Защита и соблюдение прав ребенка доклад

Защита и соблюдение прав ребенка доклад

Уполномоченный по правам человека в Калужской области

Библиотека

ЗАЩИТА ПРАВ РЕБЕНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2011 Автор: Красильникова А.С.; ФГБОУ ВПО Российский государственный аграрный университет МСХА имени К.А. Тимирязева (Калужский филиал).

В марте 2009 г. на совещании, посвященном предотвращению насилия в отношении детей, президент РФ Д.А. Медведев сказал: «России нужна современная система защиты детства. Сегодня системы просто нет ».

22 ноября 2011 г. вопрос о защите прав детей стал одной из основных тем на встрече премьер-министров России и Франции.

В ходе проводимых в современной России социально-экономических реформ общественное положение детей оказалось неблагополучным, а сами дети — незащищенными.

По данным МВД РФ в 2009 г. было зарегистрировано порядка 106 тыс. преступлений в отношении несовершеннолетних, также были признаны потерпевшими более 108 тыс. детей и подростков, более половины из них, а это около 68 тыс., пострадали от насильственных посягательств. При этом 4 тыс. преступлений данного вида были совершены родителями в отношении своих детей.

Ситуация в сфере детства, связанная с постоянным ухудшением материального положения, алкоголизмом, наркоманией, детской безнадзорностью и беспризорностью, ростом посягательств на права детей, на сегодняшний день на государственном уровне реально рассматривается как угроза национальной безопасности России.

«Именно от благополучия наших детей зависит будущее и всего российского общества, и в целом нашего государства », — подчеркнул министр МВД Р.Г. Нургалиев. Поэтому защита прав ребенка в современной России относится к числу самых актуальных проблем.

Дети и молодежь (завтрашние взрослые) являются самым ценным капиталом каждого общества. Непрерывная связь и взаимопонимание всех поколений имеют важнейшее значение для любого общества. Это — непременное условие стабильности нашего мира, оптимизма и ответственности нынешнего поколения перед будущими поколениями.

Целью работы является изучение проблемы защищенности детей в российском обществе.

Работа включает рассмотрение содержания прав детей как в международных актах, так и в актах РФ, а также правовое обеспечение защиты прав ребенка, в том числе на примере Калужской области.

Права ребенка и их защита

Ребенком является каждое человеческое существо до достижения летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он достигает совершеннолетия ранее. [1]

На международном и национальном уровне существует множество специальных актов о правах ребёнка. Основным актом о правах ребёнка на международном уровне является Конвенция о правах ребенка. Конвенция принята в Нью-Йорке 20 ноября 1989 г. Она включает 54 статьи, которые детализируют индивидуальные права детей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей.

В Конвенции ребенок впервые рассматривается как личность, имеющая права, которые государства, ратифицировавшие Конвенцию, обязаны «уважать и гарантировать «. Данное положение свидетельствует о том, что ребенок является особо уязвимым членом общества и потому, требует и заслуживает специальной защиты.

Конвенцией ребенок рассматривается как независимая личность. Конвенция характеризует ребенка как лицо, наделенное конкретными правами: право на жизнь (ст. 6), иметь семью (ст. 9), на имя и гражданство (ст. 7), на образование (ст.28), на защиту от насилия (ст. 19), на равенство, на свободу мысли и слова (ст. 13), на отдых и досуг (ст. 31), на медицинское обслуживание и заботу о здоровье (ст. 24), на помощь государства (ст. 18-27) и др.

Согласно данному документу все дети имеют право на развитие своих возможностей, свободу от голода и нужды, а также жестокости и других форм злоупотребления.

Конвенция о правах ребенка связывает возможности детей со всеми правами и обязанностями родителей или лиц, несущих за них ответственность. Исходя из этого, дети могут участвовать в принятии решений, которые способны затрагивать его настоящее и будущее.

Конвенция делает возможной для ребенка защиту своих прав с помощью национальных судебных или административных процедур (ст. 12).

Конвенция утверждает приоритет интересов детей, рассматривает принцип соблюдения прав и интересов всех детей без каких-либо исключений или какой-либо дискриминации (ст. 2). При этом согласно ст.ст. 5, 12 Конвенции, реализация ряда прав ребенка зависит от его возраста, зрелости и степени его развития; а согласно ст.ст. 20, 23, особые потребности признаются Конвенцией за инвалидами и детьми, постоянно или временно лишенными семьи.

Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах ребенка 16 августа 1990 г.

За время прошедшее с момента ратификации Конвенции Россией, законодателями были предприняты значительные усилия по приведению российского законодательства в соответствие с Конвенцией.

Права ребенка в России регулируются такими законодательными документами, как:

• Конституция РФ; Семейный кодекс РФ;

• Законодательство РФ об охране здоровья граждан;

• Закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ;

• Федеральный закон «Об образовании»;

• Закон о дополнительных гарантиях защиты детей-сирот и детей, оставшихся без родителей;

• Закон о социальной защите инвалидов в РФ.

• Федеральный закон об опеке и попечительстве

В развитие положения Конституции РФ о защите материнства, детства и семьи государством (ст. 38), гражданское, уголовное, административное и другие отрасли законодательства содержат нормы о защите прав ребенка.

Анализ действующего сегодня семейного законодательства России позволяет заключить, что оно было приведено в соответствие международным обязательствам России. Реализуя один из основных принципов и приоритетов российского семейного законодательства — законодательное обеспечение прав ребенка, Семейный кодекс РФ 1995 г. отводит правам несовершеннолетних детей целую главу (гл. 11 СК РФ).

Практически все нормы о защите семейных прав ребенка, закрепленные в ней, так или иначе, отражают требования Конвенции.

Глава 11 (ст. 54-60) Семейного Кодекса закрепляет за детьми такие основные права:

• право жить и воспитываться в семье;

• право на общение с родителями и родственниками;

• право на защиту;

• право на имя, отчество и фамилию;

• право выражать свое мнение;

• право на имя, отчество и фамилию;

• имущественные права, включая права собственника.

Обязанности детей в семье законодательно не определяются. Они устанавливаются только нормами нравственности, закон принудить ребенка к исполнению каких-либо обязанностей в семье не может.

Наиболее полная разработка прав ребенка в РФ представлена в законе об основных гарантиях прав ребенка. [2] Закон формулирует цели государственной политики в интересах детей (ст. 4), основные направления обеспечения прав ребенка в РФ (ст. 6-15).

В целом российское законодательство закрепляет все права, гарантированные ребенку Конвенцией.

Исключение составляет лишь, предусмотренное Конвенцией, право ребенка на воссоединение с семьей. Это право в Семейном кодексе РФ не предусмотрено. И это притом, что в последние годы этот вопрос приобретает все большую актуальность.

Защита субъективных прав и интересов граждан возможна не только посредством применения норм права управомоченными на то органами и организациями, но и допустима в форме непосредственной самозащиты индивидом своих прав. В соответствии с действующей Конституцией каждый человек имеет право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45).

В соответствии с п. 1 ст. 56 СК РФ ребенок тоже имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Конечно же, он как особый субъект права в основном не в состоянии самостоятельно защищать свои права, прибегая к конкретным формам защиты. Но все же в соответствии со ст. 56 СК РФ ребенку предоставляется самостоятельная возможность обратиться в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет — в суд в случае нарушения его прав и интересов со стороны родителей и иных законных представителей, а равно при невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию, либо при злоупотреблении родительскими правами.

В целях восполнения недостающей у детей дееспособности закон вводит институт их законных представителей, которые и обязаны защищать права и интересы ребенка. Институт представительства регулирует отношения, в рамках которых одно лицо (представитель) в пределах имеющихся у него полномочий совершает юридически значимые действия от имени и в интересах другого лица (представляемого). При этом степень и границы участия законного представителя зависят от таких обстоятельств, как возраст ребенка, вид и основание связи между ребенком и законными представителями, правовое положение ребенка.

Так, п. 1 ст. 64 СК РФ возлагает защиту прав и интересов детей на их родителей: «Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий».

Правовой защите со стороны родителей подлежит более широкий круг прав детей, чем содержащийся в СК РФ. Так, к ним относятся жилищные права ребенка, наследственные права, право на охрану его жизни и здоровья, право на социальное обеспечение, право на защиту чести и достоинства, а также другие права. Исключением из правила, предусмотренного п. 1 ст. 64 СК РФ, являются случаи, когда между интересами родителей и детей имеются противоречия. В таких ситуациях родители не вправе представлять интересы ребенка в силу нормы п. 2 ст. 64 СК РФ. Для защиты прав и интересов ребенка органами опеки и попечительства назначается представитель.

В соответствующих случаях законными представителями ребенка являются его усыновители, опекуны, попечители. Когда же родителей (лиц, их заменяющих) нет или они не выполняют своей миссии, обязанности по защите прав детей возлагаются на органы опеки и попечительства, прокурора и суд (п. 1 ст. 56 СК РФ).

Гарантией надлежащей защиты прав ребенка является установленная в п. 3 ст. 56 СК РФ обязанность всех должностных лиц или граждан, которым стало известно о нарушении прав ребенка, угрозе его жизни или здоровью, сообщить об этом органу опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка.

Однако, учитывая то, что данная обязанность законодательно не подкреплена возможностью применения каких-либо санкций в отношении указанных лиц ее следует рассматривать лишь как закрепление должного поведения в интересах защиты прав и интересов детей и общества.

Защиту прав детей в России осуществляет как Уполномоченный по правам человека, так и Уполномоченный по правам ребенка, должность которого введена Указом Президента РФ от 1 сентября 2009 г.

Задача омбудсманов — обеспечение защиты прав ребенка и содействие восстановлению нарушенных прав ребенка.

3 декабря 2011 г. Президент РФ Д.А. Медведев заявил, что подписал закон о внесении изменений в целый ряд законодательных актов, которые направлены на защиту детства в нашей стране, в частности, в закон об основных гарантиях прав ребёнка, по которому вводится целый ряд новых норм, предоставляющие дополнительные полномочия Уполномоченному при президенте РФ по правам ребенка и региональным омбудсменам детства .

Теперь получен доступ к информации, которая была закрыта грифом конфиденциальности. Например, к сведениям о правах на недвижимость и производимых с ней сделках. Закон дает право правозащитникам беспрепятственно посещать закрытые спецучреждения, колонии и следственные изоляторы, где содержатся несовершеннолетние, а также места лишения свободы, в которых находятся беременные женщины и женщины, имеющие детей в домах ребенка при исправительных колониях. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обязаны предоставлять уполномоченным по правам ребенка по их запросу сведения, документы и другие материалы. За чинение препятствий правозащитникам в их работе законом предусмотрена административная ответственность.

Кроме того, подписан второй закон, который вносит изменения в ст. 22 закона об основных гарантиях прав ребёнка, касающихся порядка представления государственного доклада о положении детей и семей, которые имеют детей в Российской Федерации.

Таким образом, нормативная основа для деятельности Уполномоченного по правам ребёнка, а также вообще системы защиты прав и интересов детей совершенствуется.

Нельзя забывать и о том, что благосостояние детей, соблюдение и защита их прав, зависит не только от действий государства как такового, но и от «негосударственного сектора»: средств массовой информации, частных предприятий, правозащитных организаций.

Кроме того, без поддержки обычных людей — каждого человека в отдельности — Конвенция не достигнет своих целей. С момента ратификации Конвенции, правительства стран-участниц, в том числе и России, могут быть подвергнуты внутреннему давлению со стороны, как частных лиц, так и неправительственных организаций, которые имеют право обосновывать свои действия обязательствами, взятыми на себя государством в рамках Конвенции.

Такие действия могут включать в себя мониторинг соблюдения государством прав, гарантированных Конвенцией, доведение до сведения широкой общественности информации о выявленных нарушениях, а также требования о выделении средств из государственного бюджета на поддержку программ по обеспечению прав и интересов детей.

При этом, несмотря на активную деятельность российских неправительственных организаций и требования Комитета по правам ребенка, без заинтересованности в защите прав ребенка в России сотен и тысяч граждан, выступающих в любом качестве — ученых, государственных служащих, педагогов, воспитателей и др., достичь конкретных социальных и политических перемен будет невозможно.

Защита прав детей в Калужской области

В рамках инспекционной поездки по Калужской области Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Павел Астахов проинспектировал Обнинский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Доверие», Кондровский детский дом-школу, Полотняно-Заводский дом-интернат для умственно отсталых детей, приют для детей и подростков «Мечта», специализированный дом ребенка, специальную (коррекционную) общеобразовательную школу-интернат им. Ф.А. Рау.

Цель поездки Павла Астахова и его «детского спецназа» — проверка жалоб, детских домов, приютов, больниц, спецшкол, домов ребенка.

В Калужской области сейчас проживают 164 540 детей. Из них 2 796 дети-инвалиды. В основном дети принимаются под опеку — всего в области принято 1 644 ребенка, в приемных семьях находятся 1 080 детей, усыновлены 1 403 ребенка (в том числе 332 — иностранными усыновителями). Институт патронатных семей в Калужской области популярностью не пользуется.

В области реализуется целевая программа «Право ребенка на семью 2010-2014 гг.» Каждый год в Калужской области выявляются сотни детей- сирот. Их число в 2010 г. уменьшилось в полтора раза (по сравнению с 2007 годом), но одновременно снизилось и число детей, оставшихся без попечения родителей, которые были устроены в новые семьи. В 2010 г. из детдомов были устроены в семьи 103 ребенка.

Сложнее всего устраивать в семьи ребят старше 10 лет, а это свыше двух третей (77%) от всех детей-сирот в области. Затрудняет этот процесс и наличие у детишек родных сестер и братьев.

В связи с этим Павел Астахов обратился к интернет-сообществу через свой микроблог в Твиттере: «В Региональном банке данных детей-сирот и оставшихся без попечения родителей на 1 января 2011 г. состоит 752 человека. Эти дети очень ждут свои новые семьи!»

В 2009 г. в Калужской области было 77 отказных детей, а в 2010 — лишь 46. По словам Павла Астахова в последние годы среди отказных детей преобладают дети, рожденные мигрантами и переселенцами с юга, из Средней Азии и Кавказа, а также цыгане и мулаты. Тогда как в анкетах по подбору ребенка кандидаты в приемные родители обычно указывают желательность «славянского происхождения/внешности ребенка».

Уполномоченный также обратил внимание на большую проблему Калужской области — детскую преступность. В 2010 г. органами внутренних дел было выявлено и поставлено на учет 1503 подростка-правонарушителя и 326 родителей. Это больше, чем в 2009 г., когда на учет были поставлены 1389 подростка 289 взрослых.

Особую тревогу вызвал чрезвычайно высокий рост преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних. Так в Калужской области число преступлений в форме развратных действий с 47 в 2009 г. резко выросло до 253 в 2010 г.

Возможность повлиять на детскую преступность станет подписание соглашения «О порядке взаимодействия по вопросам защиты прав и законных интересов ребенка в Калужской области» руководителем Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Калужской области В.В. Ефременковым и Уполномоченным по правам ребенка в Калужской области О.А. Копышенковой .

Цель соглашения — это объединение усилий ведомств в деле защиты детства. Стороны примут на себя обязательства по обмену информацией и оказанию взаимного содействия в деле защиты детей. Помимо этого предполагается возможность разработки предложений по совершенствованию законодательства в сфере защиты прав и интересов ребенка.

Под лозунгом «Поможем, подскажем, поддержим» 1 июня 2011 г., в Международный день защиты детей, в Калужской области состоялись благотворительные акции, проводимые под эгидой регионального Уполномоченного по правам ребенка.

Региональный детский омбудсман в своей работе руководствуется тремя принципами: «в любой ситуации главное — учитывать интересы ребенка», «все дети имеют одинаковые права», «права и обязанности родителей в отношении ребенка равны».

Уполномоченный по правам человека в Калужской области Юрий Зельников также включился в общенациональную информационную кампанию по противодействию жестокому обращению с детьми в Калужской области.

В рамках плана мероприятий этой компании были изданы памятки по правам и безопасности детей. Осуществлялось дальнейшее развитие института уполномоченных по правам участников образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях и оказание им методической помощи по вопросам профилактики жестокости и насилия к детям и реагирования по выявленным фактам. Так, в 2011 году был проведен семинар-практикум для уполномоченных по правам обучающихся школ города Калуги по теме: «Конфликты в школе. Помощь детям при насилии» .

Как известно, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на дополнительную социальную защиту жилищных прав. Данный факт узаконен и в нашей области.

На основании Закона Калужской области от 30.09.2008 № 465-03 «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на жилое помещение и предоставлении компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг» данной категории лиц, не имеющим закрепленного жилого помещения предоставляются денежные средства на приобретение или строительство жилого помещения.

Этот долгожданный Закон, на принятии которого активно настаивал калужский Уполномоченный по правам человека, стал настоящим спасением для сирот региона. Он дал возможность реализовать жилищные права не только детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, но и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет. Также областным Законом впервые была установлена компенсация на оплату жилых помещений и коммунальных услуг этой категории лиц в сумме 500 рублей ежемесячно.

На реализацию данного Закона в 2009 году из областного бюджета впервые была выделена весьма значительная сумма — 114,5 млн. руб., из них — 111,5 млн. было выделено сиротам на приобретение жилья. В сравнении с предыдущими годами (в 2007 году выделено 15,6 млн. руб., в 2008 год — 20 млн. руб.), это существенное увеличение. В результате жильем было обеспечено 107 лиц из числа данной категории (в 2007 жилье получили 28 чел., в 2008 — 27). Из федерального бюджета в 2009 году поступило 12,5 млн. рублей.

Данное существенное увеличение денежных средств стало возможным при непосредственном участии Уполномоченного по правам человека.

На 01.12.2009 г. 111 человек из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа получили компенсацию расходов на оплату закрепленных за ними жилых помещений и коммунальных услуг. Средства в сумме 10 млн. 152 тыс. рублей предусмотрены на эти цели в областном бюджете на 2010 год.

В 2010 г. для решения жилищного вопроса указанных категорий лиц Калужской областью планируется не снижать планку финансирования и направить 114,5 млн. рублей на приобретение (строительство) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

21 октября 2010 года на заседании сессии Законодательного Собрания

Права ребенка в современном мире

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Дата публикации: 26.02.2014

Статья просмотрена: 5966 раз

Библиографическое описание:

Суслова Д. В. Права ребенка в современном мире [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 93-96. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/101/5181/ (дата обращения: 16.10.2018).

Дети — это будущее каждого государства. И от того, как государство заботится о своем подрастающем поколении, зависит завтрашний день общества.

Основной целью работы является анализ соблюдения прав ребенка в современном обществе.

Бесправное рабское положение детей в процессе исторического развития, пренебрежительного отношения к ребенку было свойственно практически всем странам.

Анализ материалов о системах и методах воспитания детей в разных странах свидетельствуют о том, что дети всегда подвергались различным наказаниям, включая смертельную казнь и каторжные работы. К осознанию того, что ребенок обладает теми же правами, что и все люди, человечество пришло в конце XIX начале XX веков.

В Женеве в 1924 году Лига Наций приняла Декларацию прав ребенка. Но только с образованием в 1945 г. ООН проблема защиты прав ребенка вышла на международный уровень. Впервые Генеральная ассамблея ООН провозгласила 1917 г. Международным годом ребенка. Этим она не только еще раз обратила внимание мирового сообщества на положение детей, но и заставила мир перейти к конкретным действиям по защите прав детей. Значительно международно-правовым документом стала Конвенция о правах ребенка. И 20 ноября 1989 г. Генеральная Ассамблея ООН единогласно, приняла Конвенцию о правах ребенка, превратив ее в международный Юридический механизм, обеспечивающий правовую защиту самой уязвимой части мирового сообщества — детей.

Для настоящей конвенции — ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Все её положения сводятся к четырем требованиям, обеспечивающим права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.

1. Ребенок обладает личными правами — такими как: право на жизнь, приобретение гражданства, право на свободное выражение своих взглядов и т. д.

2. Ребенку гарантируются социальные права — это права на защиту и помощь, на пользование благами социального обеспечения.

3. Ребенку гарантированы как политические, так и права на образование и культуру — это право на свободу мысли, религии, доступ к образованию и т. д.

Ребенку гарантируются социальные права

На особую защиту и помощь, предоставляемую государством в случае, если ребенок временно или постоянно лишен своего семейного окружения или в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении (ст.20)

На пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезни и восстановления здоровья (ст.24)

На полноценную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчает егоактивное участие в жизни общества в случае, если ребенок неполноценный в умственном или физическом отношении (ст.23)

На пользование, благами социального обеспечения, включая социальное страхование (ст.26)

На уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст.27)

Ребенок обладает личными правами:

Неотъемлемое право на жизнь, выживание и здоровое развитие [ст.6].

На регистрацию с момента рождения, на имя, приобретение гражданства, знание родителей и на их заботу [ст.7].

На сохранение своей индивидуальности [ст.8].

На поддержание связей с родителями в случае разлучения с ними [ст.9–10].

На свободное выражение своих взглядов по всем по всем вопросам, затрагивающим ребенка (если он способен их сформулировать) [ст.12].

На личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции, на защиту закона от незаконного посягательства на его честь и репутацию [ст.16].

На защиту от всех форм физического и психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление со стороны родителей, законных опекунов, от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ, сексуальной эксплуатации, от пыток и жестокости, бесчеловечных или унижающих достоинство видов общения [ст.9, 33, 34, 35, 37].

На недопущение лишения свободы незаконным или произвольным образом. Ни смертная казнь, ни пожизненное тюремное заключение, не предусматривающее возможности освобождения, не назначаются за преступления, совершенные лицами моложе 18 лет [ст.37].

На защиту от призыва на военную службу детей, не достигших возраста 15 лет, недопущение участия детей, не достигших 15 — летнего возраста, в прямых боевых действиях.

Современная жизнь часто ставит ребенка в чрезвычайные ситуации, когда он нуждается в особой защите. К таким чрезвычайным обстоятельствам Конвенция относит вооруженные конфликты, природные и экологические бедствия, все виды эксплуатации детей привлечение к уголовной ответственности, жестокое обращение и многое другое.

По данным государственной думы в России не соблюдается 13 основополагающих статей Конвенции по правам ребенка. Обратите внимание, что 18 из 37 млн. детей в настоящее время находится в зоне социального риска. Численность беспризорных детей в России от 2,5 млн. (по данным МВД), до 4 млн. (по данным независимых экспертов). Расчет число детей, занимающихся бродяжеством и попрошайничеством. Масштабы этой трагедии еще до конца не осознаны.

В статье «Дети населения» в одной из газет — проводится потрясающие по своей социальной значимости данные: в России около 2 млн. неграмотных детей они оказались за пределами школы, а значит, без школьного воспитания, медицинской помощи и чаще всего пополняют ряды безработных молодых людей? Бездомных, криминальных группировок.

Серьезные нарушения прав ребенка имеются в области образования. Это чрезмерные учебные нагрузки, и авторитарные методы воспитания и управления со стороны многих педагогов, и низкое материально — техническое обеспечение учебного процесса, имеющего место необоснованные переводы детей в коррекционные классы, спецшколы и т. д.

По данным газеты «Дошкольное образование» за 2005 год значительно повысилась криминальная активность детей в возрасте до 14 лет — это 100т. общественно опасных деяний в год. По различным оценкам, детская преступность уже составляет от 30 до 40 % от общего количества преступлений, совершенных в нашем государстве.

Все чаще и чаще дети подвергаются не только насилию со стороны взрослого (это 25–30 т. Преступлений, по которым потерпевшими признаны дети до 13 лет, регистрируется свыше 80т. случаев сексуального насилия или развратных действий), но также дети становятся жертвами вооруженных и межнациональных конфликтов.

Работая над данной темой в детском саду было проведено исследование по проблеме соблюдения взрослыми прав ребенка. В ходе беседы с дошкольниками старшей и подготовительной группы выяснилось:

50 % опрошенных — родители за различные проступки ругают детей.

23 % опрошенных — родители нарушают права ребенка — ругают и ставят в угол.

27 % опрошенных родителей — родители оказывают физическое насилие — бьют, шлепают.

Организация досуга детей тоже в основном проходит авторитарно.

Из 87 опрошенных:

— 47 % — это родители спрашивают мнения детей.

— 13 % — это родители, которые редко спрашивают мнения детей и редко организуют досуг.

— 40 % — родители ставят детей перед фактом куда пойдут.

На вопрос беседуют с вами родители о ваших правах, из 28 опрошенных подготовительной группы:

— 6 % — ответили положительно.

— 94 % — ответили, что родители не говорят о правах ничего.

На вопрос проводят ли беседы воспитатели о ваших правах:

— 68 % — ответили, что да проводят

— 32 % — ответили, что не проводят.

Из всего выше сказанного следует, что права ребенка часто нарушаются самими взрослыми, теми людьми, кто должен в первую очередь защищать и охранять эти права.

Детство — надежда и будущее человечества, ребенок — существо, которому еще только предстоит стать человеком.

Поэтому работу по ознакомлению детей со своими правами необходимо проводить еще с дошкольного возраста. В нашем детском саду разрабатывается система мероприятий — беседы, игры, занятия для дошкольников.

Уже в старшей группе воспитатели проводят с детьми беседы об их правах, обсуждают и рассматривают их. В других группах, детей в игровой форме, используя различные пособия и методики, знакомят детей с их правами.

Похожие статьи

Международно-правовое закрепление статуса ребенка как.

ребенок, Украина, семья, защита, конвенция, отрасль защиты, материальное обеспечение, конвенция ООН, детский труд, генеральная Ассамблея ООН. Этапы формирования современной системы.

Значение Конвенции о правах ребёнка 1989 г. для механизма.

ребенок, Украина, семья, защита, конвенция, отрасль защиты, материальное обеспечение, конвенция ООН, детский труд, генеральная Ассамблея ООН.

Особенности правового регулирования статуса несовершеннолетних

Благополучие детей и их права всегда вызывали пристальное внимание международного сообщества.

«Конвенция о правах ребенка» была принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября.

Этапы формирования современной системы.

В 1948 г. Организация Объединенных Наций приняла Всеобщую декларацию прав человека, провозгласившая, что все дети имеют право на особое попечение и помощь.

20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка.

Детский правозащитный университет | Статья в журнале.

Когда Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка? а) 20 ноября 1989года.

г) по совету друзей или взрослых людей. Ребенок имеет право на свободное выражение собственного мнения.

Право на образование как одно из конституционных прав человека

Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования (данная конституционная

Это право на уважение человеческого достоинства, свободу совести и информации, свободное выражение мнений и убеждений, свободное.

Правовое воспитание детей как инновационная форма.

Наказание ребенка, в том числе физическое, в данном случае является выражением привычного способа поведения.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дошкольный возраст, жестокое обращение, детский сад, родитель, проблема защиты.

Выстраивание партнерских отношений ДОУ с родителями.

Приобретение практического опыта. Возможность обмена опытом с другими родителями группы.

Основные термины (генерируются автоматически): родитель, семья, детский сад, ребенок, семейное воспитание, образовательный процесс, дошкольное учреждение.

Право ребенка на образование и защита прав учащихся.

Основным правозащитным документом прав детей, провозглашённым на международном уровне является на сегодняшний день Конвенция о правах ребёнка, принятая резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи после одиннадцатилетних переговоров 20 ноября 1989 года и.

Защита прав несовершеннолетних детей

Главная > Реферат >Государство и право

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАМЫШИНСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

ВОЛГОГРАДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

ФАКУЛЬТЕТ «ЭКОНОМИКА И МЕНЕДЖМЕНТ»

КАФЕДРА «ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ»

по дисциплине: «Правоведение»

«Права несовершеннолетних детей»

студентка 4 курса

г. Камышин 2009 г.

1. Личные неимущественные права несовершеннолетних детей.

2. Имущественные права несовершеннолетних детей.

Несовершеннолетние дети по Семейному кодексу имеют только права и ни одной юридической обязанности. Такие обязанности, как любовь к своим родителям, послушание, почтение к ним, соблюдение семейных традиций и обычаев и т.п., правом не предусмотрены. Семейные отношения подобного рода могут регулироваться нормами морали, нравственности, этики, религиозными нормами, но никак не юридическими.

В семейном кодексе РФ права несовершеннолетних детей подразделяются на два вида: личные неимущественные и имущественные права, которые закреплены в главе 11.

1. Личные неимущественные права несовершеннолетних детей

К личным неимущественным пра­вам несовершеннолетних детей относятся:

право жить и воспитываться в семье (ст.54 СК);

право на общение с родителями и другими родственника­ми (ст.55 СК);

право на защиту (ст.56 СК);

право выражать свое мнение (ст.57 СК);

право на имя, отчество и фамилию (ст.58 СК).

Одним из самых важных прав ребенка является, предус­мотренное ст.54 СК право жить и воспитываться в семье, что согласуется и с п.2 ст.20 ГК, устанавливающей местом жительства несовершеннолетних не достигших четырнадцати лет, место жительства их законных представителей — роди­телей, усыновителей или опекунов. Поскольку Положением о паспорте граждани­на РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997г. №828, предусмотрена выдача паспорта не в шестнадцать, как ранее, а в четырнадцать лет, то регистра­ция места жительства или места пребывания несовершенно­летних, достигших возраста четырнадцати лет, производится на основании его паспорта. Право на совместное проживание с родителями несовершеннолетнего, достигшего возраста четырнадцати лет, получившего паспорт, естественно, сохраняется. Место жительства ребенка при раздельном проживании роди­телей определяется соглашением родителей. При отсутствии такого соглашения спор разрешается судом (п.3 ст.65 СК). Право ребенка жить и воспитываться в семье не может быть реализовано лишь в исключительных случаях, когда со­вместное проживание с родителями противоречит интересам ребенка.

Решение об его раз­дельном проживании с родителями может быть принято только судом с соблюдением установленных СК необходимых проце­дур и условий. Это соответствует международно-правовым нормам, согласно которым разлучение ребенка с родителями допускается по судебному решению, исходя из наилучших интересов ребенка. Например, когда родители жестоко обращаются с ребенком, или не заботятся о нем, или когда родители проживают раздельно и необходимо принять решение относительно места проживания ребенка (ст.9 Конвенции «О правах ребенка»).

Право ребенка жить и воспитываться в семье, также включает в себя право ребенка: знать своих родителей; на заботу родителей; на воспитание своими родителями; на обеспечение его интересов и всестороннее развитие; уважение его человеческого достоинства.

Право ребенка знать, насколько это возможно, своих ро­дителей и право на их заботу вытекает из требований ст.7 Конвенции «О правах ребенка»и обусловлено тем, что возник­новение взаимных прав и обязанностей родителей и детей ос­новывается на происхождении детей от данных родителей (ст.47 СК). Право ребенка знать своих родителей на практике может быть ограничено случаями, когда получение сведений о роди­телях является невозможным. В первую очередь речь идет о подкинутых (найденных) детях. В современной юридической литературе также отмечается, что окончательно не разре­шен вопрос о соотношении права ребенка знать своих родите­лей с тайной усыновления и тайной биологического происхож­дения ребенка (при применении методов искусственного опло­дотворения человека).

Право ребенка на забо­ту заключается не только в удовлетворении его жизненно необходимых потребностей материально-бытового характера (питание, обеспечение одеждой, обувью, учебными принад­лежностями и т. п.), но и в проявлении внимания к ребенку, оказании помощи при разрешении интересующих его вопро­сов, возможных конфликтов с другими детьми и т. д. (то есть в обеспечении разнообразных интересов детей). В случаях утраты родительского попечения (отсутствие ро­дителей, смерть родителей, лишение их родительских прав, при­знание недееспособными, болезнь родителей и в др. случаях, предусмотренных ст.121 СК) право ребенка на воспитание в се­мье обеспечивается органом опеки и попечительства в установленном законом (гл.18 СК) порядке. При этом согласно ст.123 СК предпочтение отдается семейным формам воспитания детей, ос­тавшихся без родительского попечения: передача их на усынов­ление, в приемную семью или под опеку (попечительство).

С правом несовершеннолетних детей жить и воспитывать­ся в семье, неразрывно связано и закрепленное ст.55 СК пра­во детей на общение с обоими родителями, дедушкой, бабуш­кой, братьями, сестрами и другими родственниками.

Прекратившие совместное проживание родители (независимо от того, расторгли они свой брак или нет) находятся во власти ненависти, желания мстить, чувства вины за происходящее, потребности единолично владеть ребенком, страха потерять его любовь. Чаще всего это происходит бессознательно — как правило — с обеих сторон, что можно считать почти повседневным признаком послеразводных отношений. «Агрессивные чувства против бывшего супруга, чувство вины, угрожающее чувству собственной полноценности, и страх после супруга потерять еще и ребенка спрессовываются в неспособность правильно реагировать на продолжающуюся любовь детей к другому родителю, и любовь эта вызывает, ревность и гнев».

В Кодексе особо подчеркивается, что право ребенка на общение с родителями сохраняется также в случаях:

а) рас­торжения брака родителей;

б) признания брака родителей не­действительным;

в) раздельного проживания родителей, в том числе при их проживании в разных государствах, чем под­тверждены существующие по этому вопросу международно-правовые нормы.

— проживание одного из родителей в другом государстве;

— проживание обоих родителей в другом государстве;

— проживание родителей в разных государствах.

Понимание, что та или иная степень общения ребенка с родителями (одним из них) жизненно необходима формирующейся в стадии развития личности, нашло свое отражение в ст.9 Конвенции «О правах ребенка», где сказано: « Государства – участники уважают право ребенка, который разлучается с одним или обоими родителями, поддерживать на регулярной основе личные отношения и прямые контакты с обоими родителями, за исключением случая, когда это противоречит наилучшим интересам ребенка».

Так, ребенок, родители которого проживают в разных странах, имеет право, за исключением особых обсто­ятельств, поддерживать на регулярной основе личные отно­шения и прямые контакты с обоими родителями. В этих целях как ребенок, так и его родители, вправе покидать любую стра­ну, включая свою собственную, а затем возвращаться в нее (ст.10 Конвенции «О правах ребенка»).

Лишение родителей права на общение с ребенком, что в свою очередь может лишить ребенка права на общение с роди­телями, законом предусматривается в строго установленных случаях: в судебном порядке — при лишении или ограничении родительских прав (ст.ст.71 и 74 СК), а также в административ­ном порядке при отобрании ребенка у родителей органом опе­ки и попечительства при непосредственной угрозе жизни ре­бенка или его здоровью (ст.77 СК).

Ребенок имеет право на общение с родственниками обоих родителей. Исчерпывающий перечень родствен­ников, имеющих право на общение с ребенком, в законе от­сутствует.

Статья 66 СК РФ состоит из нескольких пунктов, имеющих самостоятельные значения, неодинаковые цели. Правда, все они, так или иначе, служат осуществлению родительских прав проживающим отдельно от ребенка. Так, п.1 провозглашает общение, п.2 предусматривает право родителей заключить в письменной форме соглашение о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка. Подчеркивая важность данного положения, Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от 27 мая 1998г. №10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей», полностью воспроизводит текст СК РФ (п.8). На практике заключение мирового соглашения, нередко происходит особенно тогда, когда предстоит расторжение брака, и родители хотят сразу решить возникающие при разводе проблемы. Подобного рода соглашение чаще всего свидетельствует о желании мирным путем и наименее болезненным для ребенка способом определить его судьбу.

Ориентируя на мирное урегулирование крайне сложных вопросов СК РФ, исходит из необходимости защиты:

права родителя, который утрачивает постоянный, ежедневный контакт с ребенком:

права ребенка, который несмотря ни на что, сохраняет право на общение с обоими родителями, если они совместно с ним не проживают. При этом принимается во внимание очевидная истина: несовершеннолетнему нужны мать и отец.

Право ребенка на общение со своими родителями и други­ми родственниками в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу и др.) с учетом особенностей его осуществления и важности для ребенка отдельно выделе­но в п.2 ст.55 СК. Содержание п.2 ст.55 СК согласуется и с нормам международного права, предусматривающими в таких случаях право ребенка на незамедлительное и непосредственное информирование об обвинениях против него, через его ро­дителей или законных опекунов и попечителей и получение правовой и другой необходимой помощи с их участием при под­готовке и осуществлении своей защиты (ст.40 Конвенции «О правах ребенка»).

П.2 ст.55 СК РФ дает примерный перечень таких ситуаций. В качестве при­меров закон выделяет лишь задержание, арест, заключение под стражу, а также нахождение в лечеб­ном учреждении. Для определения иных разновидностей экст­ремальной ситуации, в которой может оказаться ребенок, воз­можно использовать также понятие трудной жизненной ситу­ации, под которой понимается ситуация, объективно наруша­ющая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособ­ность к самообслуживанию в связи с болезнью, сиротство, без­надзорность, малообеспеченность, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т.п.), которую он не может преодолеть самосто­ятельно. Разделом V Плана действий по улучшению положе­ния детей в РФ на 1995—1997гг. предусматривалось оказание помощи детям, находящимся в особо трудных обстоятельствах (пострадавшим в результате природных и техногенных катаст­роф, страдающим психическими заболеваниями и т.п.).

Безусловно, экстремальной является ситуация, связанная с привлечением ребенка к административной или уголовной ответственности. Понятно, что при подобных обстоятельствах общение ребенка с родителями и другими близкими родствен­никами крайне необходимо для него, но только в порядке и формах, определенных законом. В частности, законом предус­мотрено, что родители вправе представлять интересы своих несовершеннолетних детей по делам об административных пра­вонарушениях (ст.25.3 КоАП), а по определению суда или постановлению судьи близкие родственники могут быть допущены в качестве защитников по уголовным делам (ст.49 УПК). Это не только согласуется с требованиями Конституции РФ о том, что в РФ каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользо­ваться помощью адвоката (защитника), с момента соответственно, задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения (ст.48 Конституции РФ), но и может являться до­полнительной гарантией соблюдения прав ребенка в ходе предварительного или судебного следствия.

Семейный кодекс не только наделяет ребенка соответству­ющими правами, но и устанавливает надежные гарантии их осуществления. Одной из таких гарантий является закрепле­ние права ребенка на защиту своих прав и законных интере­сов в ст.56 СК.

В международном праве предусматривается необходимость защиты прав ребенка от следующих угроз и посягательств:

а) произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь или посягательства на честь и достоинство (ст.16 Конвенции «О правах ребенка»);

б) всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации (ст.19 Конвенции «О правах ребенка»);

в) экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умствен­ному, духовному, моральному и социальному развитию (ст.32 Конвенции «О правах ребенка»);

г) незаконного потребления наркотических средств и пси­хотропных веществ (ст.33 Конвенции «О правах ребенка»);

д) всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения (ст.34 Конвенции «О правах ребенка»);

е) бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания (ст.37 Конвенции «О правах ребенка»);

ж) всех других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребенка (ст.36 Конвенции «О правах ребенка»);

Меры защиты ребенка от перечисленных выше угроз и посягательств могут включать как разработку социальных про­грамм с целью предоставления необходимой поддержки ребен­ку и лицам, которые о нем заботятся, а также для осуществ­ления других форм предупреждения и выявления случаев же­стокого обращения с ребенком, так и законодательные, адми­нистративные, просветительные и иные меры.

В РФ целенаправленные мероприятия по защите прав ребенка в соответствии, с требованиями Конвенции «О правах ребенка», осуществляются на основе постановления Правитель­ства РФ от 23 августа 1993г. №848: «О реализации Конвенции ООН «О правах ребенка» и Всемирной декларации об обеспече­нии выживания, защиты и развития детей». В целях коорди­нации усилий федеральных органов государственной власти по защите прав детей в России, разработаны Основные направле­ния государственной социальной политики по улучшению по­ложения детей в РФ до 2000г. — Национальный план действий в интересах детей, утвержденный Указом Президента РФ от 14 сентября 1995г. №942. В качестве второго этапа реализа­ции Национального плана действий в интересах детей поста­новлением Правительства РФ от 18 декабря 1997г. №165 ут­вержден План действий по улучшению положения детей в РФ на 1998—2000гг., в котором предусматривается принятие ком­плексных мер по защите прав ребенка, включая правовые, социальные, организационные и иные аспекты.

Семейным кодексом (п.1 ст.56 СК) установлено, что не­посредственная защита прав и законных интересов ребенка должна осуществляться родителями или лицами, их заменя­ющими (то есть усыновителями, опекунами, попечителями, приемными родителями), а в прямо предусмотренных СК слу­чаях — органами опеки и попечительства, прокурором и судом. Если ребенок, оставшийся без попечения родителей, находит­ся в воспитательном учреждении или в учреждении социаль­ной защиты, то защита его прав и интересов возлагается на администрацию этих учреждений (ст.147 СК).

Несовершеннолетнему, признанному в соответствии с за­коном полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, предоставлено право, самостоятельно осуществлять свое право на защиту. Объявление несовершеннолетнего полнос­тью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства — с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого со­гласия — по решению суда.

Право ребенка на защиту включает и возможность само­стоятельного принятия им (независимо от возраста) некоторых мер в случае нарушения его законных прав и интересов. Это возможно при злоупотреблениях со стороны родителей, а рав­но при невыполнении или ненадлежащем выполнении родите­лями обязанностей по воспитанию, образованию ребенка. В та­ких ситуациях ребенку, предоставлено право, обратиться в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнад­цати лет — в суд. Последствия такого обращения могут заклю­чаться в привлечении родителей к административной или уголовной ответственности, немедленном отобрании ребенка у родителей органом опеки и попечительства при непосредствен­ной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст.77 СК), ли­шении или ограничении родительских прав в, судебном поряд­ке (ст.69, 73 СК).

Весьма, значительной гарантией надлежащей защиты прав ребенка в семье является установленные п.3 ст.56 СК обязан­ности должностных лиц, организаций и граждан, которым ста­нет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, или о нарушениях его прав и законных интересов, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахож­дения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав ребенка.

Статья 12 Конвенции «О правах ребенка» предусматривает, что государства-участники обеспечивают ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ре­бенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка. В соответствии с положениями Конвенции «О правах ребенка», ст.57 СК предоставляет ребенку право выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства.

В Кодексе не указано, с какого возраста ребенок обладает правом свободно выражать свое мне­ние. В Конвенции «О правах ребенка» такое право признается за ребенком, способным сформулировать собственные взгляды. Таким образом, ребенок вправе выражать свое мнение тогда, когда он достигает определенного уровня развития, позволяю­щего ему выразить собственную точку зрения на тот или иной вопрос, непосредственно касающийся его интересов (выбор об­разовательного учреждения, формы обучения, организация до­суга и т.п.). С этого же момента он вправе быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Например, ребенок вправе выражать свое мнение при рассмот­рении в суде дел об оспаривании записи об отцовстве, при раз­решении спора между родителями о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей (п.3 ст.65 СК), при рас­смотрении иска родителей о возврате им детей (п.1 ст.68 СК), о восстановлении родителей в родительских правах (п.4 ст.72 СК), об отмене ограничения родительских прав (п.2 ст.76 СК) и т. д.

Если по обстоятельствам дела, связанного с воспитанием детей, судом будет признано, необходимым опросить ребенка, то следует предварительно выяснить мнение органа опеки и попечительства о том, не окажет ли неблагоприятного воздей­ствия на ребенка его присутствие в суде. Опрос производится с учетом возраста и развития ребенка в присутствии педагога в обстановке, исключающей влияние на него заинтересованных лиц. При опросе ребенка суду необходимо выяснить, не явля­ется ли мнение ребенка следствием воздействия на него заин­тересованных лиц, осознает ли он свои собственные интересы при выражении своего мнения, как он его обосновывает и тому подобные обстоятельства.

В некоторых случаях, прямо предусмотренных СК, реше­ние может быть принято компетентным органом (орган опеки и попечительства или суд) только с согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет. Речь идет о ситуациях, когда затрагивают­ся важнейшие интересы ребенка, а именно: изменение имени и (или) фамилии ребенка (ст.59 СК); восстановление родителей в родительских правах (ст.72 СК); усыновление (ст.132 СК); изменение фамилии, имени и отчества усыновленного ребенка (п.4 ст.134 СК); запись усыновителей в качестве родителей усыновленного ребенка (ст.136); изменение имени, отчества или фамилии ребенка при отмене усыновления (п.3 ст.143 СК); передача на воспитание в приемную семью (п.3 ст.154 СК). Данный перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.

В соответствии со ст.8 Конвенции «О правах ребенка» каж­дый ребенок имеет право на сохранение своей индивидуально­сти, включая гражданство, имя и семейные связи. Право ре­бенка на имя закреплено в ст.58 СК. Право ребенка на имя, включающее собственно имя, фамилию и отчество, появляет­ся у ребенка с момента рождения одновременно с правом на приобретение гражданства (ст.7 Конвенции о правах ребенка). В соответствии с п.2 ст. 58 СК имя ребенку дается по соглашению родителей. Отчество ребенку присваивается по имени отца или по имени лица, записанного в качестве отца ребенка. Кодекс устанавливает возможность присвоения отчества ребенку в ином порядке в соответствии с нормативными актами субъектов РФ или на основании национальных обычаев.

Как следует из п.3 ст.58 СК, фамилия ребенка определя­ется фамилий родителей. При разных фамилиях родителей ребенку присваивается фамилия отца или фамилия матери по соглашению родителей, если иное /не предусмотрено законами субъектов РФ (с учетом национальных традиций). При отсутствии соглашения между родителями относитель­но имени и (или) фамилии ребенка возникший спор разреша­ется органом опеки и попечительства (п.4 ст.58 СК). Не вызы­вает сомнений, что подобные споры должны разрешаться толь­ко исходя из интересов ребенка.

Имя, фамилия и отчество ребенка указываются в записи акта о рождении и в свидетельстве о рождении (ст.22 — 23 За­кона об актах гражданского состояния), а в последующем вно­сится в паспорт гражданина РФ — основной документ, удостоверяющий его личность.

Фамилия, имя и отчество найденному (подкинутому) ребенку записываются в записи акта о рождении по указанию органа опеки и попечительства, медицинской или воспитательной организации, организации социальной защиты населения, органа внутренних дел (п.1,3 ст.19 Закона об актах гражданского состояния). Перечисленные органы обязаны заявить о государственной регистрации рождения найденного (подкинутого) ребенка, родители которого неизвестны, не позднее чем через семь дней со дня обнаружения ребенка

Семейный кодекс допускает изменение имени и фамилии ребенка. В соответствие с п.1 ст.59 СК (в ред. Федерального закона от 15 ноября 1997г. №140-ФЗ) изменение имени и фамилии ребенка на фамилию другого родителя возможно, лишь по совместной просьбе родителей до достижения ребенком четырнадцатилетнего возраста, и только с разрешения органа опеки и попечительства. При этом в законе прямо указыва­ется, что изменение имени и фамилии ребенка производится исходя из интересов ребенка. После достижения несовершеннолетним возраста четырнадцати лет вопрос о перемене им имени, вклю­чающего в себя фамилию, собственно имя и (или) отчество, решается по его собственному заявлению в соответствии с тре­бованиями действующего законодательства (ст.58—63 Закона об актах гражданского состояния). В частности, согласно п.3 ст.58 Закона об актах гражданского состояния перемена име­ни лицом, не достигшим совершеннолетия, производится при наличии согласия обоих родителей, усыновителей или попечи­теля, а при отсутствии такого согласия на основании решения суда, за исключением случаев приобретения лицом полной де­еспособности до достижения им совершеннолетия.

При раздельном проживании родителей, что в большин­стве случаев связано с расторжением их брака, родитель, с которым остался проживать ребенок, вправе просить о при­своении ему своей фамилии (п.2 ст.59 СК). Обсто­ятельства, когда учет мнения этого родителя не обязателен, прямо перечислены в законе (п.2 ст.59 СК): невозможность установления его места нахождения, лишение его родительс­ких прав, признание недееспособным, уклонение родителя без уважительных причин от воспитания и содержания ребенка.

На практике органы опеки и попечительства дают согла­сие на перемену фамилии ребенка по просьбе одного из роди­телей при вступлении матери (отца) в повторный брак, когда ею (им) выбрана фамилия нового супруга. Однако в таких слу­чаях необходимо выяснять характер сложившихся взаимоот­ношений между ребенком и отчимом (мачехой), их длитель­ность и устойчивость. Если ребенок счастлив в новой семье и привязан к супругу своей матери (отца), а тот проявляет заботу о его со­держании, воспитании и образовании, как настоящий роди­тель, вопрос может быть решен положительно. Это относится и к случаям, когда ребенок рожден от лиц, не состоящих в браке между собой, и отцовство в законном порядке не установлено. При такой ситуации, исходя из интересов ребенка, орган опеки и попечительства вправе разрешить изменить его фамилию на фамилию матери, которую она носит в момент обращения с такой просьбой (п.3 ст.59 СК).

Во всех случаях перемены имени и (или) фамилии ребенка по совместной просьбе родителей или только по просьбе од­ного родителя, является обязательным согласие ребенка на из­менение его фамилии и имени, после достижения им десяти­летнего возраста (п.4 ст.59 СК), когда он уже может само­стоятельно дать оценку последствий подобного решения для себя, с учетом взаимоотношений с родителями, со сверстника­ми и педагогами в школе и в среде своего общения. Введение в закон этой нормы является дополнительной, существенной га­рантией соблюдения прав несовершеннолетних.

Нормы права, непосредственно посвященные правам несовершеннолетних детей в семье, впервые появились в российском законодательстве лишь с принятием нового Семейного кодекса. По КоБС права детей рассматривались сквозь призму правоотношений родителей и детей, при этом дети в силу своей недееспособности часто оказывались не в положении самостоятельных носителей прав, а в положении объектов родительской заботы. Включение в СК отдельной главы, посвященной правам несовершеннолетних детей, явилось важным шагом на пути преодоления такого подхода. С 15 сентября 1990г. Россия является участницей Конвенции ООН «О правах ребенка». В соответствии со ст.15 Конституции РФ данная Конвенция «О правах ребенка» является частью российского законодательства, ее нормы, которые не были инкорпорированы во внутреннее законодательство, подлежат непосредственному применению. В случае противоречия между нормами Конвенции и другими внутренними актами применяются нормы Конвенции «О правах ребенка». В соответствии с этим международным документом Россия приняла на себя многочисленные обязательства по обеспечению прав ребенка, которого Конвенция «О правах ребенка» рассматривает как самостоятельную личность, наделенную правами и способную в той или иной степени к их самостоятельному осуществлению и защите. Такой же подход к проблеме прав ребенка содержится и в Семейном кодексе РФ.

2. Имущественные права несовершеннолетних детей

Каж­дый ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для нормального физического, умственного, духовного, нравствен­ного и социального развития, что требует соответствующих материальных затрат. Создание условий жизни, необходимых для развития ребенка, обеспечивается главным образом роди­телями, несущими основную финансовую ответственность за его достойное содержание (ст.27 Конвенции «О правах ребенка»). Ранее нормы об имущественных правах ребенка в КоБС отсутствовали, что создавало опреде­ленные сложности в решении вопросов, связанных с защитой имущественных интересов детей. Только с принятием СК уст­ранен этот пробел в семейном законодательстве.

Статья 60 СК наделяет ребенка следующими имуществен­ными правами:

а) правом на получение содержания от своих родителей и других членов семьи (то есть совершеннолетних трудоспособ­ных братьев, дедушки, бабушки и др.);

б) правом собственности на полученные им доходы, иму­щество, полученное им в дар или в порядке наследования, и на любое другое имущество, приобретенное на средства ребен­ка;

в) правом владеть и пользоваться имуществом родите­лей при совместном с ними проживании (по взаимному согла­сию ребенка и родителей).

Порядок и размер предоставления содержания ребенку ро­дителями и другими членами семьи определяются разделом 5 СК «Алиментные обязательства членов семьи» (ст.80—84,86,93—94 СК). Что касается различных денежных сумм, причитаю­щихся ребенку, то право собственности на них признается за ребенком. Согласно п.2 ст.60 СК эти средства поступают в рас­поряжение родителей или лиц, их заменяющих (усыновители, опекуны, попечители, приемные родители), и должны расхо­доваться ими на содержание, воспитание и образование ре­бенка. Это относится как к алиментам, так и к другим выпла­там — пенсиям и пособиям. В частности, детям может назна­чаться пенсия по случаю потери кормильца, пенсия по инва­лидности, социальная пенсия детям-инвалидам в возрасте до шестнадцати лет, социальная пенсия инвалидам с детства, со­циальная пенсия детям в возрасте до восемнадцати лет, поте­рявшим одного или обоих родителей.

Каждый ребенок имеет право на пособие со стороны госу­дарства. Право на ежемесячное пособие на ребенка согласно ст.16 Федерального закона от 19 мая 1995г. №81-ФЗ — «О госу­дарственных пособиях гражданам, имеющим детей» (с после­дующими изменениями и дополнениями), имеет один из роди­телей (усыновитель, опекун, попечитель) на каждого рожден­ного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) и проживающего совместно с ним ребенка до достижения им шестнадцати лет (на учащегося общеобразовательного учреж­дения — до окончания им обучения, но не позднее, чем до достижения им восемнадцати лет). Это пособие на ребенка на­значается и выплачивается независимо от получения на него пенсии по случаю потери кормильца, социальной пенсии, али­ментов, других социальных выплат. Заявление о назначении ежемесячного пособия на ребенка подается родителем (усыно­вителем, опекуном, попечителем) в орган социальной защиты населения по месту жительства родителя, с которым прожи­вает ребенок, или по месту военной службы, службы в каче­стве лиц рядового и начальствующего состава в органах внут­ренних дел одного из родителей (при условии неполучения ежемесячного пособия на ребенка в органах социальной защи­ты населения другим родителем).

Законом предусмотрены определенные гарантии соблюде­ния имущественных интересов ребенка и предотвращения воз­можных фактов злоупотреблений со стороны недобросовест­ных родителей (использования полученных на ребенка средств, в своих или любых других целях). Так, согласно п.2 ст.60 СК по требованию родителя, обязанного уплачивать алименты на несовершеннолетних детей, суд вправе вынести решение о пе­речислении не более пятидесяти процентов сумм алиментов, подлежащих выплате, на счета, открытые на имя несовершен­нолетних детей в банках. Решение об этом может быть приня­то судом только исходя из интересов детей. В этой связи необ­ходимо учитывать, что если такое требование заявлено роди­телем, с которого взыскиваются алименты на основании су­дебного приказа или решения суда, то оно разрешается судом по правилам изменения способа и порядка исполнения реше­ния суда.

Ребенок может иметь на праве собственности любое иму­щество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам (ст. 213 ГК). Это не только имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, но и доходы (заработок), получен­ные им, а также имущество, приобретенное на средства ребен­ка. Суммы полученных родителями (лицами, их заменяющими) алиментов, пенсий и пособий также являются собственностью ребенка. Ребенок может стать собственником имущества и по другим основаниям. Например, в результате приватизации жи­лого помещения (бесплатная передача в собственность граждан занимаемых ими жилых помещений в государственном и муни­ципальном жилищном фонде). Так, в собственность несовершен­нолетних передаются жилые помещения, в которых проживают только они. Для этого требуется заявление родителей (усыно­вителей) или опекунов, если ребенок не достиг возраста четыр­надцати лет, и предварительное разрешение органов опеки и попечительства. Жилые помещения, в которых проживают ис­ключительно несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, передаются им в собственность по их за­явлению с согласия родителей (усыновителей), попечителей и органов опеки и попечительства. В случае смерти родителей или утраты родительского попечения по другим причинам, если в жилом помещении остались проживать исключительно несовер­шеннолетние дети, органы опеки и попечительства, руководи­тели учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без по­печения родителей, опекуны (попечители), приемные родители или иные законные представители в течение трех месяцев офор­мляют договор о передаче жилого помещения в собственность ребенка. Договор о передаче жилого помещения в собственность несовершеннолетнего, не достигшего возраста четырнадцати лет, оформляется по заявлению его законного представителя (усы­новителя, опекуна) с предварительного разрешения органа опе­ки и попечительства или при необходимости по инициативе та­ких органов. Несовершеннолетние, достигшие возраста четыр­надцати лет, оформляют указанный договор самостоятельно с согласия их законных представителей и органов опеки и попечительства. В этой связи следует иметь в виду, что оформление договора передачи в собственность жилых помещений, в кото­рых проживают исключительно несовершеннолетние, проводится за счет средств местных бюджетов.

Права ребенка по распоряжению принадлежащим ему на праве собственности имуществом определяются гражданским законодательством и зависят от объема его гражданской деес­пособности (ст.26 и 28 ГК). Так, малолетние дети в возрасте от шести до четырнадцати лет вправе согласно ст.28 ГК самостоятельно совершать только следующие сделки:

а) мелкие бытовые сделки (в законе понятие такой сделки не дается, поэтому принадлежность сделки к мелкой бытовой определяется в каждом конкретном случае. Как правило, эти сделки направлены на удовлетворение обычных, каждоднев­ных потребностей малолетнего или членов его семьи и незна­чительны по сумме: покупка продуктов питания, школьных принадлежностей и т. д.);

б) сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо го­сударственной регистрации (принятие в подарок игровой при­ставки, компьютера, одежды и т. д.);

в) сделки по распоряжению средствами, предоставлен­ными законным представителем или с согласия последнего тре­тьим лицом для определенной цели или для свободного распо­ряжения (то есть дети могут получать деньги от родителей или других законных представителей и расходовать их на свои нужды или по целевому назначению. Посторонние лица могут представлять ребенку денежные средства только с согласия законных представителей (родителей, усыновителей, опеку­нов).

Все другие сделки за малолетних совершают от их имени только их родители, усыновители или опекуны (п.1 ст.28 ГК) с соблюдением ограничений, установленных законом. Так, на­пример, они не вправе осуществлять дарение (за исключени­ем подарков стоимостью до пяти, установленных законом, ми­нимальных размеров оплаты труда) от имени и за счет имуще­ства малолетних (п.1 ст.575 ГК).

В случае совершения ребенком в возрасте от шести до че­тырнадцати лет, сделки с превышением предоставленных ему ст.28 ГК правомочий она признается законом недействительной (ничтожной) (п.1 ст.172 ГК). Однако в интересах ребенка такая сделка может быть по требованию законных представителей (ро­дителей, усыновителей, опекуна) признана судом действитель­ной, если она совершена к выгоде малолетнего (п.2 ст.172 ГК).

Характерно, что имущественную ответственность по всем сделкам малолетнего (включая сделки, совершенные им само­стоятельно), несут его родители (усыновители или опекуны), если не докажут, что обязательство было нарушено не по их вине. Эти лица в соответствии с законом также отвечают и за вред, причиненный малолетними (п.2—3 ст.28 и ст.1073 ГК).

Что касается несовершеннолетних детей в возрасте до шести лет, то ГК не наделяет их дееспособностью вообще, а поэтому их права по распоряжению принадлежащим им на праве собственности имуществом полностью осуществляют их родители (усыновители, опекуны) с соблюдением предусмот­ренных законом ограничений.

Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет вправе согласно ст.26 ГК самостоятельно:

а) совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки, раз­решенные малолетним (п.2 ст. 28 ГК);

б) распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами. Однако суд, при наличии достаточных оснований по ходатайству родителей (усыновителей), или попечителей, либо органа опеки и попечительства может ограничить или лишить несовершеннолетнего права самостоятельно распоряжаться сво­ими доходами, за исключением случаев, когда такой несовер­шеннолетний приобрел дееспособность в полном объеме (вступ­ление в брак или эмансипация — п.2 ст.21 и ст.27 ГК);

в) осуществлять права автора произведения науки, лите­ратуры или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;

г) в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;

д) быть членами кооперативов (по достижении шестнадца­ти лет).

Все остальные сделки несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет совершаются только с письменного согласия своих законных представителей — роди­телей (усыновителей) или попечителей (п.1 ст.26 ГК). В случае нарушения этого требования сделка, совершенная несо­вершеннолетним, может быть признана судом недействительной по иску родителей (усыновителей) или попечителя (ст.175 ГК), за исключением сделок несовершеннолетних, ставших полнос­тью дееспособными.

В отличие от малолетних, несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет самостоятельно несут имущественную ответственность по сделкам, совершенным ими в соответствии с требованиями ст.26 ГК. Они также могут быть привлечены к самостоятельной имущественной ответственнос­ти за причиненный ими вред в порядке, установленном граж­данским законодательством (ст.26 (п.3) и 1074 ГК).

Правомочия родителей по управлению имуществом ребенка также определяются гражданским законодательством. В соот­ветствии с его положениями, родители малолетних (несовер­шеннолетних в возрасте до четырнадцати лет) не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а родители несовершеннолетних в возрасте от че­тырнадцати до восемнадцати лет — давать согласие на совер­шение сделок по отчуждению имущества ребенка (включая обмен, дарение имущества, сдачу его внаем (в аренду), в без­возмездное пользование или в залог), иных сделок, влекущих отказ от принадлежащих ребенку прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, вле­кущих уменьшение имущества (п.2 ст.37 ГК). Например, пред­варительное разрешение органов опеки и попечительства не­обходимо для совершения сделок (договоров купли-продажи, мены, дарения и др.) в отношении жилых помещений, собствен­никами которых являются несовершеннолетние. Более того, предварительное разрешение органа опеки и попечительства необходимо для совершения сделок с приватизированными жилыми помещениями, в которых проживают несовершенно­летние лица, независимо от того, являются ли они собствен­никами, сособственниками или членами семьи собственников, в том числе бывшими, имеющими право пользования данным жилым помещением: Указанное правило распространяется так­же на жилые помещения, в которых несовершеннолетние не проживают, однако на момент приватизации имели на это жилое помещение равные с собственником права. Законом так­же установлено, что средства от сделок с приватизированны­ми жилыми помещениями, в которых проживают (проживали) исключительно несовершеннолетние, зачисляются родителями (усыновителями), опекунами (попечителями), администра­цией детских или иных воспитательных учреждений на счет по вкладу на имя несовершеннолетнего в местном отделении сберегательного банка.

Необходимо также иметь в виду, что в соответствии с п.4 ст.292 ГК отчуждение жилого помещения, в котором прожи­вают несовершеннолетние члены семьи собственника, допус­кается с согласия органа опеки и попечительства. Указанное требование касается и осуществления сделок с жилыми поме­щениями, собственниками которых по различным основаниям, в том числе и на праве долевой собственности, являются несо­вершеннолетние. Однако само по себе наличие согласия органа опеки и попечительства на совершение сделки по отчуждению имущества малолетнего ребенка не является для суда достаточным подтверждением законности сделки. Как указала судебная коллегия по граж­данским делам Верховного Суда РФ в своем определении от 29 августа 1997г., критерием оценки действительности сделки является только реальное соблюдение имущественных прав ребенка.

Рассматривая вопрос о даче согласия на совершение сделок (в частности, договоры купли-продажи, мены) с жилыми по­мещениями, в которых проживают несовершеннолетние, орган опеки и попечительства изучает ряд документов, предоставляе­мых заинтересованными лицами: а) заявление родителей; б) запрос нотариуса; в) копии финансовых лицевых счетов жи­лой площади; г) копии свидетельств о собственности на жилье (отдельно по месту продажи и по месту покупки жилых поме­щений); д) копии справок из налоговой инспекции об отсут­ствии задолженности по уплате налога на недвижимость; е) за­явление несовершеннолетнего старше четырнадцати лет о со­гласии на данную сделку; ж) справки бюро технической инвентаризации, удостоверяющие балансовую стоимость жилых помещений на момент обраще­ния; з) разрешение на регистрацию в населенном пункте субъекта Российской Федерации в случае выезда семьи по ново­му адресу из ОВД (форма 6); и) выписку (справку) из домовой книги с места регистрации несовершеннолетнего по месту жи­тельства

Без разрешения органов опеки и попечительства родители согласно п.1 ст.37 ГК вправе производить только необходи­мые для содержания ребенка расходы (то есть на питание; на приобретение одежды, школьных принадлежностей, книг, иг­рушек; на лечение, отдых и т. п.) за счет сумм, причитающих­ся ребенку в качестве дохода, кроме доходов, которыми несо­вершеннолетние вправе распоряжаться самостоятельно.

В целях защиты имущественных прав несовершеннолет­них и предупреждения возможных злоупотреблений со сторо­ны родителей (лиц, их заменяющих) п. 4 ст. 37 ГК предусмот­рено, что родители (лица, их заменяющие) не вправе совер­шать сделки со своими несовершеннолетними детьми, за исключением передачи им имущества в качестве дара или в без­возмездное пользование. Это ограничение распространяется и на близких родственников родителей.

Впервые в семейном праве законодательно закреплен прин­цип раздельности имущества родителей и детей, то есть ре­бенок не имеет права собственности на имущество родите­лей, а родители не имеют права собственности на имущество ребенка (п.4 ст.60 СК). Тем не менее, дети и родители, прожи­вающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию. Одновременно предус­мотрено, что в случае возникновения права общей собствен­ности родителей и детей (в результате, например, привати­зации, наследования), их права по владению, пользованию и распоряжению общим имуществом определяются гражданс­ким законодательством (п.5 ст.60 СК). Общая собственность родителей и детей может быть долевой или совместной. Каж­дый из видов общей собственности имеет соответствующий пра­вовой режим. Правовой режим общей долевой собственности определен в ст.ст. 244—252 ГК, а совместной собственности — ст.ст.253—259 ГК. Так, в общую собственность (совместную или долевую) родителей и детей могут передаваться занимаемые ими жилые помещения путем приватизации. Не включение детей в приватизационные документы может иметь место толь­ко с разрешения органа опеки и попечительства. Это обус­ловлено тем, что несовершеннолетние, проживающие совме­стно с нанимателем и являющиеся членами его семьи, имеют равные с ним права, вытекающие из договора найма жилого помещения. Поэтому в случае приватизации занимаемого по­мещения они наравне с совершеннолетними пользователями вправе стать участниками общей собственности на это поме­щение.

В завершение рассмотрения вопроса об имущественных правах детей необходимо отметить, что с принятием Семейно­го кодекса они имеют собственную правовую основу (ст. 60 СК) и хотя их перечень выходит за рамки семейных отношений, так как они регулируются в большей степени гражданским за­конодательством, тем не менее, их наличие у ребенка позволя­ет говорить о нем как о самостоятельном субъекте семейных правоотношений.

Сделки с недвижимостью в жилищной сфере, в которых участвуют несовершеннолетние собственники (сособственники) жилья или в ходе которых так или иначе затрагиваются их права и интересы, представляют значительную сложность для практиков — нотариусов, работников муници­пальных образований (органов опеки и попечитель­ства), органов государственной регистрации, судей, риэлтерских компаний. Наиболее часто проблемы возникают вследствие несовершенства законода­тельства — нечеткости, противоречий, пробелов, что не способствует формированию единой право­применительной практики и, в конечном счете, не­гативно сказывается на защите прав и интересов не­совершеннолетних субъектов права.

Из вышеизложенного, делаем вывод, что под реализацией личных неимущественных и имущественных прав ребенка следует понимать действия ребенка или его законных пред­ставителей, состоящие в распоряжении по своему и/или усмотрению законных представителей, опреде­ляемому интересами ребенка, принадлежащими ему по Семейному кодексу РФ правами (юридическими воз­можностями) в соответствии с их назначением и не нарушающие права и законные интересы других лиц. В отличие от совершеннолетних лиц осуществление прав ребенка связано с поведением его законных пред­ставителей, а иногда и учреждений, на которые зако­ном возложены обязанности по охране прав несовер­шеннолетних детей. Степень и границы участия этих лиц в реализации прав ребенка определяются интере­сами последнего. До тех пор, пока их действия, связан­ные с реализацией прав ребенка, не нарушают его ин­тересов, они участвуют в этом процессе.

В этой связи необходимо, прежде всего, подчеркнуть, что существующая в Российской Федерации нормативно-правовая база по вопросам защиты прав детей в конце 90-х гг. претерпела значительные изменения прогрессивного характера. Глава 11 Семейного кодекса позволяет установить определенный семейно-правовой статус несовершеннолетних.

Беидов С.Н. Семейное право. М., 2002. 37с

Беспалов Ю. Определение места жительства ребенка //Российская юстиция. 2002 № 2.

Беспалов Ю. Участие законных представителей в реализации семейных прав ребенка. //Российская юстиция. 2003. №6.

Бойцова В. и др., Ювенальная юстиция — защита для сирот. //Российская юстиция. 1998. №8.

Бреева Е.Б. Социальное сиротство. Опыт социологического обследования. //Социологические исследования 2004. №4 с.44 – 51

Видра Диана. Помощь разведенным родителям и их детям. М., 2003. 159с.

Гражданское право. Часть 1. Учебник. Под ред. А.Г.Калпина, А.И.Масляева. М.: Юристъ . 75с.

Ежегодный государственный доклад «О положении детей в РФ (1997)». М., 1998. 40с.

Интервью с Уполномоченным по правам ребенка в г.Москве А.И.Головань //Человек и закон №5 2003. с.14-17

Косова О.Ю. Семейное и наследственное право России. Учебное пособие. М.:Статус. 2001 .311с

Максимович Л.Б. Защита прав несовершеннолетних членов семьи при сделках с недвижимостью // Закон 2004. № 4 с.59 – 65

Макаров Г.П. Имущественные и трудовые права несовершеннолетних граждан //Гражданин и право. 2000. №1.

Нечаева А.М. Судебная защита прав ребенка. Учебно-практическое пособие. М.: Экзамен. 2003

Нечаева А.М. Правовая охрана семьи. //Закон. 2004. №4 5-7 с.

Пчелинцева Л.М. Обеспечение безопасности несовершеннолетних граждан семейно-правовыми средствами //Журнал российского права. 2001.№6. с.13

Смотрите еще:

  • Постановление 1443 ч1 коап рф Статья 14.43. Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов 1. Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим […]
  • Часть 2 статья 108 ук рф Статья 108. Убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление Статья 108. Убийство, совершенное при превышении […]
  • Воздушный кодекс ст 105 Статья 106. Услуги и льготы, предоставляемые пассажирам воздушных судов Статья 106 . Услуги и льготы, предоставляемые пассажирам воздушных судов См. комментарии к статье 106 Воздушного кодекса РФ 1. Перевозчик обязан […]
  • Усеченный состав в ук рф Виды составов преступлений Составы преступлений классифицируются по трем основаниям: 1) по характеру и степени общественной опасности, 2) по способу описания, 3) по особенностям конструкции элементов составов, […]
  • Мировой суд ломоносовского района ленинградской области Мировой суд ломоносовского района ленинградской области Судебный участок № 85 Аппарат мирового судьи МИРОВОЙ СУДЬЯ Синицин Евгений Валерьевич помощник мирового судьи Тивилина Юлия Борисовна СЕКРЕТАРЬ СУДЕБНОГО […]
  • Дарственная на деньги на машину Дарение денег на приобретение машины Здравствуйте! В апреле 2011 г. я подарила сыну (состоит в браке с 2009 г.) деньги на покупку машины. Хочу оформить договор дарения. Возможно ли это ? Спасибо. Ответы юристов (2) Вы […]
admin

Обсуждение закрыто.