собой увеличение числа правонарушений, совершаемых лицами, не достигшими возраста уголовной ответственности (14 лет). По итогам 2002 г. на территории России несовершеннолетними совершено 148 тыс. преступлений, а в центры временной изоляции для несовершеннолетних нарушителей поступило по России примерно 30 тыс. детей. Только на территории Томской области число зарегистрированных преступлений, совершенных несовершеннолетними, в 2002 г. составило 2200 1 .

Эти негативные последствия предопределили появление значительного числа детей-сирот в нашей стране. В настоящее время, по оценке Минтруда, их около одного миллиона человек, по оценке других ведомств таких детей в нашей стране около четырех миллионов. При этом дети, осиротевшие вследствие смерти родителей, составляют лишь 10%. Остальные дети лишены родительского попечения по субъективным причинам (невыполнение родительских обязанностей, нежелание родителей создать нормальные условия для своего ребенка). В 2002 г. суды удовлетворили почти 43 тысячи исков о лишении родительских прав, кроме того, на учете в органах МВД состоят 245 тыс. родителей, не исполняющих родительские обязанности . Таким образом, эти данные подтверждают, что проблема социального сиротства остается крайне острой и масштабы этого явления еще до конца не осознаны.

В семейном праве Российской Федерации существует ряд институтов, имеющих своей целью обеспечение охраны интересов несовершеннолетних детей. Особое место занимают институты, призванные обеспечить защиту прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку они способствуют передаче таких детей на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью.

По смыслу закона наиболее предпочтительной формой социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей, является усыновление, поскольку оно позволяет с максимальной эффективностью обеспечить не только интересы детей, но и интересы взрослых людей, которые по тем или иным причинам лишены возможности иметь своих детей. Усыновители не только по существу, но и по форме заменяют родителей, и здесь нет того временного характера воспитания детей в семье, который присущ иным формам воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. В этом заключается одна из особенностей усыновления, обусловливающая приоритетность этой формы устройства.

Анализ правоотношений, возникающих в результате усыновления, позволяет говорить о возможности создания подлинно семейных отношений между усыновителем и усыновленным. А значение семейного воспитания, особенно в первые годы жизни ребенка, трудно переоценить, так как ему принадлежит основополагающая роль в формировании личности. Таким образом, усыновление является формой семейного воспитания, что выгодно отличает ее от других форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, таких как опека и попечительство, приемная семья. В данной работе предлагается сравнительный анализ этих форм с усыновлением, позволяющий назвать именно усыновление в качестве приоритетной формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Привлекательность усыновления как формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, подтверждает и практика. Так, в частности по состоянию на 15 января 2002 г. было усыновлено 80 тыс. российских детей 1 . Несмотря на то, что большинство из них усыновлялись иностранными гражданами, цифры свидетельствуют о том, что усыновление как форма устройства детей в семью жизнеспособно и практически востребовано. Представляется, что тенденция к его широкому распространению будет не только сохраняться, но и усиливаться .

Ряд положений, выработанных судебной практикой, требует теоретического осмысления и критического анализа. Например, процедура усыновления остается уязвимой в части предоставления и сбора информации 0 детях, подлежащих усыновлению. Отсутствие надлежащего контроля за поступающей информацией о детях в банк данных способствует росту злоупотреблений со стороны чиновников. Кроме того, социально- экономическая ситуация в стране, влияющая на уровень жизни населения, приводит к тому, что установленный в законе приоритет российских усыновителей перед иностранными гражданами не реализуется в полной мере. Поэтому в работе не только предлагаются теоретические положения об усыновлении, но и освещается практическая значимость такой формы устройства как для усыновляемых детей, так и для будущих усыновителей: например, какими льготами они будут пользоваться после усыновления.

В современной литературе иногда встречаются суждения о слабой теоретической основе института усыновления. Соглашаясь с этим, можно обозначить ряд проблем, как теоретического, так и практического характера, обусловленных таким обстоятельством. Свидетельством их наличия являются пробелы в законе и низкое качество норм главы 19 СК РФ. Очевидна необходимость повышения эффективности самого института усыновления, совершенствование механизма реализации его норм. Это позволит удовлетворить потребности практики, в частности дать судам необходимые рекомендации для рассмотрения новой для них категории дел об усыновлении. Все сказанное и обусловливает актуальность темы настоящего диссертационного исследования. Отмеченные положения предопределили постановку цели и задач диссертационного исследования.

Цель и задачи работы. Целью настоящей работы является исследование института усыновления, выявление его социальной и правовой сущности.

В ходе диссертационного исследования были поставлены следующие задачи:

Первая. Выявить социальную значимость усыновления как формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Вторая. Определить понятие и правовую природу усыновления. Третья. Проанализировать системы правоотношений, возникающих при установлении усыновления, определение их правовой природы. Четвертая. Установить правовую оценку условий усыновления и их природы.

Пятая. Охарактеризовать процедуру усыновления, ее преимущества и недостатки.

Шестая. Произвести оценку правовых последствий усыновления. Седьмая. Исследовать условия, обеспечивающие тайну усыновления. 7 Восьмая. Выработать и обосновать предложения и рекомендации по совершенствованию действующего законодательства и практики его применения.

Девятая. Проанализировать судебную практику по усыновлению с выработкой рекомендаций по повышению эффективности соответствующих норм.

Методология и теоретическая основа исследования. В процессе исследования наряду с общенаучным диалектическим методом познания применялись также частнонаучные методы: системный, логический, исторический, метод сравнительного правоведения.

Теоретическую основу исследования составили работы таких ученых-юристов, как М.М. Агарков, С.С. Алексеев, С.Н. Братусь, А.В. Венедиктов, Б.М. Гонгало, A.M. Гуляев, Г. Дернбург, Л.Г. Ефимова, О.С. Иоффе, Б.В. Исаков, О.Э. Лейст, Л.А. Лунц, А.Л. Маковский, Р.П. Мананкова, Д.И. Мейер, И.Б. Новицкий, A.M. Нечаева, В.А. Ойгензихт, Г.Л. Осокина, Е.А. Пантелеенко, СВ. Пахман, К. Победоносцев, В.К. Райхер, М.Г. Розенберг, В.И. Серебровский, Ю.К. Толстой, Е.А. Флейшиц, Б.Л. Хаскельберг, P.O. Халфина, Г.Ф. Шершеневич, В.П. Шахматов.

В работе использованы труды таких исследователей советского периода, как М.В. Антокольская, A.M. Белякова, Е.М. Ворожейкин, Я.Р. Вебере, О.А. Дюжева, Н.М. Ершова, Л.М. Звягинцева, А.Е. Казанцева, Н.Ф. Качур, Е.В. Кулагина, Ю.А. Королёв, М.Н. Кузнецова, Л.А. Кузьмичёва, В.Ф. Маслов, Е.К. Матвеев, A.M. Нечаева, Н.В. Орлова, А.И. Пергамент, С.Я. Паластина, А.А. Пушкин, А.И. Рабец, В.А. Рясенцев, Г.М. Свердлов, М.К. Цатурова, Ш.Д. Чиквашвили и др.

Изучена опубликованная и неопубликованная судебная практика Западно-Сибирского округа, а также деятельность органов опеки и попечительства г. Томска и Томской области, детских домов г. Северска и г. Томска.

Научная новизна. Диссертационное исследование характеризуется новизной постановки цели и задач. Настоящая работа представляет собой попытку комплексного исследования института усыновления, а также теоретических и практических проблем, возникающих на практике его реализации.

На защиту выносятся следующие научные положения и выводы, предложения по совершенствованию закона.

Изучение научной литературы и анализ действующего законодательства позволяют сделать вывод о многозначности понятия усыновления, в частности усыновление можно рассматривать как: форму устройства детей, оставшихся без попечения родителей; правовой институт; юридический факт; правоотношение.

Усыновление рассматривается как сложное правоотношение, представляющее собой совокупность правоотношений различной отраслевой принадлежности.

Доктрина семейного права не давала понятия условий усыновления, не исследовала правовую природу каждого из них. В связи с этим предлагается понятие условия усыновления. Условия усыновления — это установленные в законе требования, предъявляемые к строго определенному кругу лиц по поводу усыновления.

Каждое условие является юридическим фактом, а все вместе они представляют собой сложный состав юридических фактов. Все условия взаимосвязаны между собой, но их единство обусловлено и поставлено в зависимость от одного условия, выступающего в качестве факта-условия -согласия усыновителя на усыновление. Именно с момента волеизъявления кандидата в усыновители начинается формирование этого состава.

3. Согласие родителей, как одно из условий усыновления представляет собой одностороннее правомочие. Предлагается дополнение ст.

9 129 СК РФ в части установления месячного срока, в течение которого родители могут отозвать свое согласие. Таким образом, их право не должно быть бессрочным.

Анализ условий усыновления позволяет их рассматривать как правомочие на одностороннее волеизъявление (сделки). Такой вывод может быть использован в качестве дополнительного аргумента в обоснование места семейного права в системе правовых отраслей как подотрасли гражданского права.

В литературе отсутствует комплексное исследование о порождаемых усыновлением правовых последствиях. По нашему мнению, правовые последствия усыновления представляют собой систему разных по отраслевой принадлежности правоотношений.

Статья 137 СК РФ нуждается в совершенствовании, конкретизации. Необходимо выделять общую и дополнительные части этой нормы.

Правоотношения, возникающие в результате усыновления, являются самостоятельными, но их содержание сходно с содержанием родительских правоотношений.

Предлагается новая редакция ст. 139 СК РФ, дается определение понятия тайны усыновления и общая формула круга лиц, обязанных ее сохранять.

Предлагается дополнить ст. 141 СК РФ новым основанием для отмены усыновления, совершением усыновителем умышленного преступления против усыновленного ребенка.

Предлагается дополнить ГК РФ ст. 1075-1 следующего содержания: «на бывшего усыновителя суд может возложить ответственность за вред, причиненный его усыновленным ребенком в течение трех лет после отмены усыновления, если поведение ребенка, повлекшее причинение вреда, явилось следствием ненадлежащего осуществления прав по воспитанию усыновителем». В этой связипредлагается включить в содержание статьи 143 СК РФ отсылку к главе 59 ГКРФ.

Практическая и теоретическая значимость диссертации заключается в возможности использования содержащихся в ней положений, выводов, рекомендаций для совершенствования семейного законодательства, в дальнейшей научной разработке проблем института усыновления, в учебном процессе, а также в правоприменительной практике.

Апробация результатов исследования. Диссертация подготовлена на кафедре гражданского права Юридического института Томского государственного университета, на которой проведены ее рецензирование и обсуждение. Основные положения диссертации были обсуждены и получили положительные отзывы кафедры правоведения ТГПУ и кафедры гражданского права Томского экономико-юридического института г. Томска.

Основные положения диссертационного исследования изложены в шести статьях, а также доложены на итоговых научных конференциях Юридического института Томского государственного университета в 1997— 2003 гг., на международной научной конференции «Актуальные проблемы теории и практики юридического образования на пороге XXI столетия», посвященной 100-летию юридического образования в Сибири (г. Томск, 1998 г.). Автор участвовал в качестве эксперта в телевизионной программе «Международное усыновление — за и против» (г. Северск, 2000 г.), в программе «Ваше мнение» по теме «Брачный договор» (ГТРК, г. Томск, 2000 г.), а также выступил на научно-практическом семинаре «Межведомственные проблемы защиты прав детей» с докладом на тему «Семейные формы воспитания — опыт России и зарубежных стран» (г. Томск, 2001 г.). Автор постоянно консультирует практиков по семейно-правовым проблемам, а также читает лекции по семейному праву работникам социальной сферы в рамках программы, подготовленной департаментом Структура работы обусловлена целью, задачами и логикой исследования. Диссертация состоит из введения, пяти глав и списка использованной литературы. В работе автором не рассматривались вопросы, касающиеся международного усыновления, поскольку круг проблем, сопровождающих процедуру усыновления иностранными гражданами, представляют собой предмет самостоятельного исследования.

История развития законодательства об усыновлении (краткий очерк)

О существовании института усыновления было известно с давних времен. История развития института усыновления начинается с римского периода. Изучение римского законодательства позволяет сделать вывод о том, что наряду с усыновлением предусматривались и иные формы устройства ребенка в семью.

Так, римскому праву, наряду с усыновлением, было известно и так называемое узаконение, которое относилось к одному из искусственных способов возникновения отцовской власти. Узаконение (legitimatio) допускалось лишь касательно liberi naturales, то есть детей, рожденных в конкубинате. Узаконять можно было только своих собственных детей1.

Особый вид узаконения упоминается еще у Гая (inst., I, 67) под именем error s probatio. Вот что говорил об этом Гай: «если римский гражданин (civis) по ошибке женится на латинке или перегринке, принимая ее за римскую гражданку и от этого брака родится сын, то сын не поступает под patria potestas, а становится латинцем или перегринцем, то есть следует состоянию матери». Объясняется это тем, что дети в Риме принимали состояние отца только тогда, когда оба родителя выступали в качестве полноправных граждан, connubium. Однако в данном случае сенатское постановление дозволяло отцу доказывать свою ошибку, и с этого момента (как только заблуждение будет доказано) его жена и сын получали римское гражданство, то есть сын поступал под patria patestas. Такой вид узаконения существовал до тех пор, пока Юстиниан не уничтожил окончательно различие между civis и latinus, сделав всех свободных подданных — cives romani

Римскому праву были известны три формы узаконения:

legitimatio per oblationem curiae, то есть путем представления внебрачного сына в ordo местных декурионов с наделением его известным имущественным цензом;

legitimatio per subseguens matrimonium, то есть путем последующего брака родителей;

путем издания специального императорского указа.

Кроме того, отцовская власть могла быть установлена не только над детьми, рожденными в браке, но и над чужими детьми путем усыновления. Существовало два вида усыновления, а сами его формы различались в зависимости от того, шла ли речь об усыновлении persona sui juris или persona alieni juris. Первый вид усыновления назывался в римском праве «arrogatio». Оно осуществлялось публично в народном собрании, с участием как усыновителя, так и усыновляемого. При этом усыновителем и усыновленным могли быть только лица, которые имели право участвовать в народном собрании. К числу таких лиц не принадлежали женщины и несовершеннолетние, следовательно, они не могли быть усыновителями и усыновленными. Кроме этого, поскольку правовая природа усыновления была определена и выражалась в том, что «adoptio naturum imitatur», то есть усыновление подражает природе, то предъявлялись определенные требования к кандидатам в усыновители3. Эти требования сводились к следующему: между усыновителем и усыновленным обязательно должна быть разница в возрасте в 18 лет, усыновителем мог быть лишь тот, кто сам является persona sui juris (лицо своего права), так как из лиц чужого права самостоятельным был лишь глава семьи (pater familias), ибо отцовская власть принадлежала только ему.

После того как все обстоятельства были исследованы и было установлено, что кандидаты отвечают всем требованиям, народному собранию, как единственному законодательному органу в Риме, предлагалось рассмотреть и решить вопрос об усыновлении. Если вопрос решался положительно, то это означало, что процедура усыновления считалась «iussus populi», то есть законом.

В последующем необходимость в санкционировании усыновления народным собранием отменена. В дальнейшем усыновление производилось частным образом с публичным объявлением о нем.

Процедура усыновления состояла в публичном оформлении соглашения усыновителя с усыновленным. С момента прекращения созыва народных собраний «arrogatio» производится путем per rescriptum prinsipis, то есть оформлением рескриптом императора.

Второй вид усыновления в Риме, усыновление persona aleni juris, называлось «adoptio» и означало, по сути дела, смену главы семьи, которому подчинялся подвластный. Такое усыновление влекло разрыв кровных связей с прежней семьей и создавало кровные узы с семьей усыновителя.

Понятие и значение усыновления

Общеизвестно, что при отсутствии родителей заменяющие их лица осуществляют попечение над ребенком, а при их отсутствии независимо от причины, ребенок попадает в категорию лиц, утративших родительское попечение . Утрата родительского попечения относится к понятиям широкого диапазона. К категории детей, утративших попечение родителей, относятся дети, у которых родителей нет (умерли, погибли), а также дети, лишившиеся родительского попечения в силу признания родителей безвестно отсутствующими либо недееспособными. В данном случае отсутствие родительской заботы является следствием обстоятельств объективного характера, поэтому вопрос о семейно-правовой ответственности не возникает, поскольку отсутствует состав семейного правонарушения. Кроме причин объективного характера утраты родительского попечения, существуют и субъективные (в частности нежелание родителей осуществлять свои родительские права в отношении ребенка, злоупотребление спиртными напитками и наркотическими веществами и другие), но независимо от причины утраты родительского попечения ребенок все равно нуждается в правовой защите . Все эти причины обусловили появление в научном обиходе нового понятия «социальное сиротство». Суть явления, обозначаемого этим понятием, заключается в отсутствии у детей, имеющих живых родителей, надлежащего попечения со стороны последних.

В последние годы социальное сиротство приобрело новые особенности: дети по вине родителей лишаются жилья и становятся бомжами; финансовые проблемы сказываются негативно на деятельности детских учреждений и условиях пребывания детей в них. По этой причине растет число уходов детей не только из семьи, но и из детских учреждений.

В сложившихся условиях не только государство, но и общество должны выступить гарантом социальной защищенности таких детей, взять на себя обязанность обеспечения им условий для нормальной жизни, учебы, профессиональной подготовки и адаптации к социальной среде. Основой решения данной проблемы является юридическое закрепление системы мер, правовых гарантий, направленных на оказание помощи детям, оставшимся без попечения родителей, и обеспечение их прав. Для этого и необходимы новые механизмы, например создание в России института Уполномоченного по правам ребенка. В основе идеи создания в РФ такого института лежит катастрофическое положение детей в обществе как одной из самой незащищенной группы населения.

Так, в частности, Уполномоченный по правам человека разделяет идею создания в России системы ювенальных судов, которые позволили бы более эффективно защищать права детей, а также бороться с правонарушениями среди несовершеннолетних.

В семейном праве Российской Федерации существует ряд институтов, имеющих своей целью обеспечение охраны интересов несовершеннолетних детей. Особое место занимают институты, призванные обеспечить защиту прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, предусматривающие передачу таких детей на усыновление (удочерение) , под опеку (попечительство) или в приемную семью.

Каждая из этих форм, наряду с единой целью обеспечения заботы о ребенке, преследует свои самостоятельные цели (например, удовлетворение чувства материнства, отцовства, определенную оплату труда в приемных семьях). Поэтому при выборе формы для защиты интересов конкретного ребенка необходимо учитывать ряд обстоятельств: Во-первых, причину утраты родительского попечения; во-вторых, состояние физического и духовного развития, здоровья ребенка; в-третьих, наличие лица желающего стать обладателем прав и обязанностей по защите прав и интересов ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Вместе с тем предпочтительность какой-либо формы устройства определяется с учетом современных достижений в области детской психологии, физиологии, особенностей развития детей, специфики и возможностей охраны детства в детском учреждении или семье2.

Общеизвестно, что общение родителей и детей остается одной из самых глубоких и насущных потребностей человека — это эмоциональная первооснова семейного воспитания.

Понятие условий усыновления

Для того чтобы состоялось усыновление, требуется соблюдение нескольких одинаково важных условий. Большинство ученых, специалистов в области семейного права, рассматривали условия усыновления как определенные юридические факты . Вместе с тем определение понятия условия в литературе не раскрывалось; авторы ограничивались лишь перечислением условий, необходимых для усыновления, не разделяя при этом собственно понятие условия усыновления и его содержание. Не исследовалась и природа каждого из условий. Необходимость точного определения этих понятий обусловлена острой потребностью практики, что позволит решить многие сложные вопросы. В четком понятийном аппарате нуждается и доктрина на новом этапе развития семейного законодательства.

Как известно, всякое понятие формируется из ряда признаков, атрибутов. Понятие «условие усыновления» — не исключение. К числу таких признаков относятся:

1) Условия усыновления — это определенные требования, установленные в законе.

2) Эти требования закреплены в императивных нормах, устанавливающих строгие правила поведения, не допускающие отклонения в регулируемом поведении . Императивный характер обусловлен публичным интересом к усыновлению детей.

3) Эти требования направлены строго определенному кругу лиц (к ним относятся не только усыновители, но и органы опеки и попечительства, детские учреждения), то есть строго персонифицированы.

Исходя из этих признаков, можно дать следующее определение понятия «условия усыновления».

Условия усыновления — это установленные в законе требования, предъявляемые к строго определенному кругу лиц по поводу усыновления.

Каждое условие является юридическим фактом, а все вместе они представляют собой сложный состав юридических фактов. Все условия взаимосвязаны между собой, но их единство обусловлено и поставлено в зависимость от одного условия, выступающего в качестве факта-условия — согласия усыновителя на усыновление. Представляется, что именно с момента волеизъявления кандидата в усыновители начинается формирование этого состава и развитие сложного правоотношения по усыновлению. Данное положение отчасти совпадает с традиционным мнением, высказанным в доктрине семейного права. Так, многие авторы1 под условиями усыновления понимали определенные юридические факты, одни из которых являются действиями лица, другие относятся к категории событий. Вместе с тем очевидно, что каждый факт необходимо анализировать как самостоятельное правовое явление, как элемент сложного состава юридических фактов и не только с точки зрения выполняемых ими функций. Например, Е.М. Ворожейкин считал, что условия усыновления, с точки зрения выполняемых функций, относятся как к категории правоподготавливающих (например, заявление усыновителя), так и к категории правопрекращающих (согласие родителей на усыновление их ребенка) фактов .

Оценка условий усыновления с точки зрения выполняемых функций является хотя и необходимой, однако, по моему мнению, односторонней и потому недостаточной. Юридические факты (условия усыновления) необходимо анализировать, во-первых, с учетом субъектного состава, который не является неизменным на разных стадиях сложного правоотношения усыновления, во-вторых, вида правовых последствий, так как с каждым из условий усыновления связываются определенные правовые последствия, в-третьих, с учетом природы и особенностей возникающих правоотношений. Только учет в совокупности этих обстоятельств позволит всесторонне, детально и наиболее полно исследовать природу усыновления.

Известно, что возникновение семейных правоотношений в значительной мере обусловлено совокупностью юридических фактов, роль которых до принятия Семейного кодекса в юридической литературе оценивалась неоднозначно. Традиционно за ними признавались правообразующие, правоизменяющие, правопрекращающие функции. Так, по мнению Д.М. Чечота, юридические факты в семейном праве непосредственно влекут возникновение, изменение или прекращение «субъективных семейных прав и обязанностей».

Усыновление — приоритетная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей

Рубрика: 13. Семейное право

Дата публикации: 20.03.2017

Статья просмотрена: 832 раза

Библиографическое описание:

Митякина Е. В. Усыновление — приоритетная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей [Текст] // Актуальные вопросы юридических наук: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 97-100. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/226/12089/ (дата обращения: 16.10.2018).

В последнее время всё чаще в средствах массовой информации и со стороны государства поднимаются вопросы о детях, оставшихся без попечения, об их воспитании, о защите прав детей, о проблемах устройства детей сирот.

За приоритет семейного воспитания ребенка в наше время выступает не только государство, но и психология с педагогикой. Право ребенка жить и воспитываться в семье закреплено, прежде всего, в Конвенции ООН «О правах ребенка» «Ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания» [1]

Семейный кодекс РФ придерживается аналогичного правила п. 2 ст. 54 гласит «Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье» [2]

Семейным законодательством Российской Федерации предусмотрены различные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей — это усыновление, опека и попечительство, приемная семья.

В данной работе будет рассмотрена основная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей — усыновление.

На конец 2015 года по данным федерального статистического наблюдения численность детей, оставшихся без опеки составила 481 921 человек. Если сравнивать с 2014 годом, то численность уменьшилась на 2,3 % (в 2014 году — 493071 человек). Из них 83 % детей находится на воспитании в семье.

Актуальность темы усыновление (удочерение) бесспорна так как, несмотря на снижение общего числа детей — сирот в России ещё остаётся очень много детей, оставшихся без опеки. В силу различных обстоятельств бывают разные причины оставления детей, будь то смерть родителей, лишение их родительских прав, осуждение родителей к лишению свободы, тяжелая болезнь или длительное отсутствие родителей, уклонение родителей от своих родительских обязанностей, отказ родителей взять своих детей из родильных или иных учреждений. [3]

Гарантии государства в отношении семьи закреплены Конституцией РФ. В части 1 статьи 38 говорится: «Материнство и детство, семья находится под защитой государства», поэтому государство берет ответственность на себя за таких детей, определяя их в воспитательные учреждения, на полное государственное обеспечение.

Государственная политика в отношении детей была заложена еще в 1990-х гг., когда 24 июля 1998 г. президент РФ Борис Ельцин подписал федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Утверждались такие программы по улучшению детей в РФ до 2000г. Национальный план действий в интересах детей, указом президента РФ 14 сентября 1995г. План действий по улучшению положения детей в РФ на 2001–2002 гг. (распоряжение правительства РФ от 21 августа 2001г.) По настоящее время разрабатываются стратегии направленные на сокращение числа детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет их устройства в семьи. 1 июня 2012г. указом Президента РФ утверждена Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 гг. Документом поставлена цель увеличить к концу 2017г. долю детей — сирот, воспитывающихся в семьях до 90 %. Зачастую государство совместно с фондами реализует комплекс мер для снижения социальной пропасти между детьми в семьях и сиротами.

Основным законом при усыновлении (удочерении) детей, оставшихся без попечения родителей является Семейный кодекс, но часть норм установлена ещё и дополнительными гарантиями в федеральном законодательстве:

− Широкомасштабные меры психолого — педагогической поддержки, включаю образовательную, медицинскую и социальную сферу.

− Допустимость участия некоммерческих организаций, таких как банк данных сирот «Дети ждут»; проект поддержки приемных семей «Ванечка», к пользованию данными федеральных систем.

− Существование различных порядков устройства сирот в семьи, включая усыновление, опеку и приёмные семьи.

− Большое количество государственных институтов поддержки, помощи и содержания детей.

В процессе исследования данной темы проанализирована динамика количества детей, оставшихся без попечения родителей, а также анализ усыновления (удочерения) детей гражданами Российской Федерации и иностранными гражданами, а так же рассмотрено семейное устройство детей, оставшихся без попечения родителей за 2015год.

Усыновление следует понимать как способ защиты, применяемый судом в целях реализации прав ребенка; меру, заключающую в передаче ребенка на воспитание и содержание в семью, в результате которого усыновленный ребенок становиться дочерью/сыном со всеми вытекающими от сюда правами и обязанностями. [4]

Семейным кодексом РФ установлена судебная процедура усыновления. Дела об усыновлении (удочерении) рассматриваются в порядке особого производства. Процедура усыновления регулируется главой 19 Семейного кодекса РФ, главой 29 Гражданского процессуального кодекса РФ и других нормативных актов.

Согласно семейному законодательству РФ усыновителями могут быть как граждане России, так и иностранные граждане или лица без гражданства. Последним право на усыновление предоставляется только в случае, если нет возможности передать этих детей на воспитании в семьи российских граждан, постоянно проживающих на территории России, либо родственникам независимо от гражданства и места их жительства. С 2013 года в нашей стране действует запрет на усыновление детей гражданами Соединенных штат Америки. [5]

  1. Граждане, которые имеют намерение взять ребенка на воспитание в семью обязаны в соответствии со ст. 271 Гражданского процессуального кодекса РФ предоставить ряд документов, а именно: [6]

1) копия свидетельства о рождении усыновителя — при усыновлении ребенка лицом, не состоящим в браке;

2) копия свидетельства о браке усыновителей (усыновителя) — при усыновлении ребенка лицами (лицом), состоящими в браке;

3) при усыновлении ребенка одним из супругов — согласие другого супруга или документ, подтверждающий, что супруги прекратили семейные отношения и не проживают совместно более года. При невозможности приобщить к заявлению соответствующий документ в заявлении должны быть указаны доказательства, подтверждающие эти факты;

4) медицинское заключение о состоянии здоровья усыновителей (усыновителя);

5) справка с места работы о занимаемой должности и заработной плате либо копия декларации о доходах или иной документ о доходах;

6) документ, подтверждающий право пользования жилым помещением или право собственности на жилое помещение;

7) документ о постановке на учет гражданина в качестве кандидата в усыновители;

8) документ о прохождении в установленном порядке подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, за исключением случаев подачи заявления об усыновлении ребенка отчимом или мачехой, близкими родственниками ребенка, лицами, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лицами, которые являются или являлись опекунами, попечителями детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей.

Что касается граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, а также иностранных граждан или лиц без гражданства об усыновлении ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, к выше указанным документам данной категории граждан необходимо приложить заключение компетентного органа государства, гражданами которого являются усыновители (при усыновлении ребенка лицами без гражданства — государства, в котором эти лица имеют постоянное место жительства), об условиях их жизни и о возможности быть усыновителями, разрешение компетентного органа соответствующего государства на въезд усыновляемого ребенка в это государство и его постоянное жительство на территории этого государства.

На основании данных, предоставленных Департаментом государственной политики в сфере защиты прав детей за период с 2006 года по 2015год наблюдается, тенденция спада численности детей, оставшихся без попечения родителей. За 2015 год количество детей сократилось на 5,6 % по сравнению с 2014 годом. [7]

На конец 2015 года 409 897 детей воспитываются в семьях, 60162 ребенка находится под надзором в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 15439 детей учатся на полном государственном обеспечении.

По данным опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) проведенного в январе 2015 года только 14 % опрошенных россиян рассматриваю возможность усыновить или удочерить ребенка. Основным фактором, влияющим на решение об усыновлении, является материальное положение, связанное с низким уровнем дохода граждан, отсутствием нормальной жилплощади, а также проблемы связанные с оформлением бумаг на усыновление в государственных и муниципальных органах [8].

Анализируя 2015 год можно сделать вывод, что приоритетная форма устройства детей — усыновление не стоит на первом месте. В процентном соотношении на усыновление за 2015 год было передано 11,2 % детей, из них 1,3 % усыновлены иностранными гражданами, остальные 9,9 % — это усыновление российскими гражданами. 50,7 % детей было передано на безвозмездную форму опеки (попечительства). Однако усыновление по-прежнему законодательно признается приоритетной формой устройства детей оставшихся без попечения родителей.

  1. Конвенция о правах ребенка (Одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.89 года, вступил в силу для СССР 15.09.90 года) // Сборник международных договоров СССР, выпуск XLVI, 1993.
  2. Семейный кодекс РФ от 28.12.1995 года № 223-ФЗ // Собрание законодательства РФ 01.01.1996 № 1. Ст. 16.
  3. Алексия Л. В., Петрова И. В., Кузбагарова А. Н. Семейное право. — 4-е изд. — М.: ЮНИТИ ДАНА, 2015. — 335 с.
  4. Беспалова Ю. Ф., Егорова Ю. А., Ильино О. Ю. Семейное право. — 2-е изд. — М.: ЮНИТИ ДАНА, 2015. — 415 с.
  5. Федеральный закон «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» от 28 декабря 2012г. № 272-ФЗ // Российская газета. — 2012. – 29 дек. (№ 302).
  6. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ // «Российская газета» от 20 ноября 2002 г. № 220.
  7. Интернет-проект Министерства образования и науки РФ Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей. URL: http://www.usynovite.ru/structure/ (дата обращения: 16.03.2017).
  8. Усыновление в России: мониторинг // ДЕМОСКОП Weekly. URL: http://demoscope.ru/weekly/2015/0649/opros02.php (дата обращения: 16.03.2017).

Похожие статьи

Усыновление (удочерение) как приоритетная форма устройства.

В России довольно давно уделяется внимание институту усыновления. На наш взгляд, это обусловлено тем, что общественность интересуется проблемами детей, оставшихся без попечения родителей.

Сравнительный анализ усыновления (удочерения) детей.

попечение родителей, ребенок, семья, усыновление, усыновление ребенка, РФ, Российская Федерация, Семейный кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс, государственная политика.

И снова к вопросу о тайне усыновления | Статья в журнале.

попечение родителей, ребенок, семья, усыновление, усыновление ребенка, РФ, Российская Федерация, Семейный кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс, государственная политика.

Жизнеустройство детей-сирот и детей, оставшихся без.

попечение родителей, ребенок, семья, усыновление, усыновление ребенка, РФ, Российская Федерация, Семейный кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс, государственная политика.

К вопросу о защите прав и интересов российских детей при.

Российская Федерация, усыновитель, попечение родителей, семья, ребенок, гражданин, орган опеки, международное усыновление, РФ, жестокое обращение.

Выявление и мониторинг количества детей-сирот и детей.

попечение родителей, ребенок, семья, усыновление, усыновление ребенка, РФ, Российская Федерация, Семейный кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс, государственная политика.

Права детей-сирот на жилье: пути и способы защиты

попечение родителей, ребенок, семья, усыновление, усыновление ребенка, РФ, Российская Федерация, Семейный кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс, государственная политика.

Особенности рассмотрения дел о международном усыновлении.

судебное разбирательство, РФ, усыновляемый ребенок, Усыновление детей, Россия, ребенок, гражданин РФ, Российская Федерация, международное усыновление, иностранное государство.

Актуальные проблемы правового положения несовершеннолетних.

попечение родителей, ребенок, семья, усыновление, усыновление ребенка, РФ, Российская Федерация, Семейный кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс, государственная политика.

Смотрите еще:

  • Алтайский край усыновление УСЫНОВЛЕНИЕ В РОССИИ Интернет-проект Министерства образования и науки РФ Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей Алтайский край 1. Краевой Центр психолого-медико-социального сопровождения «Семья […]
  • Юрист екатеринбург резюме Резюме: Юрист Екатеринбург: 195 резюме не женат (не замужем) Ведущий юрисконсульт Елена Ивановна Явкина не женат (не замужем) Наталья Александровна Старченко 2001 - 2005: Чеборксарский кооперативный […]
  • Куплю нежилое помещение в ижевске Купить коммерческую недвижимость в Ижевске Сегодня 11:48 | Продам коммерческую недвижимость в Ижевске улица Карла Маркса, дом 1 Здание, 148 кв.м.Общая стоимость: Предлагаю отдельно стоящее кирпичное здание на К. […]
  • Бывшие супруги ивановы вынуждены проживать после развода Должна ли супруга возместить убытки родственникам мужа? Дополнительные материалы: Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Около 8-ми часов потратил на разрешение проблемы: собрал 8, 15, 150, 151, 152, 1064, 1099, […]
  • Совкомбанк вклады 2018 и проценты для пенсионеров Совкомбанк: предложения по вкладам для физических лиц на 2018 год На официальном сайте Совкомбанка каждый потенциальный клиент может выбрать депозитную программу, которая будет наиболее выгодной в его обстоятельствах. […]
  • Купить дом в нижегородской области на материнский капитал Купить дом в Нижегородской области до 450 тыс. руб. Дом: 64 м², участок 13 сот. Лукояновский р-н., д. Владимировка, Молодежная ул., 40 Водопровод: есть Газ: есть Канализация: есть Прямая […]
admin

Обсуждение закрыто.