Во сколько месяцев дети начинают говорить

Во сколько месяцев дети начинают говорить

Во сколько месяцев дети начинают говорить

Первое слово ребенка – когда начинают говорить дети?

Врачи и психологи в один голос утверждают: воспитанием ребенка нужно начинать заниматься как можно раньше, с самого его рождения. Некоторые заходят еще дальше, предлагая начать обучение во время беременности: считается, что уже в утробе матери ребенок отлично слышит все происходящее вокруг, поэтому ему нужно читать книги и включать музыку. Все это способствует более раннему развитию речи у ребенка, так как умение говорить– это приобретенный навык.

Первые осознанные, «человеческие», звуки ребенок начинает произносить примерно в полгода, однако развивать эти навыки нужно сразу после его рождения. Для полноценного развития, в том числе развития речи, маленький человек должен чувствовать заботу и внимание со стороны родителей. Рекомендуется чаще брать его на руки и разговаривать с ребенком. Таким образом, вы дадите ему и физический, и речевой контакт, что заставит его почувствовать себя в безопасности.

Одновременно это будет способствовать и развитию других чувств и навыков новорожденного. Когда заговорит ребенок , зависит не только от строения его речевого органа, но и от правильного воспитания и обучения с первых дней жизни.
Если в первые недели после рождения звуки ребенка ограничиваются криком, уже на второй месяц его речь изменится. В это время у него появляются отдельные звуки: в такие моменты ребенку очень важно получить одобрение матери, чтобы он был уверен, что все делает правильно.

Рекомендуется повторять за ним те же звуки и сопровождать это улыбкой. Затем можно добавлять собственные звуки, так как дети обучаются, подражая взрослым. Еще один отличный способ развить речевые способности ребенка – это музыка. Чтобы речь развивалась правильным образом, желательно ставить ему негромкие, но ритмичные мелодии. Хорошо подойдут для этого детские песенки, в которых четко выражен ритм и отдельные звуки и слоги.

Подходящий возраст для развития речи

Нельзя сказать с точностью до одного дня, в каком возрасте ребенок точно должен начать разговаривать. Однако есть общие критерии, по которым можно оценить уровень развития речевых навыков ребенка. Например, первые раздельные слоги дети должны произносить с 7-8 месяцев. Это будут наборы простейших звуков: ма-, ба-, па-, та-, да- и т.д.

Не надо думать, что в этом возрасте ребенок ничего не понимает. Наоборот, он как никогда нуждается в общении, поэтому с ним нужно постоянно разговаривать. Рассказывайте ему о том, что происходит в доме, за окном, а также о нем самом. Объясняйте, как устроено тело ребенка, что он только что сделал, и что еще будет делать вечером. Повторяйте фразы по несколько раз, чтобы ребенок не только учился, но и тренировал собственную речь.
Для общения с малышом выбирайте простые, четкие и короткие слова. Учиться нужно от простого к сложному, поэтому дайте ему возможность повторять за собой базовые слоги.

Избегайте слов-паразитов и других слов, засоряющих речь, так как впоследствии он будет употреблять их непроизвольно. Вообще, помните, что дети подражают родителям во всем, а не только в речи – проще говоря, вы воспитываете свою маленькую копию. Не бойтесь поправлять ребенка, если какие-то слова он что-то произносит неправильно или нечетко. Важно выработать правильное произношение с самого начала, так как исправлять ошибки в более старшем возрасте намного сложнее.

Как и когда происходит формирование речи

При нормальном развитии ребенка после года он вполне сносно говорит отдельные слова или даже простые фразы из 2-3 слов. Иногда бывает и так, что в один год ребенок продолжает молчать. Сразу же бить тревогу не нужно, так как у некоторых малышей наблюдается естественная задержка речевого развития, когда он способен нормально осмысливать происходящее (то есть понимает указания родителей), но говорить пока не может. Самое главное на этом этапе – продолжать пополнять словарный запас ребенка, постоянно с ним разговаривая. Нужно добавлять в речь новые слова, а также не оставлять его без внимания.

В полтора года словарный запас ребенка насчитывает уже несколько десятков слов. Большинство из них состоит из 1-2 слогов и произносятся с речевыми ошибками. Однако намного важнее то, что ребенок говорит их к месту, то есть осознает, что он хочет сказать родителям. К двум годам словарный запас насчитывает уже 250-300 слов, что вполне достаточно, чтобы ребенок мог нормально разговаривать с родителями. В этом возрасте, как и раньше, очень важно продолжать разговаривать с ребенком, рассказывая ему обо всем, что вас окружает. Только сейчас разговор нужно вести в формате диалога, чтобы развивать у ребенка коммуникативные навыки.

Если же в речевом развитии ребенка отмечаются задержки, не расстраивайтесь, так как в каком возрасте ребенок начинает разговаривать, зависит от особенностей его организма. Врачи рекомендуют развивать мелкую моторику, поэтому делайте ребенку массаж пальцев рук, которую начинают с полугода. Если же эти и другие упражнения не помогают, тогда обратитесь к специалисту – логопеду.

Чтобы ребенок заговорил раньше, можно использовать различные методы развития речи, например логопедический массаж. Развитие мелкой моторики пальцев способствует ускорению развития речи. Рекомендуется с 6 месяцев делать массаж пальчиков ребенку, использовать развивающие игрушки можно только под присмотром родителей.

Не стоит высматривать и намеренно искать отклонения в развитии ребенка. Все дети разные и особенности развития каждого малыша зависят от его психотипа, генетических особенностей и характера. У всех людей, даже самых маленьких существуют свои методы познания мира, поэтому будьте бдительны, но старайтесь разглядеть в своей крохе, что именно ей свойственно и что будет максимально способствовать развитию малыша.

Речь ребенка развивается постепенно, поэтому не нужно ждать от него сложных предложений уже ко второму году жизни. Наоборот, первое слово ребенка вы, скорее всего, не поймете. Но это совершенно нормально: логопеды говорят, что на этом этапе достаточно отдельных слогов или звуков, в которых будет угадываться предмет, другой человек или описание явления. В возрасте одного года дети должны знать полтора-два десятка слов. Имеется ввиду, что это не полноценные «слова», а отдельные звукоподражания или слоги.

Во сколько дети начинают говорить, зависит как от природы, так и от воспитания, данного родителями. Первое слово ребенок произносит примерно в 7-8 месяцев или чуть позже. Естественно, это будет не самостоятельное слово, а только слог или пара повторяющихся слогов. Неслучайно ребенок, как правило, первым всегда произносит слово «мама». Во-первых, мама – это самый близкий ему человек, с которым он проводит большую часть времени. Во-вторых, слово «мама» содержит два простых и одинаковых слога, и произносится легче всего.

Когда ребенку исполнится один год, он должен знать около 8 слов, после чего его словарный запас будет увеличиваться. Важно понимать, что ребенок должен не просто произносить слова, а делать это осознанно. Именно «привязка» слов к конкретному объекту или ситуации и отличает разумного человека от животных. Распознать это довольно просто: если ребенок произносит одни и те же слоги (пусть и не очень внятные) только при определенных обстоятельствах – значит, развитие идет правильно.

Родители должны развивать в ребенке умение говорить. К сожалению, многие из них делают все наоборот, когда пытаются подстроиться под ребенка и тоже начинают коверкать слова – проще говоря, сюсюкаются с ним. Делать этого ни в коем случае нельзя, так как с самого начала следует обучать ребенка правильному произношению. С другой стороны, добиваться красивой речи в таком возрасте еще рано, поэтому наилучший вариант для родителей – произносить слова самостоятельно, но так, чтобы ребенок связывал слово с объектом. Например, спросите его «где кошка?», чтобы он показал пальцем на домашнее животное.

К двум годам у ребенка появляется фразовая речь: это значит, что он должен уметь связывать два-три слова друг с другом, даже если они будут лепетными. Когда ребенок начинает строить более сложные предложения, его словарный запас достигает трехсот слов. Если ребенок не говорит в 2 года, это становится серьезным поводом для обращения к врачу.

После трех лет дети активно используют в речи прилагательные и предлоги, а к пяти годам их речь становится совсем понятной для всех взрослых, а не только для родителей. В этом возрасте ребенок начинает задавать много вопросов, интересуясь окружающим миром, а взрослые должны отвечать на них, а не отмахиваться от своих детей.

Более того, родителям следует стимулировать в детях тягу к знаниям и всячески развивать их речь. Нужно не только отвечать на вопросы детей, но и задавать им свои вопросы – например, просить поделиться впечатлениями от прогулки. Нельзя запрещать детям играть или общаться с другими детьми. Также рекомендуется ежедневно читать ребенку книги в соответствии с его возрастом, а также слушать с ним музыку, петь и танцевать. Все это способствует гармоничному развитию ребенка, а не только развитию речевых центров.

Когда ребенок не говорит в 2 года простейшие фразы из 2-3 слов, нужно обратиться к логопеду и неврологу. На задержки речевого развития влияют не только патологии органов речевого аппарата, но и неврологические нарушения. Логопед проведет тесты для выявления проблем с речью и назначит специальные упражнения. Родители под руководством логопеда вполне могут обучиться им, чтобы заниматься с детьми дома самостоятельно. Самое главное в этой ситуации – не затягивать с приемом у специалиста и ежедневно выполнять корректирующие упражнения.

Когда ребенок начинает говорить?

Содержание:

Все родители с нетерпением ждут, когда малыш научится сидеть и ползать, когда сделает первый шажок, когда у него прорежется первый зубик. Но, наверное, самое ожидаемое событие — первые слова ребенка. Во сколько лет дети начинают говорить? Что необходимо делать, чтобы малыш быстрее пополнял словарный запас и точнее выражал свои мысли? Мы ответим на эти и другие актуальные вопросы о развитии речи в раннем возрасте.

Все родители с нетерпением ждут, когда малыш научится сидеть и ползать, когда сделает первый шажок, когда у него прорежется первый зубик. Но, наверное, самое ожидаемое событие — первые слова ребенка. Во сколько лет дети начинают говорить? Что необходимо делать, чтобы малыш быстрее пополнял словарный запас и точнее выражал свои мысли? Мы ответим на эти и другие актуальные вопросы о развитии речи в раннем возрасте.

Когда ребенок должен начать говорить?

В первую очередь родителям важно понять, что ребенок никому ничего не должен. Он развивается в соответствии со своим внутренним ритмом, который может сильно отличаться от среднестатистических норм. Случается, что у малыша, который произнес свои первые слова очень рано, расширение словарного запаса впоследствии сильно замедляется. И наоборот, молчун, смотревшийся белой вороной на фоне своих сверстников, вдруг может неожиданно обогнать их всех.

Оценивая прогресс ребенка, мы рекомендуем вам не принимать близко к сердцу рассказы знакомых: многие мамы и папы очень сильно преувеличивают успехи своего чада. Лучше ориентируйтесь по следующим ключевым точкам речевого развития (не забывая, что график каждого малыша индивидуален).

В это время грудничок начинает «гулить», «агукать» 1 . Он еще не пытается говорить, просто осознает факт, что определенные движения речевого аппарата способны превращаться в звуки. Именно поэтому «агу» совершенно интернационально — это «слово» естественно получается при открытии и закрытии рта.

В это время грудничок начинает «гулить», «агукать» 1 . Он еще не пытается говорить, просто осознает факт, что определенные движения речевого аппарата способны превращаться в звуки. Именно поэтому «агу» совершенно интернационально — это «слово» естественно получается при открытии и закрытии рта.

К первому дню рождения малыш выучивает свои первые настоящие слова. Да, это довольно примитивные «мама», «папа», «баба», но они уже — не просто набор звуков. Ребенок понимает смысл, адресует их конкретным взрослым 1 .

Вскоре речь карапуза пополняется другими простыми словами. Например, он более-менее отчетливо вскрикивает «ой», когда уронил игрушку, или «дай», когда хочет что-то получить. Первичный словарный запас малыша обычно состоит из 5–10 слов.

Каждую неделю ребенок радует родителей новыми словами, но мама и папа не всегда могут понять детский «диалект». Дело в том, что малыш уже различает немало слов в речи взрослых, но у него не получается их повторить. Так «каша» превращается в «ка», «упало» в «апа», «птичка» в «тика». Нередко малыш придумывает концептуальные слова, объединяющие сразу несколько предметов, например, обозначает одним слогом все мягкое и теплое — от пледа до собаки. Набор первых слов крохи ограничен существительными, глаголами, междометиями.

При оценке развития ребенка родителям важно в первую очередь оценивать не количество слов, которые он произносит, а пассивный запас слов, которые он явно понимает в речи взрослых.

Это период, когда дети начинают говорить все активнее. Малыш выучивает два очень важных для коммуникации слова — «да» и «нет». Он повторяет услышанное, может даже запомнить целые фразы. Словарный запас существенно расширяется и достигает 250 и более слов 1 . В нем продолжают преобладать названия окружающих предметов и основных действий, но появляются первые абстрактные выражения, например, «привет» и «пока».

Малыш понимает, что вместе слова работают лучше, и учится составлять первые предложения. Они довольно короткие — всего 2–4 слова, но позволяют внятно выражать желания.

Речь малыша становится почти взрослой, потому что вслед за существительными и глаголами в ней появляются первые слова, относящиеся к другим частям речи. Малыш начинает употреблять местоимения, а заодно понимает, что у предметов есть род и число. Он открывает для себя прилагательные и теперь не просто называет предметы, а дает им характеристики. Он осваивает вопросительные слова, начинает постоянно спрашивать вас то об одном, то о другом. Он даже способен уложить в голове времена, склонения и спряжения, пусть пока и не знает, как они называются.

К возрасту трех лет с ребенком можно полноценно общаться, и сфера разговоров не ограничивается темами «кушать, играть, спать». Малыш знает 800–1000 слов 1 , может рассказать вам, что делал в гостях у бабушки, ответить на ваши вопросы и задать вам в сто раз больше.

По большому счету, навыки речи у ребенка сформировались. Осталось только отполировать их, продолжая наращивать словарный запас и практикуясь в произношении.

Как помочь ребенку быстрее сказать свои первые слова?

Речь тесно связана с интеллектом, поэтому многие родители стремятся побыстрее разговорить малыша и очень беспокоятся, если он не хочет этого делать. Сегодня существует немало методик раннего развития речи. Вы можете выбрать и попробовать какую-то из них, но только не переусердствуйте. Иногда слишком интенсивные упражнения дают побочные эффекты — малыш может замкнуться в себе от перегрузки информацией или перестать интересоваться окружающим миром, желая узнавать новые слова только из любимых обучающих мультиков. Чтобы понять, не приносит ли программа развития вреда, внимательно следите за поведением и эмоциональным состоянием ребенка, а также регулярно консультируйтесь со специалистом.

Кроме авторских методик, есть и универсальные советы, помогающие родителям быстрее услышать первые слова крохи:

Не думайте, что малыш заговорит быстрее, если вы искусственно сократите общение с ним до самых примитивных слов. Наоборот, с рождения старайтесь разговаривать с ребенком на самые разные темы, даже абстрактные.

Если малыш не спит, постоянно говорите с ним. Комментируйте свои действия во время игр, кормления или переодевания. На прогулке рассказывайте обо всем, что видите — о деревьях и цветах, о дорогах и машинах, о дожде и солнце, о бабочках и птицах. Описывайте каждый предмет — что он делает, какой у него цвет, размер, количество, из чего он состоит и т.д. Если он связан с чем-то уже знакомым крохе, укажите на эту связь.

Не закрепляйте в сознании малыша упрощенные формы слов. Если ребенок называет кошку «ко», подтвердите, что поняли его, и произнесите правильно: «да, это кошка». И, конечно, не выдумывайте таких слов сами 1 .

Когда дети начинают говорить, важно дать им возможность для получения свежих знаний. Не ограничивайтесь замкнутым кругом «дом, парк, детская площадка». Водите малыша на детские мероприятия, в зоопарк, музеи и в другие места, где он сможет получить новые впечатления.

Читайте малышу книжки, показывайте картинки и объясняйте, что изображено на них, пойте детские песенки, ищите видео для детей в интернете. Все это стимулирует интерес малыша к освоению речи, расширяет словарный запас и выстраивает логические связи между различными предметами, действиями, явлениями, свойствами.

Хвалите малыша за достигнутые успехи. Даже если они совсем крошечные.

В каком возрасте стоит беспокоиться, если ребенок не начинает говорить?

Еще раз напомним: каждый ребенок — личность со своими индивидуальными особенностями. Возраст выхода на каждый из этапов речевого развития сильно варьируется для разных детей. Если малыш сказал свои первые слова на месяц-два позже нормы — ничего страшного. Говорить о возможной проблеме можно только в том случае, если малыш отстает на этап и больше:

Почему ребенок никак не произносит первые слова?

Если ребенок демонстрирует признаки задержки речевого развития, сначала необходимо провести поиск медицинских проблем. Помимо состояний, связанных с аномалиями развития головного мозга (ДЦП, аутизм и другие), это могут быть нарушения слуха и физические дефекты аппарата речи — гортани, голосовых складок, глотки, челюстных мышц 1 .

Если они исключены, скорее всего, это временная психологическая проблема. Малыш перерастет ее с помощью специалиста по развитию речи. И дальше родители будут мечтать о другом — как заставить его замолчать :)

Когда ребенок начинает говорить, если в семье разговаривают на двух языках?

Если с рождения ребенок находится в двуязычной среде, он начнет разговаривать позже своих сверстников 2 . Зато на обоих языках сразу! Причина очевидна: малышу приходится самостоятельно разбираться, почему взрослые произносят определенные звуки при разных действиях, а если они называют одну вещь двумя словами, понять механику «говорения» значительно сложнее.

Вовсе не обязательно, чтобы на разных языках говорили именно мама и папа. Источником альтернативных лингвистических знаний может быть и бабушка, и няня, и более взрослые малыши в яслях. Если вы стремитесь к тому, чтобы с младенчества ребенок знал два языка, просто запаситесь терпением в ожидании первых слов. Но если в ваши планы не входит обучение малыша родному языку няни или особенному диалекту бабушки, попросите их разговаривать в присутствии крохи на максимально чистом русском языке.

Малыш выучил первые слова. Что дальше?

Речь — основа коммуникации, значит, перед вами открываются огромные возможности для общения с ребенком и его обучения. Объясняйте, рассказывайте, отвечайте на вопросы. И ни в коем случае не забывайте: важно не только говорить, но и слушать, узнавая и учитывая потребности маленькой личности.

Во сколько дети начинают разговаривать

Овладение речью – это основной показатель развития ребенка, при этом важно понимать, что это не врожденный навык, а приобретенный, т.е. ребенок должен находиться в определенных условиях, чтобы он начал говорить.

Для родителей каждое новое достижение их ребенка – это настоящий праздник, будь то первая улыбка, шаг или сказанное слово. Первый год жизни крайне важен для речевого развития ребёнка, так как идёт активное созревание речевых областей мозга. Первый год – это доречевой период, который является фундаментом для дальнейшего становления речи. Его условно можно разделить на следующие этапы: первый (0 – 3 мес.) – развитие эмоционально-выразительных реакций; второй (3 – 6 мес.) – время появления голосовых реакций (гуления и лепета); третий (6 – 10 мес.) – начало развития понимания речи, активного лепета; четвёртый (10 мес. – 1 год) – время появления первых слов.

Большинство родителей внимательно следит за общепринятыми возрастными нормами развития речи и, если происходят какие-то задержки этого развития у их ребенка, то они начинают очень переживать. Здесь важно понимать, что каждый ребенок индивидуален и если он начал разговаривать немного позже своих сверстников, то в этом нет ничего катастрофического. Но для большего понимания, важно знать, во сколько лет дети начинают разговаривать и в каких случаях стоит беспокоиться о том, если этого не происходит.

Как дети учатся говорить?

Речь постигается детьми постепенно, т.е. овладение этим навыком – это поэтапный процесс. При этом первый этап происходит очень рано – еще в утробе матери. Ряд исследований показали, что на седьмом месяце беременности у плода активируются участки мозга, отвечающие за речь. Каждый раз, когда мама говорит более громко, чем обычно, либо она начинает проговаривать слова медленно и выразительно, ребенок реагирует на это.

Читайте также  Когда ребенок начинает переворачиваться

По этой причине большинство врачей рекомендует как можно чаще разговаривать с ребенком во время беременности, потому что это его первые, так скажем, языковые уроки. К концу третьего триместра плод уже может слышать слова, а дальнейшее развитие речи происходит шаг за шагом.

Когда дети начинают говорить

Общепринятые нормы речевого развития говорят о том, что первые голосовые сообщения дети произносят сразу же после рождения. Именно детский плач является тем первичным сигналом родителям о каких-то потребностях ребенка, его боли или дискомфорте.

Примерно к 4-6 месяцам у него формируются навыки лепетной речи, он пробует издавать новые звуки, всячески сочетая их между собой. Ребенок пробует менять интонацию голоса, повторять слоги, которые он чаще всего слышит в окружающей его обстановке.

При этом нужно отметить, что мальчики развиваются несколько медленнее, чем девочки. Поэтому нет ничего страшного в том, что они могут заговорить чуть позже своих сверстниц – это является показателем нормы.

К концу первого года жизни ребенок уже может соотносить предметы с определенными звуками, он начинает вступать в диалог со взрослыми (пока еще на «своем» языке).

Дальнейшее речевое развитие выглядит следующим образом:

  • От 1 до 1,5 лет – ребенок пытается произнести первые несложные слова. Как правило, он повторяет их за взрослыми.
  • От 1,5 до 2 лет – словарь ребенка включает в себя порядка 50 слов, которые имеют четко отношение к тому или иному явлению, человеку, предмету и т.д. Он начинает пытаться сформировать словосочетания в своей речи.
  • От 2 до 3 лет – словарный запас активно расширяется, ребенок уже начинает строить предложения. Он различает имена, возраст и пол, может поддержать простую беседу.

Важно понимать, что так называемая «норма» — это всегда относительное понятие, потому что каждый ребенок развивается индивидуально. Он может начать разговаривать как раньше, так и позже. Если ребенок по каким-то причинам отстает, то не нужно сразу же устраивать панику, злиться на него и всячески пытаться сделать так, чтобы он немедленно начал говорить. В этом деле очень важно терпение родителей и то, насколько они будут участвовать в занятиях по мотивации речевой активности.

Что нужно делать, чтобы ребенок начал говорить

Когда ребенок растет в благоприятной обстановке, когда окружающие его взрослые люди нормально общаются с ним и между собой, то его речевое развитие происходит быстрее, нежели в том случае, когда родители не уделяют ребенку внимание, не разговаривают с ним и т.д.

Есть несколько советов по поводу того, что нужно делать, чтобы помочь ребенку научиться разговаривать:

  • Как можно чаще разговаривайте с ним. Делайте это во время домашних занятий, кормления, купания, игр, прогулки и т.д. Все свои действия нужно сопровождать словами, т.е. желательно озвучивать вслух перед ребенком все, что вы делаете.
  • На первых этапах разговаривайте с ребенком на понятном ему языке. Детский язык – это наиболее понятный для него способ произносить слова и составлять предложения. Но когда ребенку исполнится год, то старайтесь полностью исключить из своей речи в общении с ребенком «детские» слова и сюсюканье – они провоцируют коверканье звуков в дальнейшем.
  • Читайте ребенку книги. Естественно, книги должны соответствовать его возрасту. Так он будет слышать новые слова, в результате чего его речевое развитие будет идти в ускоренных темпах. Аналогично работает пение.
  • Всячески поощряйте имитацию ребенком речи окружающих. На этом этапе ребенок учится разговаривать на основании той речи, которую слышит вокруг. Сначала он будет повторять ваши слова невнятно, но по мере его взросления речь будет становиться все четче.
  • Описывайте предметы и людей. В раннем возрасте ребенок – это настоящая губка, поглощающая новую информацию. Показывайте ему незнакомые для него предметы, описывайте их. Знакомьте его с родственниками, называйте их имена и говорите ему, кем они ему приходятся («Это твой брат, его зовут Леша», «Это Игорь, твой дядя» и т.д.).
  • Всячески поддерживайте разговор с ребенком, задавайте ему вопросы. С трехлетнего возраста ребенок уже может строить простые предложения, поэтому наводящие вопросы побуждают его искать ответы, исходя из того словарного запаса, которым он владеет. В трехлетнем возрасте уже можно вести с ребенком продолжительные беседы, что положительно влияет на развитие его речевых навыков.
  • Если вы владеете несколькими языками, то не спешите разговаривать с ребенком сразу же на двух языках. Сначала он должен освоить свой родной язык, только после чего можно постепенно учить его иностранному.

Занятия по развитию артикуляционного аппарата

Примерно с 12 месяцев, когда ребенок уже может слышать и выполнять инструкции, можно начинать играть с ним в логопедические игры. Они не только укрепляют эмоциональную связь ребенка и взрослого, но и подготавливают речевой аппарат к правильному звукопроизношению.

Для детей раннего возраста подходят следующие артикуляционные упражнения:

  1. Надувание щек.
  2. Простое кривляние перед зеркалом. В ходе этого процесса ребенок изучает свое лицо, как движется тот или иной артикуляционный орган, как работает мимика и т.д.
  3. Вытягивание языка.
  4. Движения языка, которые имитируют облизывание губ.
  5. Сдувание легких предметов (ваты, бумажных корабликов), надувание мыльных пузырей и другие занятия, тренирующие речевой выдох.

Все эти занятия нужно проводить в игровой форме, легкой и непринужденной атмосфере. Так ребенок будет чувствовать себя комфортно и у него будет сохраняться мотивация для продолжения занятий.

Как обеспечить правильное речевое развитие

Чтобы ребенок произнес свои первые слова как можно быстрее, а его речевое развитие происходило в правильном темпе, важно придерживаться следующих рекомендаций:

  • Не мешайте ребенку экспериментировать. Важно давать ему необходимое количество времени для того, чтобы он смог научиться разговаривать. Он должен экспериментировать с различными звуками, произнося первые в его жизни слова и наборы звуков.
  • Исключите фоновый шум. Когда вы поете или читаете ребенку книгу, на фоне не должно звучать посторонних шумов, поэтому выключите телевизор и другие источники звука. Если этого не сделать, то ребенок будет отвлекаться, что негативно скажется на занятиях.
  • Не нужно с раннего возраста приучать ребенка к планшету и телевизору. Да, так ребенок будет занят, и вы сможете заниматься своими делами, но проблема в том, что время, проведенное за планшетом, не способствуют речевому развитию. Лучше чаще разговаривайте с ним, читайте книги, даже если у вас на это мало времени.

Когда отсутствие речи является поводом для беспокойства

Задержка речи далеко не всегда является признаком какой-то патологии. Некоторым детям элементарно требуется больше времени на овладение речевыми навыками, поэтому в этой ситуации нужно просто поддерживать ребенка и поощрять его успехи.

В частности, дети, которые родились раньше времени, в большинстве случаев начинают разговаривать позже. Но по мере их развития и взросления, эта незначительная задержка будет полностью компенсирована.

Вот несколько тревожных симптомов, на которые стоит обращать внимание:

  • К концу первого года жизни ребенок мало лепечет. В его словаре отсутствуют простые слова, вроде «мама» и «папа».
  • К 1,5 годам у ребенка очень ограниченный словарный запас (2-4 слова). Общаться с окружающими он предпочитает жестами, а не словами.
  • К 2 годам ребенок не повторяет слова за взрослыми, а также не отвечает на простые вопросы, обращенные к нему.
  • К 3 годам словарный запас ребенка находится на весьма скудном уровне, он не разговаривает с родителями, не может назвать простые предметы и т.д.

Эти задержки речевого развития могут быть следствием индивидуальных особенностей ребенка, т.е. они устранятся естественным способом по мере взросления ребенка. Но в некоторых случаях они являются признаком различных патологических процессов, которые лучше всего диагностировать в раннем возрасте.

Какие факторы могут влиять на речевое развитие

Полноценное речевое развитие ребенка может быть осложнено следующими причинами:

  • Проблемы со слухом. В раннем возрасте не всегда можно понять, что у ребенка снижена острота слуха, поэтому задержка речевого развития может быть замечена достаточно поздно. При первых подозрениях необходимо отвести ребенка к специалисту для диагностики слуховой функции.
  • Расстройства аутистического спектра. Дети с данной особенностью развития часто имеют ограниченный словарный запас и проблемы с коммуникацией. Опять же, дети с расстройствами аутистического спектра могут не иметь проблем с речью, потому что каждый случай индивидуален.
  • Умственная отсталость, ДЦП и другие неврологические расстройства. Часто эти нарушения сопровождаются задержками речевого развития.
  • Тяжелое течение беременности и осложненный анамнез матери и ребенка.

При подозрениях на задержку речевого развития нужно обратиться за квалифицированной помощью к специалистам: педиатру, неврологу, логопеду-дефектологу. На основании проведенного осмотра, они могут отправить ребенка к профильным специалистам для дальнейшего обследования.

Во сколько дети начинают говорить

Во сколько лет у детей появляются первые звуки, слоги и слова, от чего это зависит, когда они начинают использовать в речи предложения и как помочь им своевременно проходить каждый этап развития речи.

Все без исключения родители ждут момента, когда ребёнок начинает говорить мама и папа. Многие думают, что детская речь начинает своё развитие в тот день, когда малыш произносит первое слово. На самом деле, чтобы это случилось, нужна длительная подготовка органов артикуляции, их слаженная работа, способность к переключению, подвижность нижней челюсти, губ, языка, мягкого нёба. Невозможно произнести именно те звуки, из которых складываются первые слова, если ребёнок не умеет их отличать от фонем, сходных по звучанию, например, такие слова как кот-кит, горка-корка и другие.

Если точнее, то речь человека закладывается ещё во время внутриутробного периода, когда формируются органы слуха, артикуляции и структуры головного мозга. На эти процессы влияет наследственность, перенесённые матерью заболевания, наличие или отсутствие у неё вредных привычек, образ жизни родителей малыша. Течение родов и состояние здоровья грудничка – немаловажные факторы его успешного дебюта в качестве человека говорящего и мыслящего.

Расскажем во сколько лет дети начинают говорить первые звуки, от чего это зависит, со скольки лет дети начинают говорить предложениями и как помочь им своевременно проходить каждый этап развития речи.

Речь в первые недели и месяцы жизни

Сразу после рождения начинается интенсивное развитие структур головного мозга, устанавливаются новые связи между нейронами. Одновременно развиваются органы слуха и артикуляции, формируется физический и фонематический слух. Без полноценного слуха детям невозможно овладеть речью, так как искажение или отсутствие поступающих в мозг звуковых сигналов делает невозможным формирование речевых умений.

В первые недели и месяцы жизни именно речь окружающих стимулирует начальный этап речевого развития. Малыш прислушивается к речи близких людей, он на время затихает, когда слышит материнский голос, импульсивные движения ручек и ножек ненадолго останавливаются. Спустя ещё некоторое время он начинает поворачивать голову к источнику звука.

Не все мамы и папы разговаривают с новорождёнными и грудными детьми первых месяцев жизни. Им кажется это излишним, потому что малыш ещё ничего не понимает. Такие односторонние «беседы» родителей с детьми, сопровождающие их купание и бодрствование, развивают слуховое сосредоточение, желание отозваться. Внимательные родители могут заметить, как ребёнок пытается шевелить губами, как будто хочет что-то сказать. Ещё лучше, если родители часто называют малыша по имени, показывают ему игрушки, зовут ребёнка, ненамного отходя от кроватки.

Вот в каком возрасте ребёнок начинает говорить гласные и согласные. До 3 месяцев ребёнок произносит следующие звуки:

  • гласные – А, У, Э;
  • согласные – М, К, Х, П, Б, Г.

Эти фонемы пока звучат нечётко и произносятся непроизвольно. Такими умениями обозначается первый этап речевого развития – гуление. Кроме этого, крик малыша 1–3 месяцев достаточно выразителен. По интонации мама может определить, скучает малыш, хочет есть, или пришла пора сменить мокрые пелёнки, то есть он начал овладение интонацией.

От гуления к лепету

В начале четвёртого месяца малыш начинает искать взглядом взрослого, улыбается, начинает интенсивно двигать ручками и ножками (комплекс оживления). Он начинает издавать протяжные и певучие сочетания звуков – агукает, произнося а-а, а-гу, а-га. Часть звуков воспроизвести просто невозможно, таких фонем нет в русском языке.

Спустя ещё 2–3 месяца приходит очередь лепета. Сначала это отдельные слоги па, ка, на, ма, которые чуть позже становятся похожи на своеобразные слова па-па-па, ка-ка-ка, на-на-на. Чаще всего лепет появляется тогда, когда малыш сыт, выспался и находится в хорошем настроении. Это ещё не речь, а подготовка к ней, своеобразные подготовительные упражнения.

Хотя он пока не говорит, он многое понимает – поворачивает голову, когда ему показывают знакомую игрушку, птичку, кошку. Дети 6–7 месяцев выполняет простые просьбы – даёт ручку, играет в ладушки, и это тоже шаг по пути развития речи.

Как стимулировать лепет

С 6 месяцев, дети получают возможность перемещаться в пространстве – сидеть и ползать. Их восприятие совершенствуется, они могут повторять звуки за взрослым. Это умение можно развивать – как только ребёнок произнёс слоги, родители их повторяют вслед за ним. Такой приём развивает слух, органы артикуляции, речевой выдох, побуждает малыша произносить эти слоги ещё и ещё раз. Такие мини-уроки проводят с бодрым, сытым и здоровым грудничком. Если ему холодно, он хочет есть, или недомогает – словесные игры с родителями не пойдут на пользу.

Хорошо, если ребёнок видит лицо того, кто с ним говорит, тогда он сможет повторять движения губ мамы или папы. Чтобы звуки были слышны отчётливо, нужно обеспечить полную тишину – выключить музыку, приглушить звук работающего телевизора.

Можно поиграть в «прятки», прикрывая личико ребёнка пелёнкой, приговаривая «ку-ку». Хорошо развивает пассивный словарь показ взрослым предметов окружающей обстановки. При этом нужно чётко их называть, сопровождая указательным жестом. Вскоре и ребёнок будет находить их взглядом, реагируя на вопрос взрослого «Где часики?», «Где кошка?», «Где машинка?».

Когда появляются первые слова и фразы

Невозможно назвать точную дату во сколько дети начинают говорить первые слова. Они могут появиться и в 8–9 месяцев, и в 1 год 2 месяца. И всё это норма. По наблюдениям родителей и педагогов, девочки обычно начинают разговаривать раньше, чем мальчики, хотя и здесь имеются исключения. На рубеже между первым и вторым годом в лексиконе малыша имеется от 2 до 20 слов. Обычно это:

  • упрощённые слова (ма-ма, па-па, ля-ля, ки-са, ам-ам);
  • звукоподражания (би-би, ку-ку, пи-пи).

Именно в этом возрасте ребёнок говорит мама. Почему дети произносят слова на родном языке? Потому что окружающие его взрослые выделяют из лепета малыша слоги и звукосочетания, присущие именно их языковой системе, и повторяют только их. Поэтому период лепета имеет важное значение для развития детской речи.

В полтора года или немного позже малыш начинает объединять слова в предложения, пока они состоят из двух слов. Слова в них не согласованы, пример такой фразы: «Дай ку» (дай куклу), «Папа нет» (папы нет дома). Но это возраст, когда внимательные мамочки замечают, что их малыш начинает говорить предложениями.

Как стимулировать произношение слов в 1 год

К 1 году речь пока ещё не является важнейшим средством общения для детей. Нужно приучать малыша пользоваться речью. Для этого не нужно сразу давать игрушку, которую хочет взять малыш. Сначала нужно произнести название игрушки (можно упростить его): «Тебе дать ля-лю?» Пусть малыш попробует повторить «ля-ля», «би-би». Подавая желаемую вещь, можно подчеркнуть: «Это ляля, на».

В лексиконе взрослого, общающегося с малышом, должны быть как полные, так и сокращённые слова: «кар-кар» «динь-динь», «тук-тук», «тик-так». Данные заменители полных слов носят временный характер и нужны только потому, что ребёнку их легче произносить.

Чтобы у детей установилась связь между словом и действием, нужно просить его выполнить какое-то действие: дать или взять игрушку, показать знакомый предмет, помахать ручкой. Также оречевлять все действия, которые он выполняет с игрушками. С этой же целью играют с 2–4 знакомыми игрушками и просят малыша, например, взять мячик, бросить или поймать его. Все действия взрослые осуществляют эмоционально, чётко произнося как слова-предметы, так и слова-действия.

Советы для активных родителей

Развитие речи малыша напрямую зависит от того, будет ли она развиваться спонтанно, или родители примут непосредственное участие в её развитии. От этого зависит во сколько лет дети начинают говорить звуки/слова/предложения. Положительные условия для формирования детской речи:

  • Не нужно форсировать речевое развитие частыми упражнениями, не соответствующими возрасту малыша – высок риск появления речевого негативизма, заикания и нервных тиков, так как возможности мозга ребёнка не безграничны.
  • Не надо сюсюкать, подделывая свою речь под детскую, часто употреблять уменьшительно-ласкательные суффиксы – хуже этого может быть только полное игнорирование общения.
  • Деликатно исправляйте допущенные малышом речевые ошибки, никогда не поднимайте его на смех, а покажите пример правильного произношения данного речевого высказывания. Например, я вижу домы, да, ты видишь дома.
  • Оберегайте малыша от общения с людьми с дефектами речи (картавость, заикание), а особенно с неграмотно говорящими взрослыми (положи — ложь, ртов — ротов, красивая кошка — красивыя кошка), это настолько «заражает» и «заполоняет» детскую речь, что искореняются такие подражания с большим трудом.
  • Читая детские произведения, смотря вместе с малышом мультфильмы, всегда поясняйте незнакомые слова, поступки героев, обращайте внимание на яркие обороты речи.

Очень полезно ежемесячно записывать и прослушивать речь малыша – гуление, лепет, первые фразы, чтение стихов. Такой архив когда-то станет отличным подарком для повзрослевшего ребёнка и ваших внуков.

Сегодня мы ответили на вопрос когда ребёнок должен начать говорить и во сколько месяцев появляются первые звуки. Если вы подозреваете задержку речевого развития у малыша — проконсультируйтесь у нас. Мы развеем тревогу, а если она объективна, расскажем как разговорить или просто научить малыша речи. Мы знаем не один десяток примеров того, как родители сидят и ждут когда ребёнок заговорит в 3, 4 и даже 5 лет, хотя уже отчётливо видно развитие больших проблем. Спросите нас, мы этим всю жизнь занимаемся!

Развитие речи

Моисеева Ольга Борисовна

Стаж врачебной практики (лет): 10

В каком возрасте дети должны начинать говорить? Если ребенок не хочет говорить в два года, нужно ли бить тревогу?

Сейчас дети начинают говорить позже, чем их сверстники лет 15 — 20 назад. Это связано и с экологией, и с особенностями течения беременности у мамы и с осложнениями в родах. Из 10 детей, хорошо говорящих на свой возраст 2-3 человека, остальные с различными задержками речи.

К двум годам у ребенка должны быть простейшие фразы из двух слов: мама дай, мама иди, кто пришел и т.д. Мальчики начинают говорить позже, чем девочки, ближе к 2,5 к 3 годам. Если к трем годам ребенок говорит буквально 10-15 слов, на связывает слова в фразы, это уже задержка.

К кому мама должна в первую очередь обратиться, если что-то в развитии речи ее настораживает?

У каждого ребенка есть лечащий доктор, который наблюдает его с рождения, видит, как он развивается, когда начинает держать головку, переворачиваться и т.д. Если ребенок все делает с задержкой, если что-то не так было во время беременности и родов, с большой вероятностью будут и проблемы с развитием речи. Обычно к логопеду отправляет педиатр или невролог. Хорошие результаты получаются именно при комплексном подходе к проблеме. Невролог может назначить препараты, обследования, возможно, потребуется сделать энцефалограмму головного мозга, доплер шейного отдела позвоночника. Логопед посоветует специальные упражнения, гимнастику, логопедический массаж.

Что должны родители делать для того, чтобы у ребенка не было проблем с речью?

Речевые зоны у нас находятся на кончиках пальцев, есть простые упражнения, которые может делать любая мама: катать по ладони ребенка маленький массажный мячик с пупырышками, рассказывая стишок или потешку. Особое внимание нужно уделять подушечкам пальцев.

Мелкая моторика тесно связана с речью. Очень хорошо помогает лепка, игры с пластилином и крупами, когда крупинки вдавливаются пальцами в пластилиновый узор. Занимаясь изо дня в день пальчиковой гимнастикой, массажируя пальчики, мама помогает ребенку подготовиться к первым словам. Если родители хотят, чтобы ребенок без проблем заговорил, нужно обязательно с ним заниматься даже в том возрасте, когда, казалось бы, до первых осмысленных слов еще далеко.

Так же стоит уделить внимание развитию фонематического слуха. Фонемы это слова близкие по звучанию, например: крыса-крыша. Развитие фонематического слуха у маленьких детей очень важно для формирования речи в дальнейшем, для профилактики дисграфии в школе. Есть простой способ для развития фонематического слуха. Можно насыпать в пустые бутылочки или баночки, например из под детских йогуртов, разные крупы: горох, манку, рис. Если потрясти эти баночки, они будут звучать по разному. С ребенком можно угадывать, где какая крупа, меняя баночки, увеличивая их количество. С детьми постарше можно играть в повторение похожих звуков: за-за-са, за-са-за, ка-га –га, во-го-во и т.д.

Читайте также  С какого возраста можно свеклу

Какие еще упражнения полезны?

Очень хорошие упражнения для формирования речевого выдоха. Задача — научить ребенка дуть, правильно выдыхать. Хорошо подходят для этого вертушки из фольги, которые нужно заставить крутиться, подув на них, мыльные пузыри, бульканье через соломинку в стакане с водой.

Для того чтобы ребенок учился не «проглатывать» звуки, не торопиться, произносить слово полностью, есть упражнение с хлопками в ладоши. Мама хлопает в ладоши на каждый слог, а ребенок повторяет за ней слова, разделяя на слоги, по хлопкам. Сколько ребенку лет, столько слогов в норме ребенок должен произносить. Например, в два годика: ма-ма, па-па и т. д. В три года слова из трех слогов: со-ба-ка, кон-фе-та.

Ну и конечно нужно много читать вслух, разговаривать с ребенком. Сначала накапливается пассивный словарь, слова, которые ребенок слышит и понимает, а потом активный, слова, которые ребенок произносит.

Если ребенок в 5 лет не выговаривает букву Р, что делать?

Сначала встают свистящие звуки, потом шипящие звуки, «трудные буквы» Р и Л обычно встают к 4-5 годам. Начинать постановку звука Р нужно с рычания, когда тренируется просто один звук Р-Р-Р-Р-Р. Потом добавляется гласная буква, чтобы получился слог, например, РА, РУ. Потом обратный слог АР, УР. Повторять эти упражнения нужно часто, каждый день, это непростая совместная работа с ребенком. Хорошо, когда у родителей получается проводить ее в виде игры.

Некоторые мамы боятся отдавать ребенка в логопедический садик, думая, что он начнет подражать другим детям и не научится говорить правильно.

Это не так, при речевых проблемах, очень хорошо, когда есть возможность заниматься в логопедической группе. Во первых, в этих группах меньше детей, больше внимания логопеда каждому ребенку, намного больше занятий на правленых на развитие речи. Во вторых группы в логопедических садиках стараются подбирать по проблемам, чтобы дети с похожими проблемами были в одной группе. И потом, в обычном садике сейчас не бывает, чтобы все дети говорили правильно, все равно ребенок будет повторять за другими детьми, но будет намного меньше возможностей это исправить.

Почему ребенок заикается, и как это исправить?

Одна из основных причин заикания – логоневроз, когда ребенок долго не говорил, заговорил поздно, начал догонять сверстников. Информации много, он все уже знает, все хочет сказать, а как сказать, еще не знает. Он торопится, нервничает, и как следствие, начинает заикаться. В этом случае, нужно обязательно следить за тем, что бы ребенок не был перегружен, не переутомлялся. Ограничить, или даже исключить на время телевизор и компьютер, массовые зрелищные мероприятия. Нужно вовремя обратиться к невропатологу, назначить лечение, потом уже занятия с логопедом. Если вовремя отреагировать, не запустить проблему, логоневрозы хорошо лечатся, и проходят без последствий.

Если у маленького ребенка короткая уздечка языка, могут ли из-за этого возникнуть проблемы с речью?

Если показания есть, и подъязычная связка действительно короткая, рекомендуется подрезать пораньше. Чем раньше, тем легче эта процедура переносится. Часто на прием попадают дети 4-5 лет, с серьезными проблемами с произношением звуков, потому что язык просто не поднимается настолько, насколько нужно. И все равно приходиться подрезать, но это уже и более тяжелое психологическое переживание для ребенка, и сама процедура сложнее, приходится накладывать шов.

Правда ли, что дети, растущие в двуязычных семьях, начинают говорить позже?

Дети очень восприимчивы к речи, и в семье, где родители равноценно разговаривают на двух языках, ребенок легко схватывает оба языка. Нет оснований говорить о серьезных задержках речи, связанных именно с тем, что мама и папа говорят с ребенком на разных языках. Если имеет место явная задержка речи, нужно искать настоящую причину, обращаться к неврологу, к логопеду.

Календарь развития речи ребенка раннего возраста

Ранний возраст считается очень важным периодом в жизни ребенка.

Это время наиболее бурных и стремительных изменений в психическом и физическом развитии малыша, ребенок делает первые шаги, учится говорить, начинает использовать жесты и другие коммуникативные средства.

3 недели – 1 месяц – появляется крик, обозначающий эмоциональный дискомфорт, боль или голод. При физическом напряжении ребенок кряхтит, издавая звуки «а», «э».

2 — 3 месяца: у ребенка появляется гуление, он произносит простые звуки – «а», «у», «ы», иногда в сочетании с «г». Это важный этап развития речи детей раннего возраста.

4 — 6 месяцев – издает высокие певучие звуки, звуки восклицания, реагирует радостными звуками на лицо близких.

6 — 9 месяцев — лепет, он повторяет одинаковые слоги («ма-ма-ма», «ба-ба-ба». «дя-дя-дя», «гу-гу-гу»).

9 — 11 месяцев – малыш начинает подражать звукам речи взрослых.

11 – 14 месяцев – появляются первые осмысленные слова «мама», «папа», «баба», «дядя», от 8 до 14 слов. Соотносит слово с предметом

К 2 годам в словарном запасе малыша имеется 100-200 слов. Он уже строит предложение из 2-3 слов.

К 3 годам объем словаря увеличивается до 1000 слов за счет обогащения жизненного опыта ребенка. Появляются простые предлоги: в, на, под, за, с, у. Ребенок запоминает стихи, детские песенки.

К концу 3 года большинство детей умеет грамматически правильно строить предложение, вести диалоги, рассказывать что, что видели и слышали.

Важно знать:

Не слушайте советов от других родителей, у которых дети начали говорить после 3 лет, что ребенок заговорит сам. Говорить то он будет, только вопрос в том, что это будет за речь, ее качество.

Как определить признаки нарушений речи у ребенка?

К концу 1 месяца ребенок не кричит перед кормлением

К концу 4 месяца не улыбается, когда с ним разговаривает мама, не гулит.

К концу 5 месяца не прислушивается к звукам и музыке

К концу 7месяца не реагирует на интонацию голоса, не узнает голос мамы «комплексом оживления»

К концу 9месяца отсутствует лепет, ребенок не повторяет звукосочетания и слоги за взрослым

К концу 1 года ребенок не машет ручкой, когда прощается, головой в знак отрицания. Не произносит ни одного слова и не выполняет простые инструкции: «дай», «на», «возьми».

К 1,5 годам не показывает и не называет маму и папу, не строит башню из кубиков, не дифференцирует звучащие игрушки, не использует указательный жест.

К 2 годам не показывает части тела, не показывает маму и папу на фотографии, не выполняет двухступенчатую инструкцию (пойди на кухню и поставь тарелку на стол)

К 2,5 годам не различает «большой — маленький», не общается с детьми.

К 3 годам не может назвать свое имя и фамилию, рассказать простое стихотворение и сказку.

Если этого не происходит – есть повод обратиться к специалистам.

Возможные причины нарушений речи

  • Вирусные и эндокринные заболевания матери, угроза выкидыша, травмы, токсикоз, низкий уровень гемоглобина.
  • Генетические аномалии, наследственная предрасположенность.
  • Неблагоприятные роды.
  • Заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни
  • Дети, которые получили при рождении низкие баллы по шкале Апгар

Точную причину нарушений определяет врач, а вид речевого нарушения – учитель-логопед.

Что же могут сделать родители для успешного развития речи?

Речь – это высшая психическая функция, поэтому очень важен период внутриутробного развития ребенка. Родителям необходимо позаботиться о развитии речи еще до его рождения. Важно, чтобы будущая мама получала только положительные эмоции.

Больше общайтесь со своим малышом! Доброжелательность, мягкий и спокойный голос, грамматически правильная речь – еще один важный фактор развития речи.

Часто, дети, используя лишь указательный жест, получают желаемое. Приучайте ребенка к тому, чтобы он как можно более полно выражал свои желания, говорил новые слова, предложения.

Не ругайте ребенка за неправильно произносимые слова. Это может спровоцировать невротические реакции. Он замкнется, престанет говорить и учить новые слова.

Развивайте умение малыша слушать и быть внимательным. Играйте с ним в игры, которые содействуют развитию умения слушать и слышать: «Послушай, что там тикает? А это что шумит?». Пусть малыш учиться различать речевые и неречевые звуки (звуки окружающей среды).

Учите с ребенком сказки, стихи, т.к. запоминая их и повторяя, он изучает новые слова, тренирует память и внимание.

Важно знать:

Нарушения речи можно исправить – важно не упустить время!

Автор-составитель: Михнович О.Ф учитель-логопед

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector