Во сколько месяцев начинают держать головку

Во сколько месяцев начинают держать головку

Во сколько месяцев начинают держать головку

Во сколько месяцев ребенок держит голову

В первый раз взять новорожденного на руки страшно даже маме. Он такой крошечный и беспомощный. Кажется, ему так легко навредить неосторожным движением. Эти опасения бывают преувеличены, но они не совсем беспочвенны. Действительно, пока малыш не научится уверенно удерживать голову, обращаться с ним нужно крайне бережно и аккуратно.

Когда ребенок начинает держать голову

Нормы роста и развития младенцев индивидуальны. Сроки, в которые малыши начинают самостоятельно удерживать голову, в этом отношении не исключение. Они широко варьируются. Однако есть границы, значительное отставание от которых, как и их опережение, должно насторожить родителей.
В среднем, первые попытки приподнимать голову из положения лежа на животе, новорожденные начинают делать в две-три недели. Эти движения еще совсем слабенькие и длятся считаные секунды.

Это важно!

В 1 месяц – лежа на животе пытается поднимать у удерживать голову.
В 2 месяца – лежа на животе поднимает и некоторое время удерживает голову.
В 3 месяца – а) лежит на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову 1 минуту б) удерживает голову вертикально на руках у взрослого.

Полноценно поднять голову, лежа на животике, малыш сможет после полутора месяцев. Некоторые осваивают этот навык ближе к трем месяцам. Это тоже в пределах нормы. Сначала ребенку удается удерживать голову в течении нескольких секунд. Затем попытки становятся все более смелыми и продолжительными.
Также в возрасте около трех месяцев малыши пытаются удерживать голову в вертикальном положении. Но делают они это пока совсем неуверенно. Взрослые, беря ребенка на руки, все еще должны фиксировать его голову.
К четырем месяцам уже все здоровые дети могут держать голову и лежа на животе, и в вертикальном положении. И не только удерживать ее, но и поворачивать из стороны в сторону. Но месяцев до пяти – пока шейные мышцы крохи окончательно окрепнут – все же стоит продолжать его страховать.

Это важно!

Если до трех месяцев малыш даже не делает попыток поднимать голову – нужна консультация невролога.

Как можно держать новорожденного

Чтобы безопасно держать на руках малыша, который еще не может удерживать голову, есть несколько способов:

  • “Колыбелька”. Голова малыша расположена на локтевом сгибе мамы – или другого взрослого, а спинка – на ее руке. Второй рукой нужно поддерживать ребенка под попку и поясницу. В этой позе новорожденный будет проводить большую часть времени у вас на руках. Она же используется для кормления.
  • “Столбиком”. Это вертикальная поза. Голова малыша лежит на мамином плече. Одной рукой нужно мягко прижимать малыша к себе, придерживая в одной плоскости его спинку, шею и голову. Другой рукой поддерживать нижнюю часть тела в области крестца – так, чтобы малыш не сидел у вас на руке. Держать младенца столбиком полезно после кормления, чтобы помочь выйти воздуху, который попал в его желудок вместе с молоком. Но злоупотреблять этой позой не следует. Вертикальное положение для новорожденного не физиологично.
  • “На животике”. В этой позе малыш напоминает ленивца на ветке. Его голова и живот расположены на вашем предплечье. Ручки и ножки свободно свисают. Второй рукой можно поддерживать малыша за бочок или под животик. Эта поза поможет крохе потренировать мышцы шеи, ведь он будет делать попытки поднять голову и осмотреться вокруг. Также она полезна малышу для отхождения газов.
  • “Лицом к лицу”. Уложите малыша на свою руку так, чтобы его затылок был у вас на ладони, второй рукой поддерживайте его под спинку. Поднимите кроху на уровень груди. В этой позе удобно устанавливать зрительный контакт, общаться с малышом, передавать ему свои положительные эмоции.
  • “К маме спиной”. Чтобы развивать у малыша интерес к окружающему миру, его можно развернуть к себе спиной. Одной рукой нужно поддерживать ребенка за грудку таким образом, чтобы его голова и спина опирались о вашу грудь. Второй рукой нужно поддерживать его за ножки со сложенными вместе ступнями. В этой позе малыш тоже не сидит. На его позвоночник нагрузки в ней нет.
  • “У мамы на коленях”. Это еще одна удачная поза для общения с малышом. Сядьте в удобное положение и положите кроху себе на колени лицом вверх. Одной или обеими руками придерживайте его под головку.

Как нельзя держать ребенка

Пока малыш не научится держать голову самостоятельно, родители не должны допускать следующих ошибок:

  • Брать ребенка с горизонтальной поверхности, не поддерживая его голову. Чтобы поднять малыша, нельзя просто взять его под мышки или потянуть за ручки. Первым делом вы заводите ладонь под голову крохи, другой рукой поддерживаете спинку, поднимаете в воздух и только тогда укладываете его так, как вам нужно.
  • Долго носить в одном положении. Пока малыш не способен самостоятельно принять удобную позу, ее должны обеспечить вы. Даже в уютной “колыбельке” нужно обязательно чередовать руки, чтобы предотвратить у малыша проблемы с позвоночником и кривошею.
  • Агрессивно укачивать. Трясти ребенка не полезно ни в каком возрасте. Это не успокаивает, а пугает малыша. Но на первом году жизни такое укачивание может быть просто опасно для его здоровья и даже жизни. Мышцы шеи у маленького ребенка слишком слабые, чтобы удержать голову, а у младенцев она еще и непропорционально велика по отношению к телу. Ушибы, гематомы мозга, внутричерепные кровоизлияния, разрывы сосудов могут стать причиной инвалидности и даже смерти ребенка. Как бы вы не устали и не разозлились, не позволяйте себе подобные резкие движения. Минутной тряски может хватить, чтобы необратимо навредить здоровью вашей крохи.
  • Выполнять опасную работу с ребенком на руках. Не подходите к горячим кастрюлям, когда держите малыша. Не работайте острыми инструментами. Не переносите вместе с ребенком тяжелые или громоздкие предметы. Если выполнение каких-то действий может быть потенциально опасно для ребенка, отложите свои дела до тех пор, пока ваши руки будут свободны.

Итак, каждый ребенок уникален и развивается в собственном темпе. Но есть и общие моменты для всех младенцев:

  1. Первые попытки приподнять голову малыши делают после двух-трехнедельного возраста. С полутора до трех месяцев учатся удерживать голову на весу все увереннее, а к четырем-пяти свободно держат ее и крутят из стороны в сторону.
  2. Если ребенок совсем не держит голову до трех месяцев – нужно обратиться к педиатру и неврологу.
  3. До пятимесячного возраста, беря малыша на руки, всегда придерживайте его голову. Даже однократное резкое запрокидывание может привести к серьезным нарушениям здоровья младенца.
  4. На руках малыша можно держать горизонтально или вертикально, укладывать его животиком на руку или спинкой к себе на колени, когда вы сидите. Главное, чтобы его голова и тело были бережно зафиксированы и не было возможности упасть и травмироваться при неосторожном движении.
  5. Всегда помните о безопасности ребенка. Не трясите его при укачивании, не носите часами в одном положении. Не работайте с горячими, острыми, тяжелыми предметами, пока малыш у вас на руках.

Правильное обращение с младенцем в раннем возрасте обеспечит ему крепкое здоровье и успешное развитие в будущем.

Неврологическое развитие ребенка первого года жизни. Осмотр «Фундаментальный»

Салмагамбетова Елена Гарриевна

Стаж врачебной практики (лет): 14

Развитие ребенка первого года жизни происходит в определенных временных рамках. Ко второму месяцу жизни ваш ребенок хорошо держит голову, следит за предметом, гулит, улыбается; в 3-3,5 месяца – переворачивается на бочок; в 4,5-5 – осуществляет поворот со спины на живот, берет игрушки; в 7 месяцев – сидит, ползает с 8, в 10-11 – встает у опоры и начинает самостоятельно ходить до полутора лет.

В целом по общепринятым представлениям – отсутствие темповой задержки развития важный показатель здоровья. Но бывает и так, что при относительно неплохом психомоторном развитии возникают некоторые нарушения в общей гармонии движений, «дискомфорт», который настораживает внимательных родителей. Диапазон жалоб очень широк – от стойкого наклона головы в одну сторону с 1,5-2 месяца до значительной ассиметрии в движениях, нарушения походки после года. Конечно, грубые аномалии выявляются уже в роддоме. Например, врожденная мышечная кривошея, поражения нервов плечевого сплетения (ручка малыша «вялая», разогнута во всех суставах, приведена к туловищу), врожденная деформация стоп и т. п.

Многие другие заболевания нервно-двигательной системы, как правило, диагностируются на протяжении первого года жизни, обычно при тесном сотрудничестве невролога и ортопеда. Поэтому сейчас даже пытаются выделить нейроортопедию как самостоятельную область в медицине.

Раннее распознавание нейроортопедических проблем, нарушений в развитии костей и функций суставов очень существенно, так как по мере роста и развития ребенка проявление этих состояний может усиливаться и соответственно – больше лечебных мер потребуется, чтобы справиться с болезнью.

Первое обследование происходит, в среднем, от 1,5 до 3 месяцев. Этот осмотр «фундаментальный». Тщательно собираются сведения о течении беременности и родов, оцениваются жалобы, ребенок осматривается (не удивляйтесь, что сам осмотр занимает не так много времени – здесь длительность может утомить ребенка и угнетать его ответные реакции). Если возникают подозрения на нарушения в двигательной сфере, то при последующем осмотре (например, через 1 месяц) – самое главное, понять, усугубляются ли эти признаки. К тому же часто нам помогают и дополнительные инструментальные методы диагностики – УЗИ шейного отдела позвоночника и головного мозга, УЗИ тазобедренных суставов, рентгенография (по строгим показаниям), электронейромиографическое исследование (анализ активности мышечных и нервных волокон). Но еще раз повторяю, что многие аномалии формы тела и функций движения у маленького ребенка диагностируются четко и окончательно путем сравнения в динамике.

Остановимся на основных моментах: «на что обратить внимание?» (частый вопрос родителей). Очень трудно дать ответ в простой форме, но, чтобы было понятно, пусть звучит так:

  • положение туловища
  • объем движений
  • наличие асимметрии в двигательной сфере.

Приведу примеры.

Когда малыш лежит на спине – его голова предпочтительно повернута в одну сторону (вынужденное положение?) В норме – голова по отношению к средней линии туловища меняется попеременно, может быть слегка согнута к груди.

Плечики малыша симметричны с двух сторон. У ребенка до 3-х месяцев предплечия могут быть слегка согнуты, кисти сжаты в кулачок, это норма. Но если при подтягивании за ручки, можно чувствовать ослабление сгибания с 2-х сторон или снижение мышечной силы на одной стороне – это нормой уже не является.

Так же обращаем внимание на ножки ребенка – не согнуты ли они сильно в тазобедренных и коленных суставах, нет ли сильного сопротивления при переодевании, пеленании, или наоборот – отмечается вялость, слабость, «переразгибание».

Вот малыш начинает переворачиваться и постоянно на один бочек (как – будто щадит другую половину тела). Берет игрушки смелее и четче одной рукой (другая «отстает»). Особенно это хорошо заметно после 5,5 – 6 месяцев.

Многим известна «поза фехтовальщика» (зависимость мышечного тонуса от поворота головы) – разогнута одна ручка и приподнята ближе к лицу, одновременно другая согнута, разница в ногах слабее, но тоже есть. В норме этот рефлекс исчезает в период от 4 до 6 месяцев жизни. Длительная его сохранность выходит за рамки нормы.

Когда малыш лежит на животе – в 4 месяца верхняя часть туловища опирается на предплечья и раскрытые ладони, ножки разогнуты в тазобедренных и согнуты в коленных суставах. К 6-ти месяцам, ножки уже разогнуты полностью. При патологии эти временные рамки значительно нарушаются.

Если грудного ребенка ставить вертикально, поддерживая «подмышки», то в 4-5-6 месяцев ножки могут быть разогнуты, и ребенок «стоит» на кончиках пальцев. Но к концу 6-7 го месяца ребенок уже опирается на всю стопу. Если же имеется переразгибание нижних конечностей со значительным их приведением, способность «стоять» на кончиках пальцев после 8 месяцев сохраняется – это симптомы заболевания.

Ребенок сидит, но мы видим, что это требует большого напряжения мышц-разгибателей – нас настораживает такая поза.

Очень ярко выглядит реакция «готовность к прыжку» (или реакция «реакция парашютиста» — прочитала в одной немецкой методичке). Она же реакция опоры верхних конечностей.

Взрослый держит ребенка за бедра и дает возможность «падать» вперед верхней части туловища. Ребенок «падает» на вытянутые ручки, в большинстве случаев с раскрытыми ладошками. В норме, проверяя это к 10-11 месяцам.

Можно многое перечислять в деталях, но основное, что надо понимать – реакции удержания туловища, реакции равновесия, четкие, целенаправленные движения, должны формироваться в определенной последовательности.

И вот наступает главное достижение ребенка – он пошел! Не только окреп его скелет и мышцы, но и ум дозрел, появилась потребность расширить границы своего «кругозора». Когда он самостоятельно, без поддержки пройдет метров 20-30 – оцениваем походку и если все хорошо, не ограничиваем потребность ходить, бегать, лазать, не забывая о постоянном чутком контроле (профилактика травм).

В дальнейшем здоровому малышу осмотры невролога и ортопеда потребуются на более 1 раза в год.

Ему предстоит теперь осваивать сложные двигательные навыки, во многом сознательно учится красоте и ловкости движений.

Энциклопедия мам

Одной из первых побед новорожденного малыша становится способность держать свою голову. Чем старше становится ребенок, тем крепче его шейные мышцы и тогда, он начинает свои первые шаги к освоению навыка «держать голову». Организм крепчает, а желание осмотреть мир вокруг берет вверх, и кроха делает свои самые первые усилия оторвать голову от поверхности из положения лежа. Во сколько месяцев ребенок начинает держать голову может зависеть от ряда параметров, среди которых в числе самых популярных выделяют его рост, вес и физическое состояние при рождении.

Этапы развития ребенка по месяцам

О каком-то одном дне или месяце, когда абсолютно все дети должны освоить это умение говорить нельзя, но в среднем доношенные дети без каких-либо отклонений развиваются следующими этапами:

  • 1-2,5 месяца. В это время мышцы только начинают свою работу и первые усилия держать голову на весу длятся не больше пары секунд. Появляется интерес осмотреться вокруг;
  • 2-3 месяца. В этот период большинство малышей уже держат голову из лежачего на животе положения 20-40 секунд;
  • 2,5-4 месяца. Этот этап характеризуется вполне уверенным держанием головы, мышцы крепчают, и малыш, обретя уверенность, предпринимает первые успешные попытки стоять на локтях;
  • В 4+ месяца. К этому времени абсолютное большинство малышей уже хорошо научились держать голову самостоятельно и начинается дальнейший этап развития двигательной активности.

Когда лучше обратиться к врачу?

Если вашему ребенку уже больше 4 месяцев, и он совершенно не развил умение/не хочет/не пробует держать свою голову, то лучшим вариантом будет не ждать, а обратиться к грамотным специалистам. С этой проблемой не нужно пытаться справляться самостоятельно, только врач может установить точную причину такой задержки в созревании и назначить точно необходимую терапию. Чем раньше вы обратитесь за помощью, тем быстрее малыш окрепнет и продолжит своё развитие в нормальном темпе.

Причины, по которым ребенок может не держать голову

В основном освоение этого непростого навыка задерживается, если были тяжелые роды с осложнениями, недоношенность, плохой набор веса или наблюдается низкий тонус мышц и ребенок плохо держит голову.

Причины раннего держания головы

Часто родители начинают радоваться и хвалиться, когда ребенок держит голову, как им кажется, самостоятельно уже в первые пару недель жизни. Но, не стоит спешить, такой срок тоже не является нормой и может говорить о ряде серьезных нарушений, которые могут повлечь за собой дальнейшие проблемы. При этом лучше всего быстрее обратиться к грамотному педиатру и неврологу для дальнейшей диагностики и назначения нужной терапии.

Укрепляем мышцы шеи ребенка

Помочь грудничку быстрее упрочить мышечный тонус и поддержать попытки ребенка держать голову под силу каждой маме. Для этого есть несколько простых упражнений:

  • Выкладывание малютки на животик. Вашему ребенку уже больше 4-х недель? Тогда можете смело начинать выкладывать его на животик через 30 минут после кормления. Для того чтобы ему было легче, можно положить под грудь валик из небольшого полотенца. Играйте с малышом, пока он так лежит и постепенно увеличивайте время. Первое время кроха может нервничать, не настаивайте, но продолжайте пробовать снова и снова. Совсем скоро вы увидите первые результаты, когда ребенок держит голову, лежа на животе 1-2 секунды, увеличивая этот интервал с каждым разом. Старайтесь как можно больше бодрствования проводить в такой позиции;
  • У взрослого на ручках. Держите малыша на руках так, чтобы вы могли спокойно поддерживать его под попу и грудь. Обратите его внимание на себя, завлеките песенкой или сказкой. Он сосредоточит своё внимание на вас и будет непроизвольно удерживать голову. Кроме того, со временем кроха начнет пытаться осмотреться вокруг, что тоже очень полезно;
  • Плавание. Грудничковое плавание прекрасно укрепляет мышцы шейного отдела;

До какого возраста нужно поддерживать голову

С момента рождения ребенка и до того момента когда ребенок держит голову самостоятельно очень важно держать его, поддерживая за шею и голову рукой для надёжной фиксации. Если этим правилом пренебрегать, то может возникнуть риск повредить хрупкие и не натренированные еще шейные позвонки, а это часто приводит к угрозе нормальному развитию и здоровью.

Примерно к 4-м месяцам ребенок уже может сам достаточно хорошо удержать голову на весу и начинает осматриваться по сторонам, необходимость придерживать его исчезает. Однако, все равно важно проявлять осторожность, когда вы поднимаете ребенка и несете его на руках.

Удобные позиции на руках у взрослого

Есть несколько позиций, которые максимально безопасны и комфортны как для ребенка, так и для мамы:

  • Колыбелька. Голова ребенка кладется на локоть взрослого, спинка – на руку, а вторая рука при этом помогает поддерживать ягодицы и поясничный отдел;
  • Столбиком. Голова ребенка ложится на плечо взрослого, одна рука прижимает его к себе, вторая поддерживает нижнюю часть в области крестца; • Лицом к лицу. Затылок малыша находится на вашей ладони, а вторая рука помогает держать спину;
  • На коленях у взрослого. Положите ребенка вверх лицом к себе на колени, помогая держать руками его голову.
  • На животике. Живот и голова малыша располагаются на предплечье взрослого, а ноги и руки спокойно свисают с двух сторон;
  • К маме спиной. Отличная поза для развития интереса к миру вокруг. Одной рукой мама держит ребенка за грудь, опирая голову и спину о свою грудную клетку. А второй рукой держит его за ножки, сводя стопы вместе. В таком положении малыш не сидит и нет никакой нагрузки на его позвоночник.

Как правильно спать новорожденному малышу?

В первые пару месяцев, когда малыш еще не научился крутиться с бока на бок, мама имеет возможность регулировать его позу для сна. Лучшим решением будет менять её, периодически кладя ребенка спать на разные бока, спинку и животик. Важным моментом при этом является поворачивать его голову так же в разные стороны. Связано это с формированием формы черепа ребенка на протяжении всего первого года его жизни. Кроме того, правильно подобранные позы сна для новорожденного помогают ему лучше отдыхать, быстрее расти, набираться сил и легче адаптироваться к миру.

Самой безопасной и полезной считается поза «на спине». Она идеальна для правильного развития позвоночника и снижения риска СВДС. Положение «на боку» подходит младенцам, которые склонны к частым срыгиваниям. При этом под спину желательно положить валик, чтобы малыш случайно не перевернулся ночью. Поза «на животе» хороша для работы органов пищеварения: лучше отходят газы и быстрее проходят колики. Но, спать в этой позе рекомендуется только под присмотрами взрослых.

Время, во сколько месяцев ребенок держит голову может варьироваться, и однозначно у всякого малыша этапы развития будут проходить индивидуально. Но, в среднем к 4-м месяцам все крохи успешно осваивают этот навык. Если вдруг вашему малышу уже больше и у него совершенно неразвито это умение, то лучше показать кроху специалистам. А до этого времени маленькому человеку нужно только внимание и любовь окружающих его взрослых.

Во сколько месяцев начинают держать головку

Лицензия ЛО-46-01-002092 выдана Комитетом здравоохранения Курской области 27.02.2019

Сведения об учреждении

  • Об организации
  • Пациентам
  • Специалистам
  • Медработники
  • Вакансии
  • Лекобеспечение
  • Надзорные органы
  • Документы
  • Отзывы
  • Контакты

Информация

  • Главная
  • Новости
  • Подразделения
  • Людям с ограниченными возможностями
  • Подать обращение
  • Профсоюз
  • Полезная информация
  • Диспансеризация
  • Противодействие коррупции
Читайте также  16 недель это сколько месяцев

  • О нас
  • Статьи
  • История
  • Карта сайта
  • Поиск
  • Госуслуги

Каждый малыш уникален и не похож на других, темп его развития тоже может отличаться. Какие-то навыки появляются раньше, а какие-то могут запаздывать. Часто молодым родителям бывает сложно понять — по возрасту ли развивается их ребенок.

«Не паникуй и не придумывай ребенку болезней!» – благодаря именно таким «успокаивающим» советам многие дети попадают на прием к специалисту намного позже, чем должны. Если и вы их слышите, но все равно чувствуете, что что-то не так – обратитесь к врачу! Ниже перечислены десять сигналов, свидетельствующих о том, что развитие вашего ребенка может протекать не так, как нужно. Если какие-то из них звучат знакомо, не слушайте «добрых советов» и примите меры.

  1. Ребенок не набирает вес. Младенцы на разных стадиях своего развития могут набирать вес быстрее или медленнее. Иногда на это влияют дополнительные факторы, например, простуда или воспаление мочевыводящих путей, которые могут привести к тому, что малыш немного отстает в весе. Однако резкое и длительное торможение прироста веса является уже чем-то другим. Особого наблюдения требует внезапная потеря уже набранного веса. Такие ситуации требуют более широкой диагностики и исключения серьезных нарушений
  2. Ребенок постоянно кричит. Может случиться, что абсолютно нормально развивающийся ребенок реагирует плачем на дискомфорт. Тем не менее, каждый здоровый ребенок имеет также очень длительные периоды спокойного бодрствования и сна, и они должны быть значительно длиннее, чем время плача. Если у вас есть впечатление, что ваш ребенок плачет почти без перерыва, не обманывайте себя. Есть вероятность, что ребенок страдает от боли, например из-за инфекции или воспаления. Необходима немедленная консультация с врачом.
  3. Ребенок не интересуется окружающей средой. Такое поведение часто воспринимается проявлением воспитанности и спокойного характера. К сожалению, такой подход часто задерживает диагностику и лечение. Ребенок может быть от природы спокойным, но он все равно должен интересоваться окружающей средой. Если у вас есть впечатление, что контакт с ребенком затруднен, что он не интересуется вами, братьями и сестрами, игрушками – обратитесь к специалисту. Причиной может быть аутизм, глухота и много других нарушений.
  4. Спустя несколько месяцев после рождения ребенок не фокусирует зрение на вашем лице и игрушках. Конечно, развитие вашего ребенка не обязано быть «хрестоматийным». Некоторые дети фокусируют взгляд на лицах и предметах в три месяца, другие только в четыре или пять. Однако, если ситуация не меняется после первого полугодия жизни малыша, уже нельзя говорить об индивидуальном темпе развития, это симптом нарушения связаны с дефектами зрения.
  5. Ребенок очень часто срыгивает. Есть дети, которые не срыгивают вообще, а есть такие, которые срыгивают довольно много. И те, и другие могут быть вполне здоровыми. Тем не менее, если малыш сразу после еды срыгивает несколько раз – доверьтесь специалистам.
  6. Ребенок ходит на цыпочках. Ходить на цыпочках для недавно начавшего ходить ребенка вполне нормально. Но если по истечении нескольких месяцев ничего не меняется, это может быть сигналом нарушения Ахиллова сухожилия или тканей. Стоит проконсультироваться с неврологом.
  7. В полтора года ребенок не реагирует на имя. Уже годовалый ребенок должен автоматически поворачивать голову после того, как кто-то произносит его имя. Если он этого не делает – это всегда повод для беспокойства. Наиболее распространенные причины такой аномалии – это проблемы со слухом или аутизм.
  8. Ребенок не говорит. Двухлетний ребенок должен говорить, и не обманывайте себя историями в стиле «двоюродный брат племянницы начал говорить в возрасте 4 лет, и вообще, мальчики начинают говорить позже». Другое дело – количество слов в лексиконе ребенка. Есть двухлетние дети, которые говорят лишь несколько слов, но кроме них также используют много жестов. Такой ребенок в ближайшие месяцы быстро наверстает упущенное. Другое дело, когда ребенок вообще не говорит и не владеет даже жестами
  9. Трехлетний ребенок имеет плохую координацию движений. О некоторых детях говорят, что они «неуклюжие», если они в моторном развитии заметно отличаются от сверстников. Не позволяйте, чтобы к вашему ребенку прицепился этот ярлык. Отставание в этой сфере требуют реабилитации. Если ваш трехлетний ребенок все еще спотыкается, имеет трудности с хождением по лестнице, все еще пускает слюни и невнятно говорит, сходите к неврологу и офтальмологу. Эти симптомы могут указывать на проблемы со зрением или на проблемы с мышечным тонусом.
  10. Трехлетний ребенок имеет проблемы с познавательной сферой. Правильно развивающиеся трехлетние дети любят играть в группе, рисовать, играть с игрушками, уже умеют сосредоточиться на одной операции в течение нескольких минут. Если вы видите, что у вашего ребенка когнитивное развитие проходит по-другому – реагируйте. Тревожные симптомы: нежелание рисовать, отсутствие интереса к игрушкам, играм и трудности концентрации. Причиной может быть гипоксия при родах или расстройства нервной системы. Обратитесь к педиатру! Реакция на ранние сигналы нарушений – это не «излишняя паника» и «придумывание ребенку болезней». Это проявление зрелости и ответственности – только вы, родители, отвечаете за то, что ваш ребенок получит помощь вовремя.

Когда ребенок начинает самостоятельно держать головку

Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

Трогательная беспомощность новорожденных всегда вызывает чувство нежности. Многие мамы и большинство пап поначалу опасаются взять не так, положить неловко, что-то повредить или испортить в этом маленьком тельце. На самом деле организм младенца не такой уж и хрупкий. Но вот головку нужно придерживать до тех пор, пока малыш не начнет держать ее сам. В этой статье мы поговорим о том, когда малыш начинает держать головку самостоятельно.

В каком возрасте ребенок начинает держать голову

Ребенок начнет уверенно держать головку, когда к этому будут готовы мышцы шеи. А до тех пор, пока они не окрепли, мама придерживает голову ребенка, когда берет его на руки, кормит, купает, одевает и т. д.

Внимание! Нужно следить, чтобы головка новорожденного не запрокидывалась назад! Это может повредить мышцы шеи и шейные позвонки ребенка!

Согласно нормам ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), в 3 месяца малыш, лежа на животе, поднимает головку и около минуты удерживает ее, а также держит голову, когда его носят столбиком. К 4 месяцам ребенок уже уверенно держит головку, лежа на животике, и поворачивает ее в разные стороны, наблюдая за людьми и игрушками. В целом этот процесс очень индивидуален – кто-то раньше, кто-то позже усваивает этот навык, и это может быть никак не связано с состоянием здоровья малыша.

В какой последовательности ребенок начинает держать голову

Навык держать голову у младенцев формируется с первых дней жизни:

в роддоме новорожденных выкладывают на животик, и уже тогда он поворачивает голову на бок и приподнимает ее – это срабатывает инстинкт самосохранения;

в 2-3 недели малыш пытается, лежа на животе, поднять и удержать голову;

в 1 месяц ребенок уже приподнимает голову, лежа на животе;

к 2 месяцам он уже может приподнять голову, находясь на спине (при условии, что мышцы шеи хорошо окрепли);

в 3 месяца малыш уже приподнимает головку на 45 градусов, лежа на животике, и удерживает ее достаточно долго;

в 3,5 месяца малыш держит головку, опираясь на ручки, когда лежит на животе, и удерживает головку в положении столбиком.

До 4 месяцев обязательно нужно придерживать головку, даже когда ребенок начинает держать ее самостоятельно.

Как научить ребенка самостоятельно держать головку

Конечно, умение держать голову заложено природой, но все же лучше помочь малышу специальными упражнениями. Нужно согласовать свои действия с педиатром, чтобы быть уверенными, что у вашего малыша нет противопоказаний к тем или иным процедурам.

Выкладывание на животик. Педиатры советуют выкладывать новорожденных на животик ежедневно, хотя бы по разу, но после того, как отпал пупок. Начните с 1-2 минут и постепенно доводите до 20 минут (к 4 месяцам). Это лучшая тренировка мышц шеи. Некоторым малышам не нравится лежание на животике, но отказываться от него ни в коем случае нельзя – выкладывание на живот не только укрепляет все группы мышц, но и служит отличной профилактикой газообразования, от которого страдают многие младенцы.

Массаж. Главное в таком массаже – это мягкие поглаживающие движения, они стимулируют кровообращение и способствуют укреплению всех мышц детского организма.

Гимнастика. Любые двигательные упражнения идут на пользу мышцам крохи.

Плавание. Плавать можно начать в ванной сразу после того, как отпал пупок. Родители поддерживают головку руками, а можно надеть на шею малыша специальный надувной круг. Если нет противопоказаний, хорошо посещать бассейн под руководством инструктора.

Правильная организация сна ребенка. Обязательно меняйте каждые несколько часов положение ребенка в кроватке, так мышцы не привыкнут к одному и тому же положению.

Выкладывание животом на руку мамы. Можно выполнять с 7-8 недель. Нужно положить малыша на руку мамы животом вниз. Голова и спинка должны быть на одной линии. Головку ребенка следует придерживать. Такое упражнение будет полезно и для укрепления мышц спины и шеи, и служит для профилактики газообразования.

Горизонтальное положение. С 2 месяцев держите малыша горизонтально, придерживая головку, в течение 3-4 минут. Такое упражнение нужно повторять несколько раз в день.

Упражнения на фитболе. Гимнастика на мяче помогает укрепить все группы мышц и служит отличным развлечением для малыша.

Привлечение внимания. Стимулируйте вашего малыша поворачивать головку, привлекая его внимание интересными звуками (не громкими и не резкими!) и яркими игрушками. Повороты головы отлично укрепляют шейные мышцы.

Что бы вы с малышом ни делали, помните – у малыша должно быть хорошее настроение, он не должен быть голодным (но и сразу после еды не следует заниматься), комната должна быть проветрена, поверхность, на которой проходят занятия, должна быть удобной и безопасной.

Когда стоит начать беспокоиться

Если малыш к 3 месяцам не держит головку – это повод для беспокойства и обращения к врачу. Не занимайтесь самодиагностикой и самолечением! Обязательно проконсультируйтесь со специалистами.

Когда следует обратиться к врачу:

ребенок держит голову раньше положенного срока – такое случается при гипертонусе мышц, обязательно проконсультируйтесь с неврологом;

ребенок начал держать голову позже положенного срока;

ребенок не держит голову в положении лежа на спине;

ребенок держит голову на боку (кривошея).

Основные причины:

гипоксия и другие проблемы во время вынашивания;

ребенок родился недоношенным;

маленький вес при рождении;

гипертонус и недостаточный тонус мышц;

синдром Киппеля – Фейля, это заболевание нарушает форму позвонков шейного отдела;

неправильное питание ребенка (ребенок недоедает или не получает нужных для роста и развития веществ);

неправильная организация сна и кормления ребенка (постоянно в одной и той же позе).

Возможное лечение

Лечение должно назначаться только специалистом, поскольку для каждой проблемы оно индивидуально. Как правило, назначается:

лечебный массаж (проводится только специалистом);

лечебная гимнастика (проводится только специалистом);

физиопроцедуры при проблемах с мышечным тонусом (электрофорез, парафинотерапия и т. д.);

использование ортопедической подушки или специального валика, чтобы обеспечить определенное положение головки малыша во время сна;

плавание – отлично укрепляет мышцы шеи и регулирует мышечный тонус.

Как правило, проблемы можно устранить, если вовремя обратиться за помощью. Иногда на это потребуется достаточно много времени. Но опускать руки не следует – чаще всего лечение дает положительный результат. Главное – следовать указаниям врачей, регулярно выполнять все процедуры и настроиться на положительный результат.

Новорожденный начинает держать головку самостоятельно, и это первый шаг на пути к следующим свершениям – скоро он начнет переворачиваться, ползать, сидеть, ходить. Родителям важно быть внимательными и оказывать помощь ребенку на пути к этим достижениям.

Помощь Беременным женщинам и мамам

Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector