Змр у детей что это

Змр у детей что это

Змр у детей что это

Задержка развития у ребенка до 3 лет

Кто в группе риска?

Если ребенок вынашивался или рождался с какими-либо проблемами, даже на первый взгляд незначительными, он оказывается в группе риска по формированию неврологической патологии.

Патология нервной системы может проявиться как минимальными и быстро компенсированными симптомами, так и стать причиной для значимых нарушений здоровья ребенка, вплоть до инвалидизации. Дети, рожденные недоношенными, пережившие гипоксию во время беременности, асфиксию в родах или внутриутробную инфекцию, на первом году жизни должны посещать кабинет невролога один раз в 3 месяца. Как правило, такие дети проходят ряд обследований: начиная с нейросонографии, ЭЭГ, ЭНМГ и заканчивая МРТ головного мозга, которое проводится строго по показаниям.

Причины задержки развития очень неоднородны. В зависимости от того, какая патология привела к нарушению в развитии малыша, он наблюдается либо только у невролога, либо у невролога и эндокринолога, или невролога и нейрохирурга, реже – у психиатра. В любом случае, «первым звеном» в определении факта наличия задержки развития является районный невролог, который регулярно осматривает ребенка.

Каждый пациент с задержкой развития уникален, каждый случай заслуживает внимания и особого подхода, который обеспечивает маленьким пациентам научно-практический центр детской психоневрологии.

Задержки моторного развития

ЗМР – это особенность развития, при которой малыш не осваивает двигательные навыки или приобретает их с заметным отставанием от нормы. При темповой задержке происходит отставание ребенка в развитии на один декретированный срок, то есть, малыш получает навыки последовательно, но медленно. Это повод наблюдаться у невролога, но, как правило, ситуация не предвещает существенных проблем со здоровьем. Если следовать указаниям врача, то в дальнейшем ребенок с таким типом задержки ничем не будет отличаться от сверстников.

Ситуация более серьезная и требует постоянного контроля, если:

А) Отставание в развитии более серьезное: например, ребенок к 1 году не сидит, или в 7-8 месяцев не переворачивается;

Б) Развитие происходит неравномерно или наблюдаются «откаты» в развитии: это когда ребенок, научившийся уверенно сидеть или ходить, вдруг начинает делать это неуверенно или перестаёт делать вовсе.

В этих случаях врач-невролог может поставить ребенку один из следующих диагнозов

Выраженная задержка моторного развития. Это не обязательно ДЦП, есть масса других патологий, которые имеют схожую клиническую картину – например, пороки развития головного мозга, заболевания, связанные с нарушением обмена веществ, синдромальные формы задержки развития, которые могут быть обусловлены рядом нарушений на хромосомном уровне, и многое другое).

Избирательное нарушение двигательной функции. Это асимметричная слабость мышц, наблюдается только с одной стороны тела: ребенок переворачивается только на одну сторону, ходит прихрамывая, тянется к игрушкам только одной рукой, неровно держит голову (гемипарез). Еще один симптом – появление «лишних» движений, гиперкинезов.

Нарушение осанки, снижение мышечного тонуса. Если осевая мускулатура ребенка не имеет достаточной поддержки, у малыша нарушается осанка и походка, и это тоже неврологическая проблема. Такие дети часто страдают от дисплазии соединительной ткани и поэтому склонны к травмированию суставов.

ДЦП (детский церебральный паралич). Собирательный термин для определения персистирующих двигательных нарушений, в основе которых лежит непрогрессирующее поражение мозга, обусловленное воздействием ряда неблагоприятных факторов в пренатальном, перинатальном и раннем постнатальном периодах. Много лет назад этот диагноз звучал как приговор, но сейчас специалисты-неврологи располагают большим арсеналом современных и высокоэффективных методик. При раннем обращении к врачу и грамотном подборе лечения можно добиться прекрасных результатов и жить полноценной жизнью.

Задержки психоречевого развития

Связаны с отставанием в психическом развитии ребенка, формировании основных психических функций мозга. Чаще диагностируется у детей старше 3 лет, однако некоторые первые симптомы заметны уже в самом раннем возрасте:

Отсутствие улыбки, выражения эмоций, контакта глазами с матерью, безучастность к внешнему миру;

Отсутствие разделения взрослых на своих и чужих, отсутствие страха перед незнакомцами или, наоборот, ребенок каждого взрослого, кроме мамы, встречает как чужого;

Немотивированная агрессия и аутоагрессия (бьет, щиплет себя, вырывает у себя волосы);

Нарушение пищевого поведения: ребенок плохо жует, крайне избирателен в еде или не может насытится и т.д.;

Нарушение формирования собственной (экспрессивной) речи и понимания обращенной речи.

Задержка психоречевого развития может быть просто особенностью на пути формирования ребенка как социальной единицы, но в отдельных случаях это первый симптом расстройства аутистического спектра (РАС). Причины РАС до сих пор доподлинно не установлены; над решением вопросов этиологии РАС бьются специалисты из многих медицинских и немедицинских специальностей (генетики, биологи, неврологи, психиатры, педиатры, иммунологи и многие другие)

Самое главное о задержках развития у детей:

Многие патологические состояния, выявленные в раннем детстве, удается компенсировать, и в большинстве своем успешно лечить. Но даже очень внимательные родители могут не видеть полной картины симптомов, поэтому крайне важно приходить на прием к врачу подготовленными. Ведь на приеме, в суете осмотра, раздевания и одевания ребенка, как правило, родители забывают часть симптомов, о которых они хотели сообщить специалисту, и решение проблемы, постановка диагноза, а соответственно и начало лечения затягивается на неопределенный срок.

Чтобы подготовиться к приему у детского невролога, следуйте несложным правилам:

Заранее составьте перечень всех волнующих вас вопросов;

Наблюдайте за малышом и фиксируйте (записывайте, запоминайте, снимайте на видео) все, что кажется вам странным, необычным, непривычным и т.д.;

Если состояние ребенка изменилось, запомните и отметьте тот момент, когда вы обнаружили эти изменения;

Не откладывайте посещение врача. То, что на бытовом уровне кажется незначительным и не требующим срочного лечения, может быть важным и серьезным симптомом.

Задержка моторного развития у детей

Задержка моторного развития (ЗМР) – это заметное отставание от нормы или отсутствие освоения ребенком двигательных навыков. Такие нарушения свидетельствуют о том, что у ребенка есть какие-то проблемы со здоровьем. Эффективность лечения зависит от того, насколько рано родители обратили внимание на проблему и обратились к врачу. В Центре восстановительной медицины проводится диагностика и коррекция задержки моторного развития у детей по индивидуальным программам с помощью безопасных и научно обоснованных методик.

Причины развития патологии

Различают два типа патологии. К первому относится темповая задержка моторного развития, не связанная с повреждением органов и систем. Причинами могут быть:

отсутствие занятий с малышом;

нарушение питания, режима сна;

незрелость ребенка – недоношенность, многоплодие, операции, инфекции, травмы в новорожденном периоде, малый вес.

Второй тип связан с органическими поражениями ЦНС врожденного или приобретенного характера. К возможным причинам относятся:

инфекции у матери (например, краснуха, грипп);

аутоиммунные, кардиоваскулярные, эндокринные болезни, стресс у матери;

гестозы на поздних сроках;

злоупотребление психактивными веществами, алкоголем, лекарственными препаратами, особенно в 1 триместре гестации;

профессиональная вредность, экологическое неблагополучие;

острые воспалительные заболевания, анемии, травмы у ребенка в раннем периоде.

Обычно в роддоме проводится диагностика состояния новорожденного с помощью инструментальных, лабораторных методов, определяется группа риска по возможным нарушениям.

Особенности задержки моторного развития

С момента рождения ребенок последовательно осваивает различные движения. Заподозрить задержку моторного развития родители могут, если малыш не укладывается в определенные временные диапазоны, характерные для большинства его сверстников:

В 1,5–3 месяца не держит голову в положении на животе.

К 5 месяцам не переворачивается с живота на спину.

В 8 месяцев не может садиться, ползать.

В 7–12 месяцев не стоит с опорой.

К 11–14 месяцам не делает самостоятельные шаги.

В 2 года не бегает, не осваивает подъем по лестнице, сложно преодолевает малейшие препятствия.

К 3 годам часто падает, не интересуется подвижными играми, плохо говорит.

К 4 годам не может самостоятельно одеться, застегнуть пуговицы.

Если в эти сроки ребенок не выполняет вышеперечисленные тесты на развитие моторики, то необходимо искать возможные причины отставания, определить их сущность и дальнейший прогноз. Формирование двигательных навыков зависит от состояния и степени зрелости опорно-мышечного аппарата, центральной нервной системы. Допустима некоторая задержка развития по темпу, связанная с незрелостью ребенка.

Такие дети при правильном уходе и реабилитации догоняют своих сверстников, как правило, в течение 3–6 месяцев. Остальные случаи рассматриваются как отставание. Обычно ставятся синдромальные диагнозы, указывающие на различные отклонения в развитии:

нарушение мышечного тонуса;

гипервозбудимость ЦНС и другие синдромы.

Дети с подобными диагнозами должны наблюдаться не только педиатром, но и неврологом, и проходить комплексное лечение.

Последствия и риски задержки моторного развития

Первые самостоятельные шаги – это важный этап познания окружающей среды. В процессе передвижения ребенок знакомится со многими предметами. В результате развиваются его зрительные, осязательные ощущения, восприятие, чувство трехмерности пространства. При непосредственном контакте с окружающими предметами у малыша формируется чувство «Я», то есть выделение себя из окружающего мира. Чем увереннее ребенок передвигается, тем быстрее он овладевает речью.

При продолжительной задержке моторного развития у детей и отсутствии ее коррекции возникает статико-моторная недостаточность, мозговая дисфункция. Соответственно, страдает мелкая моторика, координация движений, развитие речи, памяти, письма, эмоций. Такие дети испытывают неуверенность в себе, отстают от сверстников и тяжело адаптируются в социуме. В запущенных случаях последствия более тяжелые – нарушается интеллектуальное развитие, что может привести к инвалидности.

Важно выявить нарушения в самом раннем возрасте, чтобы вовремя начать лечение. К факторам риска задержки моторного и речевого развития относятся:

низкий и очень низкий вес;

искусственная вентиляция легких;

судороги в новорожденный период;

метаболические расстройства (низкий сахар, выраженная желтуха);

сохранение незрелости более 3 месяцев, особенно у доношенного ребенка;

более 2 недель вялая реакция на окружающих, нет самостоятельного сосания;

утрата ранее приобретенных навыков.

Если у ребенка выявляется даже совсем незначительная задержка определенных навыков, но он входит в группу риска, его моторное развитие необходимо строго контролировать.

Коррекция задержки моторного развития

Медицина располагает разнообразным и мощным арсеналом средств лечебно-коррекционных мероприятий. Лечение неврологических расстройств основано на 3 основных принципах:

Этиологическая терапия. Направлена на устранение причинного фактора болезни.

Патогенетическая терапия. Представляет собой блокирование патологических процессов, стимуляцию защитных сил организма, его компенсаторных возможностей.

Симптоматическая терапия. Устранение отдельных симптомов.

Лечение проводится с помощью медикаментозных и немедикаментозных средств. К последним относятся высокоэффективные методики:

медицинский массаж – устранение гипертонуса, улучшение местного и общего кровотока, укрепление мышц, снятие напряжения;

лечебная физкультура – тренировка мышц, развитие моторных навыков, координации;

занятия на тренажерах;

занятия по развитию мелкой моторики;

авторские индивидуальные программы.

Если вовремя начать лечение, то можно добиться полного восстановления или значительного улучшения состояния.

В нашем центре работают высококвалифицированные специалисты, владеющие самыми современными методами коррекции задержки моторного развития у детей. Записаться на прием к врачу можно по телефонам +7 (8552) 78-09-35, +7 (953) 482-66-62.

Задержка моторного развития

Задержка моторного развития или ЗМР – это особенность физического развития малыша, при которой он не осваивает двигательные навыки или приобретает их с заметным отставанием от нормы. Симптомы синдрома ЗМР проявляются уже в первые месяцы жизни младенца, поэтому заботливые родители должны предельно внимательно следить за физическим состоянием своего малыша.

Причины ЗМР

Развитие моторных навыков напрямую зависит от работы отделов мозга, отвечающих за правильную осанку и координацию движений. Малыш начинает самостоятельно двигаться тогда, когда его опорно-двигательный аппарат сформировался, за что отвечает наследственная генетическая программа. Однако всегда есть риск – что-то может пойти не так во время беременности, родов, в первые дни/недели/месяцы жизни крохи.

Основными причинами синдрома ЗМР специалисты называют:

  • Патологии формирования коры мозга еще в материнской утробе
  • Инфекционные заболевания, которые перенесла будущая мама при беременности
  • Сложный акушерский анамнез – травмы при родах, гипоксия, асфиксия
  • Злоупотребление родителями наркотическими средствами и алкоголем
  • Воздействие радиации и электромагнитных излучений на плод

О причинах отставания в моторном развитии можно говорить очень много и долго. Нужно понимать, что в этом вопросе многое зависит от унаследованного алгоритма моторного развития. Малыш может пойти в 7 месяцев, но это не значит, что он станет лучшим атлетом, чем тот, кто пошел в 11,5 месяцев.

Главная задача родителей – здраво смотреть на развитие своего ребенка и при наличии малейших симптомов ЗМР не тешить себя иллюзиями и не откладывать поход к специалисту. Очень часто задержка психомоторного развития переходит в гораздо более страшный диагноз – ДЦП. Поэтому здесь надежды на «авось пронесет» быть не должно.

Когда бить тревогу?

  • К концу первого месяца жизни ребенок не может самостоятельно удерживать головку в течение 20-30 секунд.
  • В двухмесячном возрасте он не в состоянии поднять голову на пару минут из положения лежа на животике.
  • К трем месяцам малыш не держит погремушку, когда ее вкладывают ему в руку, не смотрит на свои ручки, не сцепляет их вместе.
  • В четыре месяца младенец не может сменить положение тела, перевернуться на бок со спины.
  • 5 месяцев – держит головку неуверенно, не может перевернуться с животика на спинку.
  • 6 месяцев – ребенок сам не берет игрушки, не перекладывает предметы с одной руки в другую, не перебирает ножками, если поддерживать его под мышками.
  • 7 месяцев – не совершает попыток сесть, удерживаясь за мамины руки.
  • К концу 8 месяца он не способен подползать к интересующему предмету, не может сидеть самостоятельно и стоять с поддержкой.
  • К концу 9 месяца жизни ребенок все еще сидит неуверенно, не может стоять опираясь на мебель/стену, не ползает, не способен сам пить из кружки.
  • В год малыш не делает хотя бы несколько шагов вдоль кроватки или дивана, не садится на корточки, держась за мебель.
  • В два года – не говорит слов, в три года – плохо говорит, часто падает при ходьбе и не интересуется играми.

Если ваш ребенок по поведению и моторному развитию отличается от сверстников, это еще не повод впадать в панику. Но это тревожный звоночек. У каждого малыша собственные физиологические особенности и генетика. Однако если к определенному возрасту у него не сформировалась моторика и двигательные навыки, тогда стоит незамедлительно обратиться за квалифицированной помощью и начать реабилитационную программу как можно раньше и в комплексе.

Диагностика ЗМР

Чем раньше будет обнаружена проблема в моторном развитии, тем выше шансы на успешную терапию с наименьшими потерями для физического здоровья ребенка. Физическое развитие детей тесно связано с процессами мышления, психоэмоциональным состоянием, речевыми нарушениями. Отстающие в моторном развитии детки хуже усваивают двигательные навыки, чаще страдают от неправильной осанки и нарушений координации движений. Им намного сложнее научится складывать кубики и пазлы, ловить мячик, ездить на велосипеде. Серьезные проблемы возникнут во время обучения чтению и письму.

Еще в роддоме специалисты стараются обнаружить патологию в развитии новорожденного – делают анализ крови на генетические заболевания, оценивают младенцев по шкале Апгар. В дальнейшем малыш наблюдается у педиатра, проводятся регулярные осмотры у детского невролога.

Лечение ЗМР

Программа лечения должна быть комплексной и основываться на анализе проблем и потребностей маленького пациента. Системный, строго индивидуальный подход – центральная ось любого комплекса реабилитационных мер. Поэтому в терапевтическом процессе активное участие принимает сплоченная команда узкоспециализированных врачей – невролог, педиатр, реабилитолог, ортопед, психолог. Часто к процессу лечения подключаются логопеды и дефектологи, поскольку ЗМР накладывает свой отпечаток на речевое развитие детей.

В нашем Центре работают специалисты с опытом работы не только в России, но и в странах Европы, США. В профессиональном арсенале врачей – современные методики, доказавшие свою эффективность, богатейший практический опыт и желание поделиться своими знаниями с родителями больных деток.

Мы воспринимаем родителей как самых главных наших помощников, стараемся обучить их всем тем методикам, которые используем в реабилитационном процессе. Комплексный системный подход к лечению – это гарантия стабильного результата и положительной динамики в реабилитации деток с ЗМР любой степени сложности.

Мы стремимся не просто помочь малышу научится переворачиваться, держать головку, сидеть, ползать, ходить, но и избежать вторичных деформаций, таких как контрактуры суставов, вывихи тазобедренных суставов, нестабильность голеностопного сустава. Все эти патологии тормозят нормальное развитие моторики.

Программа лечения ЗМР включает:

  • Терапия по методу Войта
  • Методика Бобат
  • Методика
  • JKA-метод
  • Занятия на виброплатформе Галилео
  • Микро-мануальная терапия
  • Краниосакральная терапия

Для закрепления результата и предотвращения регрессии мы также рекомендуем занятия ЛФК, которые проходят в нашем Центре в игровой интересной форме. Позитивный настрой маленьких пациентов способствует более быстрому и глубокому усвоению новых движений, а упражнения выполняются без физических и эмоциональных пыток.

Для нас очень важно, чтобы малыши чувствовали себя комфортно на занятиях и верили в успех реабилитации вместе с нами.

Задержка моторного развития ЗМР ребёнка: причины, особенности и закономерности по месяцам

Каждый ребёнок – это личность со своим набором индивидуальных качеств. Из-за этого развитие каждого ребёнка протекает по – разному, соответственно их различию между друг другом. У развития имеются принятые нормы и принципы и, если оно идёт не так, как запланировано, родители детей начинают пугаться и бить тревогу. Часто родители беспокоятся просто так, это вам подтвердит любой опытный врач, но порой их опасения оказываются верными и у ребёнка обнаруживают задержку моторного развития.

Как её можно распознать и обнаружить? Как он проявляется, из каких симптомов состоит? Действительно ли это настолько опасно? На все эти вопросы попробуем найти ответ в этой статье, разберёмся во всех нюансах и найдёт необходимые ответы. Если у вас есть опасения касательно заболевания собственного ребёнка и вы только что в них убедились, срочно направляйтесь в клинику – это важно!

Задержка моторного развития ребёнка

После рождения ребёнка заметить подобную проблему бывает довольно трудно. Сложно, но можно в некоторых случаях. Зачастую, начиная беспокоиться, родители замечают физические отклонения, а не саму задержку. Она обычно обнаруживается у детей чуть позже – как минимум в первые 3 года жизни.

Очень важно заметить недуг как можно раньше, ведь если задержка находится ещё только на ранней стадии, её можно вылечить. Чем раньше заметишь, тем раньше начнётся лечение у врачей. По статистике, большинство детей, регулярно занимающихся с врачами, нивелируют все отклонения и возвращаются в нормальный ритм физиологического развития.

Но как понять, что у ребёнка проявляется задержка моторного развития? На самом деле, необязательно быть квалифицированным врачом, чтобы заметить что-то неладное. Пускай, развитие детей действительно протекает по – разному, но отклонение есть отклонение, поэтому проявляется ярко и чётко. Если дитя к определённому возрасту не способен делать то, что уже попросту обязан, стоит задуматься. Помните, главное с этим не медлить. Если на приёме у доктора окажется, что это ложный вызов останется радоваться. А если опасения подтвердятся – вы спасёте ребёнка.

Если за год своей жизни ребёнок не научился держать голову, воспринимайте это как мощный сигнал. Срочно обращайтесь к неврологу. В список подобных сигналов также можно отнести неспособность сидеть, ползать или ходить. Если за 6 месяцев малыш не научился сидеть, за 9 даже не начал ползать, а к году не попробовал встать на ноги, то это ненормально.

Не менее важный сигнал – это то, как ребёнок есть. Если он держит ложку неуверенно или неловко, а его одногодки уже вовсю самостоятельно принимают пищу, стоит моментально идти к врачу за консультацией. Можно привести ещё много примеров, но вы и сами поняли принцип: любой намёк на отклонение является сигналом. Помните, сходить к врачу совсем несложно, хотя бы для перестраховки.

Причины нарушения

На самом деле, причин для подобных нарушений, не только задержки в моторике, может быть уйму, чаще всего они исходят от матери и обстановки вокруг неё. Например, если будущая мама употребляет табачные изделия, алкогольную продукцию, часто нервничает – это ведёт к возможному диагнозу в будущем. На потенциальную задержку у ребёнка также влияют родовые травмы, нестабильная обстановка в семье, плохой климат, вредное производство и так далее.

Как это вылечить? Что может предложить врач? Эти вопросы чаще всего задают взволнованные родители. Одного ответа не существует, ведь как говорилось ранее: «каждый ребёнок – индивидуальность». Поэтому и вариантов лечения множество, всё зависит от специфики случая. Главное, что могут сделать мама с папой – это следовать всем рекомендациям доктора, не отклоняясь ни на сантиметр. Только тогда у ребёнка будет шанс побороть опасный недуг.

Кроме того, не следует бояться, если врач назначает применение сосудистых препаратов, потому что нарушение двигательных функций у детей первого года жизни может проявляться мышечной дистонией, когда одни мышцы напряжены, а другие наоборот чрезмерно расслаблены. Именно мышечная дистония в некоторых случаях может вызвать задержку в развитие моторики и нарушения в двигательном аппарате ребёнка. Препараты для сосудов, которые, возможно, выпишет доктор будут способствовать предотвращению подобной ситуации.

Читайте также  Сколько должен быть эндометрий при подсадке

Проблемы с мышечным тонусом могут возникнуть из-за множества факторов. Зачастую проблемы встречаются ЦНС – головном и спинном мозге. Всё это в целом в особенности влияет на развитие у малыша гипоксии, что ведёт к недостатку кислорода в организме, а в дальнейшем к ишемической болезни сердца.

К слову, последнее также располагает к гипоксии, а это крайне опасно. Представьте или вспомните, каково это находиться в закрытом помещение с закупоренными окнами? А теперь вообразите, что чувствует ребёнок при регулярной нехватки кислорода в организме? Именно, исходя из этих представлений, врач выбирает тот или иной способ лечения.

Сосудистыми препаратами доктор, скорее всего, не ограничится и вкупе с ним добавит обязательный массаж, водные процедуры, регулярную гимнастику (дома или в специализированном центре). Ребёнок должен постоянно находится под тщательным наблюдением невролога и педиатра. Это поможет врачам лучше отслеживать динамику лечения. Если улучшений не будет, врачи назначат УЗИ головного мозга (НСГ).

Особенности моторного развития

Крайне неправильно сравнивать детей или гордиться тем, что ваш ребёнок начал ходить быстрее или самым первым заговорил. Развитие детей сильно отличается и порой то, что кажется отклонением, на самом деле является особенностью, а не болезнью. Да, один малыш может начать ходит в 5 месяцев, а другой сделает это через 2 месяца. Как правило, мамочки вторых малышей расстраиваются в таких ситуациях, но этого делать не стоит.

Порой организм малыша работает не так, как хотелось бы многим родителям. У кого-то организм развивается быстрее, у кого-то медленно, всё зависит от обстоятельств, среды и головного мозга. Ребёнок банально не сможет нормально ходить, пока его осанка и мускулатура не разовьётся в должной степени. И тут можно делать всё, что угодно: заставлять, тренировать, просить…Пока организм ребёнка не разовьётся, он не пойдёт – точка.

Важно не мешать ребёнку, он должен прийти к этому самостоятельно, лучше не торопить события, а придерживаться норм и рамок. Например, ребёнок должен сделать первые шаги к году. Если не сделал, значит стоит бить тревогу и идти к врачу. Самое лучшее в начале развития помогать ребёнка, то есть оказывать ему внимание, заботиться, делать массаж, гулять.

Выполняя всё это, однажды наступит момент, когда организм малыша разовьётся, его осанка и мускулы придут в нужную форму и он сам встанет, возьмёт игрушку и поползёт, главное – это родительское терпение. К тому же ведь многое исходит от папы и мамы, возможно, в семье есть какие-либо генетические или хронические заболевания. Если родители ребёнка тоже поздно начали говорить, ходить или сидеть, то от малыша не стоит ждать большего. Он уже запрограммирован генетически.

Закономерности моторного развития у детей до 1 года

  • Движение ограничено, тонус сгибательных мышц повышен;
  • На нормальном уровне работают только мышцы, поддерживающие работу сердца, лёгких и прочих важных для жизни органов;
  • Мышцы развиваются постепенно, но быстро. Изначально укрепляются шейные мышцы.
  • Малыш уже может поднять голову, когда лежит;
  • Когда второй месяц подходит к концу, ребёнок способен крутить головой и держать её наплаву в течение нескольких секунд.
  • Ребёнок старается чаще двигается, он уже вовсю пытается ухватиться за игрушку;
  • На животе теперь поднимает не только голову, но и туловище (не полностью, но старается).
  • Малыш спокойно поднимает голову, когда лежит на спине;
  • Способен менять своё лежачее положение, может перевернуться на живот.
  • Младенец теперь может опираться на руки, приподнимая туловище, когда лежит на животе;
  • Старается подняться, лёжа на спине;
  • Спокойно хватает висячие игрушки;
  • При помощи родителей может встать на ноги.
  • Ребёнок научился ползать;
  • Взаимодействует с игрушками и прочими предметами: играется, бросает, бьёт, хлопает;
  • Поднимается из лежачего положения, но сидит неуверенно.
  • Ребёнок может сидеть, но не длительное время;
  • Хорошо и уверенно ползают, могут долго стоять при помощи взрослых.
  • Самостоятельно и подолгу сидит;
  • Пробует встать без помощи взрослых, держась за кровать или опираясь обо что-то другое.
  • Ребёнок достойно стоит, при помощи взрослых может пробовать ходить;
  • Учиться перелазить через предметы, на что-то запрыгнуть, заползти;
  • Появляется ловкость, теперь он запросто может перевернуться.
  • Может нагнуться, появляется пластика, улучшается ловкость тела;
  • Старается устоять на месте без помощи окружающих;
  • Может открыть и закрыть ящик, шкатулку, коробку;
  • Учиться вкладывать предмет в предмет.
  • Может подолгу ходить за ручку;
  • Может сползти с кровати или дивана, способен переступать через ступени.
  • Спокойно стоит и ходит, не нуждается в поддержке;
  • Вместе со взрослым, держась за руки, может подниматься по ступеням;
  • Держит предмет двумя руками;
  • Взаимодействует не только с игрушками, но и бытовыми предметами.

Понятное дело, что всё – это статистика и отдельно взятые случаи, прошедшие процесс компиляции и анализа, но это нормы, которых стоит придерживаться. Да, если ваш ребёнок отклоняется всего на 1 или 2 месяца – это не страшно, а даже нормально. Но если отклонения увеличиваются, и разница составляет более 2 месяцев, стоит срочно обратиться к неврологу.

Задержка психомоторного развития у детей

Задержка развития у ребенка делится на 2 основных вида – специфическую и неспецифическую.

От вида зависит лечение и прогноз на будущее. Поговорим об основных признаках задержки умственного и психофизического развития у детей.

  • Доброкачественная неспецифическая задержка психомоторного развития.
  • Специфическая задержка психомоторного развития

Доброкачественная неспецифическая задержка психомоторного развития.

Запаздывание становления двигательных, психических и речевых функций на любом возрастном этапе без появления патологических синдромов.
Не связана с повреждением мозга. Легко поддается коррекции.
С возрастом компенсируется при благоприятных условиях внешней среды без лечения.

ЗПР – задержка психического развития – это другая история, о ней тут.

Диагноз устанавливается при замедлении темпа созревания мозга без качественных изменений.

Выделяют тотальную (равномерную) доброкачественную неспецифическую задержку психомоторного развития, при которой выявляется равномерное отставание в развитие всех функций, и парциальную (неравномерную) доброкачественную неспецифическую задержку психомоторного развития, при которой выявляется отставание лишь одной или нескольких функций при сохранности остальных.

Период новорожденности

  1. Отсутствие четкого рефлекса на время (кормления, сна).
  2. Отсутствие реакции голода и насыщения.
  3. Отсутствие или слабая выраженность ротового внимания.
  4. Быстро истощающиеся, плохо выраженные безусловные рефлексы, возникающие после латентного периода или при многократном раздражающем воздействии.
  5. В положении лежа на животе не приподнимает голову.

При осмотре у таких детей спонтанная двигательная активность достаточно выражена, преобладает флексорный гипертонус мышц, рефлексы симметричны и количество стигм дисэмбриогенеза не превышает 4-5 стигм.

Период от 1 до 3 месяцев жизни

  1. Незначительное увеличение времени активного бодрствования ребенка.
  2. Незначительная выраженность или отсутствие положительных эмоциональных реакций.
  3. Кратковременная реакция сосредоточения с быстрым ее истощением.

Период от 3 до 6 месяцев жизни

Запаздывание становления цепных симметричных рефлексов (отсутствие поворотов со спины на живот и опоры на руки в положении на животе)

Период от 6 до 9 месяцев жизни

  1. Отсутствие выраженной активности при общении с незначительным количеством жестов и игровых реакций.
  2. Однообразный лепет без выраженной эмоциональной окраски.
  3. Отсутствие захвата предметов 2-мя пальцами.
  4. Отсутствие реакции на словестные команды.
  5. Самостоятельно не садится, не делает попыток встать, плохо ползает.

Период от 9 до 12 месяцев жизни

  1. Отсутствие общения при помощи лепетных слов.
  2. Отсутствие интонационной окраски лепета.
  3. Стоит с поддержкой, не ходит.
  4. Начинает действовать по подражанию.

В каждый возрастной период возможно выпадение не всех, а отдельных элементов психомоторного развития в каждый возрастной период (ребенок что-то делает, а что-то не делает).

При благоприятных условиях внешней среды отставание ликвидируется в течение 1-2 возрастных периодов без назначения лечения.

Специфическая задержка психомоторного развития.

Нарушение становления двигательных, психических и речевых функций, связанная с повреждением мозговых структур, проявляющаяся патологическими синдромами и не компенсирующаяся самостоятельно.

Специфическая задержка психомоторного развития возникает в результате :

  1. Дизэмбриогенетические нарушения с формированием пороков развития ЦНС.
  2. Воздействие гипоксически- ишемических, травматических, инфекционных и токсических факторов.
  3. Нарушение обмена веществ.
  4. Наследственные болезни.

Вначале специфическая задержка психомоторного развития может быть парциальной, но в дальнейшем обычно развивается тотальная (генерализованная) задержка психомоторного развития с равномерным нарушением двигательных, психических и речевых функций, сопровождающаяся диспропорциональностью соматического развития..

Специфическая задержка психомоторного развития 1 степени (легкая).

Запаздывание психомоторного развития ребенка не более чем на 1 возрастной интервал с тенденцией к постепенному сокращению временного дефицита по мере роста ребенка.

Ребенок догоняет своих сверстников в формировании двигательных, психических и речевых функций на первом году жизни при своевременном назначении и проведении правильного лечения

  1. Генерализованная задержка психического, моторного и речевого развития.
  2. Преобладание нарушений двигательных функций.
  3. Качественные особенности выражены не резко, что не создает препятствий к формированию функций.
  4. Хорошо поддается коррекции при раннем начале лечения.

Специфическая задержка психомоторного развития 2 степени (средней тяжести).

Запаздывание психомоторного развития ребенка не более чем на 1 возрастной интервал при отсутствии тенденции к постепенному сокращению временного дефицита, который сохраняется на протяжении всего первого года жизни. Иногда отмечается нарастание временного дефицита по мере усложнения формирующихся функций.

Двигательные, психические и речевые функции формируются у ребенка с некоторым постоянным запаздыванием по отношению к психомоторному развитию сверстников даже при своевременном назначении и проведении правильного лечения.

  1. Качественные изменения приобретаемых навыков с нарушением ведущего звена приобретаемых функций.
  2. Усиление выраженности временного дефицита по мере роста ребенка.
  3. Положительная динамика в формирования возрастных навыков при проведении своевременного лечения.

Специфическая задержка психомоторного развития 3 степени (тяжелая).

Запаздывание психомоторного развития ребенка более чем на 1-2 возрастных интервала с развитием стойкого временного дефицита с тенденцией к усилению по мере роста ребенка.

Стойкие нарушения двигательных, психических и речевых функций без выраженной тенденции к их развитию.

  1. Отсутствие формирования основных возрастных навыков (в т.ч. отсутствие формирования речи и двигательных функций) в динамике.
  2. При наличии у ребенка прогрессирующих обменных или инфекционных заболеваниях возможна утрата и ранее приобретенных навыков.

О клинических синдромах острого и восстановительного периодов поражений ЦНС у новорожденных и детей раннего возраста читайте в статье: Признаки поражения ЦНС у детей раннего возраста.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector